Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Вячеслав Бутусов: «Иное звучание, иное мышление»

Рок-музыкант — о новой группе, юбилее «Наутилуса» и любимой внучке
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вячеслав Бутусов объявил, что собирает новую группу, «Ю-Питер» прекращает существование. Почему он пошел на этот шаг и как планирует отметить 35-летие своего первого коллектива, легендарного «Наутилуса Помпилиуса», музыкант рассказал корреспонденту «Известий».

— Мне давно не дает покоя ваш лирический персонаж — девушка, идущая по «Пушкинской на Лиговский в обход». Довольно странный маршрут, да еще и босиком. Притом, что за городом идет весенний лед.

— У нас в Петербурге на Пушкинской есть репетиционная точка, и чтобы туда попасть, нужно проделать такой замысловатый маршрут по определенным улицам. Я просто его описал. 15 лет я ходил именно этим маршрутом.

— А почему босиком?

— Это элементы нашей беззаботной юности, эйфория и романтика. Это советские послевоенные фильмы и босоногая девушка под дождем — например, в картине «Я шагаю по Москве». Но если честно, по городу ходить босиком нельзя. Город — это совершенно чуждая человеку инфраструктура. Все эти блага цивилизации в конечном счете берут нас в свои крепкие объятия, и мы уже никуда от них деться не можем.

— Группа «Ю-Питер», с которой вы записали эту песню, прекратила существование. Что вместо нее?

Новая группа. Предполагается, что это будет несколько иное звучание, мышление, взаимоотношения. Из этого выстраивается совершенно другая композиция с идентичным составом, но теперь мы можем себе позволить кого-то приглашать в студию, чтобы что-то дополнить — недавно, например, записывали известного трубача Вадима Эйленкрига. Мы играем мейнстрим, то есть можем себе позволить похулиганить и поэкспериментировать исключительно в студии или на репетиционной базе.

— Новое название группы пока не готовы объявить?

У меня есть несколько вариантов. Думаю, к моменту, когда мы обозначим новый альбом, точно будем знать, как называться.

В группе появились молодые музыканты… 

Могло случиться так, что к нам пришел бы 80-летний гитарист. И это также было бы омоложением. Если люди близки по духу, у них одна цель, они движутся целенаправленно — это великое счастье. То, к чему я стремлюсь. Кроме того, как показывает статистика, чтобы стать успешным коллективом, нужно вместе поработать около 10 лет.

— Не было жаль расставаться?

Всё происходит по воле Божьей. Это Он так всё устраивает, тихо, мирно, плавно. Вот представьте себе. 15 лет мы с вами общаемся, прекрасно знаем, о чем можем говорить. Насколько полезны эти беседы или бесполезны. Или вообще они нам портят жизнь.

Что нужно вам для вдохновения? Особые ощущения или, наоборот, необходимо закрыться от общения?

Я считаю, что с вдохновением мы все рождаемся, а песни писать помогает воодушевление, восторг. Иногда их вызывает простая картина — небо, солнце, облака. Посмотреть на нее мне вполне достаточно, чтобы войти в студию с хорошим настроением и написать песню. В принципе, я человек, заточенный под студию, это моя стихия. Обожаю процесс записи новой песни, когда на глазах всё выстраивается.

— 35-летие группы «Наутилус Помпилиус» как будете отмечать?

В ноябре пройдут большие концерты в Санкт-Петербурге и Москве, а потом мы отправляемся в тур по России. Выбрали определенное количество наиболее известных песен и записываем их в совершенно новом прочтении. «Гудбай, Америка!», «Я хочу быть с тобой», «Скованные одной цепью», «Шар цвета хаки»… Все перечислять не буду, должна быть какая-то интрига. Всего их порядка двадцати.

Мы также взяли песни, которые исполняли очень давно, и песни, которые очень редко исполняли. В частности, отреставрировали композицию «Синоптики», я ее очень люблю. Восстановили песни «Казанова», «Эта музыка будет вечной», «Доктор твоего тела», «Люди». Какие-то композиции совсем недалеко ушли от оригинального исполнения, а какие-то мы довольно сильно переделали. Они для меня родные, не то чтобы дети, а уже даже внуки. А внуки — совершенно другое поколение, и, как говорят, они больше похожи на бабушек и дедушек, чем на родителей.

— Кстати, ваша внучка как-то проявляет свою похожесть на вас?

Дивна у нас очень музыкальная девочка. Подвижная, легко подхватывает мелодию и ритм. Многие дети эмоционально воспринимают музыкальное воздействие, но не все попадают в гармонию и темпоритм. А у нее получается. Она с большим удовольствием танцует и поет. Более того, часто просит меня играть на пианино или на гитаре. И мы исполняем песни дуэтом.

