Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Колесная база

0
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Благодаря поддержке российского правительства и философской позиции руководства компании Mazda проект автосборки компании «Соллерс» на Дальнем Востоке устоял. И у него сейчас появляются последователи.

Экспортный вариант

Когда курс руб­ля в декабре 2014 года обвалился более чем в два раза, для проектов российской автосборки на Дальнем Востоке пришли тяжелые времена. Собственно, проект тогда был один — производственная площадка компании Sollers, запущенная в декабре 2009 года, на которой к этому моменту две компании — «Соллерс-Буссан» и «МаздаСоллерс Мануфэкчуринг Рус» — вели «отверточную» сборку семи моделей трех автопроизводителей: Mazda — CX-5 и 6, SsangYong — Rexton, Kyron, Actyon, Actyon Sports и Toyota Land Cruiser Prado. SsangYong ушел сразу, уже с января 2015 года прекратив поставку машинокомплектов, Toyota дотянула до июня, когда четырехстороннее соглашение (между «Соллерсом», «Соллерс-Буссан», Mitsui и Toyota Motor Corp.) о промышленной сборке Prado было досрочно расторгнуто. Причины были понятны — продажи автомобилей в России обвалились, и окупаемость инвестиций в локализацию производства оказалась под большим вопросом.

Аналитики пророчили подобный конец и совместному проекту «Соллерса» с Mazda. Он и в самом деле в мае 2016 года лишился таможенных льгот. Действие соглашения о промышленной сборке было приостановлено, так как компания не предоставила акт ввода цеха сварки, окраски и сборки кузова. В «Соллерсе» задержку с локализацией объясняли неразвитостью строительной инфраструктуры и инженерных коммуникаций в Приморье. Отмена льгот должна была привести к провалу проекта — ведь экономический смысл его для Mazda терялся. Но сборка вопреки этой логике не была приостановлена.

«Соллерсу» еще в 2014 году удалось заинтересовать японцев новым проектом — производством во Владивостоке двигателя Mazda SkyActiv-G (50 тыс. двигателей в год, из которых 40 тыс. пойдут на экспорт). Как объяснял на недавно прошедшем экономическом форуме в Санкт-Петербурге Вадим Швецов, владелец «Соллерса», благодаря более низкой цене на алюминиевое литье, преференциям по перевозке продукции для экспорта и сниженным до среднероссийского уровня дальневосточным энерготарифам проект оказался на 25% экономичнее, чем его китайский конкурент. В выигрыше все — и Mazda, которая, если верить Швецову, получает значительную экономию, и «Соллерс», сохранивший вопреки конъюнктуре свой дальневосточный автозавод, и российское правительство, получившее зримое подтверждение небесплодности всего проекта развития Дальнего Востока.

Надо сказать, что поддержка правительства была масштабной. Причем в буквальном смысле этого слова — практически весь арсенал доступных чиновникам мер был использован. Уже в феврале 2015 года дальневосточные автомобили вернули в список моделей, которые могут покупать чиновники для своих нужд (а такие закупки до 2014 года, когда список был сокращен, составляли 5% от проданных «Соллерсом»). Все три года сохраняются субсидии «Соллерсу» на перевозку автомобилей с Дальнего Востока в центр России — в текущем году из резервного фонда 850 млн руб­лей (этого достаточно, чтобы перевезти 17 тыс. автомобилей). В начале 2016 года компании был просубсидирован введенный утилизационный сбор.

С «МаздаСоллерс Мануфэкчуринг Рус» в сентябре прошлого года был подписан самый первый федеральный специнвестконтракт (СПИК). Этот новый инвестрежим, позаимствованный из китайского опыта, фиксирует обязательство правительства сохранять все предоставленные при подписании льготы и призван заменить соглашения о промсборке. Срок
СПИКа — выход проекта на операционную прибыль плюс пять лет, но не более десяти лет. «МаздаСоллерс Мануфэкчуринг Рус» обязалась инвестировать в завод по строительству двигателей 2 млрд руб­лей, создать не менее 609 рабочих мест и запустить производство в конце 2018 года.

В мае 2017 года благодаря увеличению предельной цены автомобиля с 1,15 млн до 1,45 млн руб­лей обе производимые компанией модели Mazda впервые попали в госпрограмму льготного автокредитования. А когда «Соллерс» понял, что созданная в 2014 году специально под проект свободная экономическая зона «не едет» (в компании жаловались на длительные проволочки с согласованиями), и попросился в местный проект территории опережающего развития (ТОР «Надеждинская»), правительство оперативно расширило границы ТОР — постановление подписано в июле 2017 года. На территории субсидируются расходы на создание инфраструктуры, есть льготы по налогам, и ускоренно согласовываются проекты.

