Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

У «ВИМ-Авиа» закончились оборотные средства

Собственники авиакомпании ведут переговоры с чиновниками, кредиторами и банкирами в попытках спасти ситуацию
0
Фото: ТАСС/Геодакян Артем
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

У одного из крупнейших российских чартерных перевозчиков — компании «ВИМ-Авиа» — возникли сложности, связанные с недостатком средств для ведения текущей операционной деятельности. С утра субботы в аэропорту Домодедово были задержаны на вылет десятки рейсов. По причине накопившейся задолженности другие аэропорты могут отказаться от продолжения обслуживания самолетов авиакомпании, что может привести к веерной остановке полетов перевозчика по всей стране. В настоящее время авиационными властями прорабатываются меры, направленные на предотвращение коллапса в аэропортах и обеспечение перевозок пассажиров при любом развитии ситуации.

«ВИМ-Авиа», входящая в десятку крупнейших российских авиакомпаний, в 2017 году на фоне роста перевозок активно занималась расширением парка воздушных судов. За семь месяцев текущего года компания перевезла 1,4 млн пассажиров, что на 35,5% больше, чем за аналогичный период 2016-го. Однако возникшая летом задержка с поступлением нескольких новых самолетов привела к срывам чартерных программ и неполучению ожидавшейся выручки при увеличившихся расходах. Эта причина, скорее всего, и стала катализатором ситуации, приведшей к недостатку средств.

Как рассказали «Известиям» в аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича, от авиакомпании «ВИМ-Авиа» был получен запрос по поводу оказания поддержки в связи со сложным финансовым положением.

— Этот запрос был направлен в Минтранс для формирования предложений о возможностях выхода из ситуации, — подчеркнула представитель аппарата вице-премьера.

В Росавиации «Известиям» рассказали, что длительные задержки вылетов регулярных и чартерных рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» из аэропорта Домодедово связаны с неурегулированной задолженностью перевозчика перед топливно-заправочными организациями.

— Вместе с тем сегодня утром топ-менеджмент авиакомпании завершил переговоры о предоставлении гарантийных обязательств, которые позволят в ближайшие дни осуществить запланированные ранее рейсы. Сейчас открывается регистрация, в ближайшее время начнется отправка пассажиров к местам назначения, — заявил представитель Росавиации.

Согласно информации «СПАРК-Интерфакса», авиакомпания принадлежит гражданам РФ Светлане и Рашиду Мурсекаевым.

В настоящее время авиакомпанией предпринимаются попытки получить заемное финансирование для оздоровления финансово-экономического положения компании. По словам знакомого с ситуацией источника «Известий», такая возможность сохраняется и все еще считается наиболее реалистичным вариантом выхода из сложившегося положения.

В «ВИМ-Авиа» сообщили, что временные трудности с расписанием авиакомпании вызваны традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов.

— Был проведен ряд консультаций с государственными органами, контролирующими авиационную отрасль, а также переговоров с партнерами авиакомпании. В данный момент достигнуты предварительные соглашения, что должно привести к исправлению ситуации. Разрабатывается план урегулирования ситуации совместно с финансовыми организациями, принявшими решение поддержать авиакомпанию, — заявил «Известиям» представитель «ВИМ-Авиа».

По данным источника «Известий», долги авиакомпании за аэропортовое обслуживание, топливо и лизинговые платежи в настоящее время могут составлять сотни миллионов рублей. Задержка выплаты зарплаты персоналу авиакомпании, по его словам, превышает два месяца.

В Росавиации несколько дней назад прошло совещание, где анализировалось финансовое положение авиакомпании, а также обсуждалось, кто смог бы обеспечить перевозку пассажиров, купивших билеты на рейсы «ВИМ-Авиа». Ситуация осложняется тем, что в сентябре объемы перевозок все еще высоки, поэтому свободных провозных емкостей на рынке физически нет —в октябре-ноябре эта проблема не была бы такой острой. В то же время присутствовавший на совещании совладелец авиакомпании Рашид Мурсекаев заверил, что в ближайшее время проблему удастся решить.

По данным источника «Известий», по ситуации на вечер пятницы базовым для «ВИМ-Авиа» московским аэропортом Домодедово решение о прекращении обслуживания авиакомпании не рассматривалось.

Эксперт в сфере авиационного права и экономики Сергей Детенышев заявил «Известиям», что возможное банкротство «ВИМ-Авиа» не окажет существенного влияния на рынок авиаперевозок.

— Обязательства остановившего полеты перевозчика будут выполнены крупными авиакомпаниями. Им же отойдет и его рыночная доля. Общие изменения долей будут небольшими, — отметил Сергей Детенышев.

При этом, по словам советника руководителя Ростуризма Дмитрия Горина, «ВИМ-Авиа» является значимой компанией для туристического рынка.

— Если авиакомпания вдруг прекратит полеты, возникнут проблемы для всего рынка. Туристический сезон еще не закончен, летние программы продолжаются. Кроме того, у них помимо чартеров много регулярных, в том числе социально значимых, рейсов, причем на некоторых из них компания является единственным перевозчиком. Здесь нужно цивилизованное решение ситуации. Только поддержка акционеров и разумное сокращение полетных программ могут помочь урегулировать сложившуюся ситуацию, — заявил «Известиям» Дмитрий Горин.

По его мнению, авиакомпания в этом году переоценила свои возможности по выполнению чартерных рейсов на фоне существенного роста объема перевозок. Из-за этого в летний сезон в целом 220 тыс. туристов были перебронированы с рейсов «ВИМ-Авиа» на рейсы других перевозчиков.

— Похоже, в случае с «ВИМ-Авиа» мы можем наблюдать риски, связанные с агрессивной маркетинговой стратегией. Фактически еще в «высокий» сезон компания имеет большие проблемы с ликвидностью, что с высокой вероятностью может означать ее уход с рынка. «ВИМ-Авиа» сделала ставку на агрессивный рост и захват доли рынка, но такая стратегия традиционно сопряжена с необходимостью иметь серьезные финансовые резервы. Следует отметить, что подобная коллизия случилась не на падающем рынке, как это было, например, с «Трансаэро», а на вполне растущем. За первое полугодие 2017 года пассажирские перевозки выросли на 22%, а по отдельным направлениям — до 30% и более. Так что главной проблемой «ВИМ-Авиа», скорее всего, стала слишком амбициозная стратегия, — сказал «Известиям» независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

Действующий парк авиакомпании «ВИМ-Авиа» на сегодня состоит из 17 самолетов, в том числе одного Boeing 777-300ER, одного Boeing 777-300, семи Boeing 777-200, одного Boeing 767, трех Boeing 757, одного Airbus A330, трех Airbus A319. Кроме того, есть еще восемь самолетов, которые не выполняют полеты. Так, по техническим причинам не летают два Boeing 777 и два Boeing 757. У одного Boeing 777 ожидается замена двигателя. Кроме того, в неисправном состоянии находятся Airbus 330, Airbus A319, а также единственный в парке Boeing 737.

Первые длительные задержки и отмены рейсов «ВИМ-Авиа» произошли 26 мая. С 29 мая отмены полетов приобрели веерный характер. В авиакомпании задержки и отмены вылетов объясняли поздним возвратом с планового техобслуживания трех самолетов, а также увеличившимся пассажиропотоком в начале сезона отпусков.

Прямой эфир