Песни из репертуара «Наутилуса»?

Нет. Ей три с половиной года, у нее свой детский репертуар, его и поем. Ну и я тоже детство вспоминаю. Говорят, это полезно.

Считается, что рядом с детьми мы проживаем жизнь заново. У вас есть такое ощущение?

Я вообще уверен, что дети — ключ к вечной жизни, это продолжение рода, будущее и дорога в рай.

— Если вспомнить ваше детство, как возникло желание петь и сочинять музыку?

По настоящему «отравился» я этим уже ближе к седьмому классу. В 14 лет мог запоем слушать музыку бесконечно, до изнеможения. Мое сознание было подчинено тому, чтобы слушать, играть, подражать. Начал искать сближения с людьми, которые тоже музицировали. Активно наседал на маму, чтобы она мне гитару раздобыла, по тем временам это был дефицит. К 1984 году, моменту окончания архитектурного института, я весь был наполнен музыкой.

Вы — кумир поколения. Чувствуете ответственность? Можете повести за собой?

Кумир — это идол, деревянный болван, которому поклонялись в языческие времена. Но как человек я ощущаю ответственность. Более того, понимаю, насколько это тяжелый труд.

Огромная любовь публики не вводит вас в состояние блаженства?

Нет. Действия органического, самовырабатывающегося наркотика, которое проявляется, когда человек выходит на большую аудиторию, я не испытываю. У меня, напротив, организм восстает против шумных сборищ и многочисленных собраний. Там я чувствую себя неуютно, неловко. Мне хочется куда-нибудь уединиться. Но это свойство моей природы. Как говорил Николай Бердяев, «я наиболее чувствовал одиночество именно в обществе, в общении с людьми. Одинокие люди обыкновенно бывают исключительно созерцательными и не социальными».

— Сегодня в музыке, литературе, кино много ненормативной лексики. Она имеет право на существование?

Лично для меня это запретная тема. Я объясняю ненормативную лексику так. Любой человек ищет оправдания и облегчения своей участи, но в священных текстах четко сказано, что сквернословящий в рай не войдет, плюющий себе под ноги оскверняет свой путь. Господь нам дал волю и свободу выбора. Свобода выбора довольно проста: вот добро, а вот зло.

— Теоретически мы все выбираем добро...

Нет. Некоторые выбирают зло. И даже не теоретически, совершенно осознанно. Просто им кажется, что быть на стороне зла проще, есть вещи, которые не требуют усилий. Например, алкоголь или наркотики, несущие разрушающую энергию. Ты просто вливаешь в себя некую субстанцию, и дальше за тебя дьявол делает всё, что ему нужно. То же можно сказать и о сквернословии. Оно также несет в себе разрушение.

— Вы как-то сказали, что мы все окружены миром знаков и нужно только правильно их считывать. То есть наш путь подсказывают высшие силы?

— Необязательно. Но к знакам желательно внимательно относиться. Когда вы решаете сложную задачу, то вдруг понимаете, что всё вокруг пытается дать вам какую-то подсказку. Начинает работать по сценарию, которым занята ваша голова. А всё потому, что в данный момент мы видим только вещи, нам необходимые, — так мозг работает.

— Вы сейчас пишете книги?

— Это перманентный процесс. Мысль в голову приходит, ты ее записываешь. Потом, если это богоугодно, мысли складываются во что-то большее. Маркес 40 лет писал «Сто лет одиночества». Так что у меня идет процесс накапливания материала, а потом он оформляется в произведение.

— Вы хорошо выглядите. В чем секрет?

— Я не знаю, как должен выглядеть человек в 55, но я знаю, что Ной жил 600 лет. Вообще я еще даже не дожил до возраста, в котором живу в своем сознании на ментальном уровне. Мне почему-то кажется, что, когда мне исполнится 70, я догоню свой возраст. Именно в этом возрасте, как говорят монахи, к мужчине приходит мудрость. Так что я пока незрелый человек.

Всегда ощущал себя на 70, с самого юного возраста. Есть люди, которые рождаются и всю жизнь остаются младенцами до глубокой старости и в поведении, и в мыслях, и в отношении к окружающей действительности. А есть такие, как я: они родились 70-летними и всю жизнь ждут совпадения со своим реальным возрастом.

Справка Известий

Широкая известность пришла к выпускнику Свердловского архитектурного института Вячеславу Бутусову и его группе «Наутилус Помпилиус» в 1986 году, когда он вместе с Дмитрием Умецким и с Ильей Кормильцевым записал пластинку «Разлука».

В 1997-м начал сольную карьеру. В 2001 году собрал группу «Ю-Питер». Лауреат премии «Муз-ТВ» за вклад в развитие отечественной рок-музыки. Автор книг и музыки к фильмам.

 

 

Прямой эфир