Единственная обсуждавшаяся мера, которая до сих пор не реализована, это субсидирование морской доставки. Гендиректор ООО «МаздаСоллерс Мануфэкчуринг Рус» Дмит­рий Кудинов говорил, что доставка контейнера с участием Транссиба в направлении Восток — Запад превышает стоимость транспортировки окружным морским путем через Суэцкий канал более чем в два раза. О причине можно догадаться — российских перевозчиков на морском маршруте нет, а значит, субсидии доставались бы иностранцам.

По следам «Соллерса»

Успехи «Соллерса» и Mazda привлекают последователей. Уже в этом месяце компания «Юбо-Сумотори», российско-китайское СП, обещает начать сборку и дистрибуцию тяжелых китайских грузовиков FAW. Это старейший китайский автопроизводитель, его завод в 50-х годах прошлого века помогали строить советские специалисты.

Объем первоначальных инвестиций — 28 млн руб­лей, с перспективой создания уже в 2017 году 52 рабочих мест. Сборка автомобилей FAW будет осуществляться в пригороде города Артема. Для осуществления проекта «Юбо-Сумотори» стала резидентом Свободного порта Владивосток. Этот режим распространяется на 15 муниципалитетов Приморского края, ключевые порты юга Дальнего Востока, международный аэропорт Владивосток и дает льготы по налогам, ускоренную процедуру возврата НДС, режим свободной таможенной зоны для резидентов.

У ГК «Сумотори», российской стороны в этом проекте, есть еще одна задумка. Экзотическая, но тоже направленная на экспорт. Весной 2018 года компания собирается начать строительство завода по производству электромобилей. Точнее, по переделке японских бензиновых малолитражек Suzuki в электромобили «Партнер» — компания Arai Shoji Co, владеющая одним из крупнейших в Японии аукционов по продаже подержанных автомобилей, предоставит отработанную технологию. А машины — до 5 тыс. штук в год — планируется поставлять в Индию и Таиланд. Оценить перспективы такого проекта затруднительно, но понятно, что он появился благодаря невысокой стоимости труда и льготам той самой ТОР «Надеждинская», резидентом которой стала специально созданная для реализации проекта компания «Прометей».

Не правы те, кто с правым

Надо сказать, что местное автопроизводство пока не смогло поколебать господство праворульных японских легковых автомобилей — просто потому, что производимые авто не относятся к массовому ценовому сегменту. Автолюбители-дальневосточники до сих пор в массе своей уверены, что подержанная «японка» — лучший выбор, если сравнивать ее с произведенными в России автомобилями.

В нынешнем году война с праворульными автомобилями совершила очередной виток. Ну по крайней мере местные жители уверены, что это была война. Техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который и стал источником проб­лем, принят еще в 2011 году. В правительстве утверждают, что просто не продумали до конца процедуры его реализации. Можно поверить, ведь проблемы закономерно возникли в одном городе страны — Владивостоке. С 1 января 2017 года в силу вступил пятый пункт приложения № 4 техрегламента Таможенного союза «О безо­пасности колесных транспортных средств». Он определяет, что на всех регистрируемых в России (а также в Казахстане и Белоруссии) автомобилях должна быть установлена система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС».

На подержанных иномарках, ввозимых для личного пользования, они стоять, конечно, не могли. Дистрибьюторы и автопроизводители, естественно, подготовились загодя. А вот о ввозе единичных автомобилей никто не подумал — никаких правил и процедур просто не было. На таможне в Приморье сразу же начали скапливаться автомобили. К февралю их было уже около тысячи. Активисты начали готовить митинги. До массовых протестов дело не дошло, потому что губернатор Приморского края Владимир Миклушевский обратился в правительство с просьбой разрешить назревающую проблему, а таможня за несколько дней пропустила все застрявшие машины. Решением стал некий временный порядок, спешно разработанный в правительстве. Фактически ОАО «ГЛОНАСС» уполномочило несколько приморских компаний устанавливать так называемые «кнопки» (комплекты системы экстренного реагирования) на личные автомобили.

Но это было только начало. Сразу же возник дефицит «кнопок» — ведь в планах их производителей никаких личных автомобилей не было. Там, где дефицит, там и спекуляции, говорят, что цена на установку подскакивала до 80 тыс. руб­лей при официальной стоимости в 21 тыс.

К сентябрю проблема вроде бы должна разрешиться — количество присланных в регион «кнопок» (35 тыс.) должно сравняться с количеством ввезенных автомобилей. Но насколько долго будет существовать этот «временный» порядок, явно разрушающий задуманный упорядоченный процесс, сейчас сказать невозможно. И война, о которой говорят во Владивостоке, пока не закончена. Следующий ход за властями.

Прямой эфир