Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Армия
Силы ПВО ликвидировали 34 украинских БПЛА над территорией РФ
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Мир
Замглавы МИД РФ Руденко отметил стремление Запада оказать давление на КНДР
Мир
Два человека погибли в результате крушения патрульного самолета в Колорадо
Мир
Риттер заявил о желании Байдена втянуть США в ядерную войну до инаугурации Трампа
Армия
Военнослужащие ВС РФ рассказали о модернизации FPV-дронов в полевой мастерской
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Происшествия
В Подмосковье мужчина скончался после падения с крыши во время ремонта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Общество
Космонавты с орбиты МКС поздравили россиянок с Днем матери
Мир
Участники COP29 утвердили климатическое финансирование объемом $300 млрд в год
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

В Петербурге готовятся отметить 85-летие Родиона Щедрина

Мариинский театр посвятил юбилею выдающегося композитора электронную выставку
0
Фото: ТАСС/Интерпресс/Валентин Барановский
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В честь грядущего юбилея Родиона Щедрина (16 декабря народному артисту СССР исполняется 85) Мариинский театр открыл необычную выставку «Щедрин в Мариинском». Фотолетопись обращений театра к творчеству выдающегося мастера, созданная штатными фотографами театра Юлией Ларионовой, Валентином Барановским и Наташей Разиной, размещена на сайте театра и доступна любителям искусства во всех уголках мира. Нет сомнений, что ее аудитория будет в разы больше, чем в случае стандартной экспозиции.

Мариинка впервые поставила Щедрина в 1978 году, еще в бытностью свою ГАТОБом имени Кирова. Это была опера «Мертвые души». Последняя постановка датируется 2017-м, вновь опера — «Не только любовь». Кроме того, худрук и директор театра Валерий Гергиев постоянно исполняет музыку своего друга в симфонических концертах. Им посвящен отдельный фотораздел, запечатлевший премьерные выходы дирижера, композитора и оркестрантов.

Всего в разные годы в мариинском репертуаре значились 11 произведений Щедрина. Помимо названных  — «Очарованный странник», «Конек-горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Левша», «Боярыня Морозова», «Рождественская сказка». Некоторые были поставлены не один раз, и любопытно проследить, как с годами менялось их прочтение.

Вот ярко лубочный «Конек-горбунок» хореографа Дмитрия Брянцева в декорациях и костюмах Марины Соколовой (1981). Золото куполов и многоцветье теремов чувствуются даже на черно-белых снимках. А вот почти конструктивистский, строго геометрический «Конек» в постановке Алексея Ратманского и художника Максима Исаева (2009). По репетиционным фото видно, что спектакль создавался в оптимистической атмосфере. Улыбаются все — постановщик, композитор, артисты и Майя Михайловна Плисецкая, которой Щедрин на заре их знакомства подарил этот балет.

Впоследствии композитор посвятил жене и музе все свои балеты, и во всех она была первой исполнительницей. Выставка дает возможность увидеть в ее партиях других балерин. На фото «Кармен-сюиты» в оригинальной версии Альберто Алонсо кокетничает Диана Вишнева, колдует Ульяна Допаткина, веселится Екатерина Кандаурова, страдает Виктория Терешкина. Разъясняет наследницам роль сама Плисецкая, как всегда, безупречно элегантная и восхитительно выразительная.

Те же лица, исключая Терешкину, представлены в разделе, посвященном «Анне Карениной» (2010). Когда Алексей Ратманский создал свой балет, первая постановка, осуществленная Плисецкой в соавторстве с Натальей Рыженко и Владимиром Головановым (1972), была почти забыта, так что новым Аннам пришлось легче, чем Карменситам: они избежали нелестных сравнений с великой Майей.

Любителей истории порадуют фотографии мэтров отечественного искусства. На одном из снимков Юрий Темирканов обсуждает концепцию «Мертвых душ» с Борисом Покровским (1978). Видно, что дирижер увлечен, а режиссер настроен скептически, однако разница настроений не помешала им в итоге создать выдающийся спектакль. В другом кадре совсем молодые и практически неузнаваемые Валерий Гергиев и Родион Щедрин поздравляют друг друга с премьерой «Конька» (1981). Они же обмениваются приветствиями на поклонах «Левши» (2013). Гергиев постарался преподнести эту многогранную музыку во всей полноте, а композитор, предвидя такую отдачу, заранее преподнес другу подарок — включил в партитуру его музыкальную монограмму.

К фотоописаниям спектаклей приложены эскизы костюмов, есть сценографические макеты, афиши, программки, видеоролики — всё, что должно сопутствовать «честной» выставке. Имеются также сопроводительные тексты и цитаты из рецензий, однако без этой дежурной составляющей можно было бы обойтись, к визуальному ряду она ничего не прибавляет. Зато высказывания Родиона Константиновича и его коллег по мариинским постановкам всегда на месте.

Читайте также
Прямой эфир