Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 47 БПЛА над регионами России
Мир
Трамп лишил Камалу Харрис и Хиллари Клинтон доступа к секретной информации
Мир
СМИ узнали о тревоге союзников США на фоне изменения внешней политики Трампа
Мир
В Германии предложили отменить пособия для украинских беженцев
Мир
The Daily Mail сообщила об эпидемии высокоинфекционной чесотки в Великобритании
Мир
В Братиславе прошел крупнейший антиправительственный митинг на 10 тыс. человек
Мир
CNN сообщил об экстренной разработке в США системы ПРО «Золотой купол»
Общество
Россиян предупредили о начале сильной магнитной бури 23 марта
Армия
Потери ВСУ на курском направлении за сутки составили более 200 военных
Спорт
Канадец Ливо установил рекорд по числу голов за один регулярный чемпионат КХЛ
Мир
СМИ сообщили о желании Франции применить мощный торговый инструмент ЕС против США
Мир
В МИД РФ выразили обеспокоенность ростом числа участников учений НАТО в АТР
Мир
На Украине сообщили о захвате раскольниками храма УПЦ в Киевской области
Мир
В Молдавии сообщили о намерении властей установить слежку за гражданами
Мир
Politico сообщило о беспокойстве в ЕС из-за больших расходов Германии
Мир
Уиткофф назвал территории ключевой проблемой урегулирования конфликта на Украине
Политика
Депутат предложил отменить критерии нуждаемости для многодетных при получении льгот

Что ждет первоклассников?

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов — о том, как трансформируется ЕГЭ через 11 лет
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сентябрь, когда в школы России приходит почти 2 млн  первоклассников, — повод подумать не только о том, что их ждет завтра, но и о том, к чему им надо готовиться на выходе из школы — через 11 лет. Другими словами, каким будет ЕГЭ-2028.

Я уверен, что общий для всех выпускников национальный экзамен сохранится. Но в наше время быстрых технологических и культурных изменений можно не сомневаться, что он сильно изменится. Другим будет его роль в системе образования, содержание, его технология, и организация. Но важное для нас сохранится.

Во-первых, сохранится предметное содержание ЕГЭ — когда оцениваются собственно знания, а не, скажем, сообразительность. Российская школа в своих лучших образцах дает фундаментальные, системные знания, и грех нам от этого отказываться. Продолжится эволюция от системы простых тестов к развернутым ответам, решениям и суждениям. Экзамен не будет вызывать «интеллектуального раздражения».

Во-вторых, система объективной оценки на выходе из школы будет пользоваться доверием общества. Родители и в еще большей степени сами выпускники и сегодня видят преимущества, которое дает ЕГЭ выпускникам: честность и справедливость оценивания, возможности образовательной мобильности, внятные ориентиры для каждого ученика и учителя.

При этом переходный период, формально завершившийся в 2009 году, всё еще продолжается в головах учителей и учеников, а еще больше — в головах родителей. Методика преподавания вплоть до старших классов уделяет мало внимания четкому и однозначному представлению результатов — а потом все «спохватываются» и  бросают все силы на подготовку к экзаменам. Достаточно посмотреть на полки учебной литературы в любом магазине. Добрая половина — пособия по ЕГЭ.

Это пройдет. В 11-летней перспективе экзамен уже не будет рассматриваться как угроза нормальному обучению, его будут воспринимать просто как возможность увидеть свой результат.

Массовое учительство сегодня привыкло к ОГЭ и ЕГЭ — завтра оно включится в обсуждение плюсов и минусов конкретных экзаменационных материалов и технологий. К этому времени в России вырастет целое поколение специалистов мирового уровня по разработке и организации образовательных измерений.

Технологически ЕГЭ станет совсем другим.

Разработка и проведение экзамена будут основаны и на современных методах тестирования, и на компьютерных технологиях. Сегодня в мире огромными темпами развивается специальная наука — психометрика, которая позволяет существенно повысить качество и надежность процедур оценки. На основе достижений психометрики с помощью искусственного интеллекта можно будет создавать множество вариантов экзаменационных заданий.

Сам экзамен будет проводиться в форме адаптивного компьютерного тестирования, когда для каждого выпускника прямо на месте будет формироваться свой собственный набор заданий, наиболее ему подходящий и позволяющий оценить подготовку с максимальной точностью. Это позволит гибко определять учащихся, которым требуется сдать экзамен на базовом уровне (для получения аттестата), на продвинутом уровне (для поступления в профильный вуз) и даже на уровне повышенной сложности (что будет равноценно победе на олимпиаде); повысит защищенность экзамена (например, сведет к нулю риски списывания и помощи со стороны организаторов); поможет быстро собирать данные, обрабатывать результаты и давать обратную связь.

Но при этом современные методы разработки тестов  обеспечат справедливость и сопоставимость разных вариантов. Будут сравнимы и справедливы не только результаты экзамена в текущем году, но и результаты экзаменов разных лет.

Использование технологий виртуальной реальности и прокторинга (компьютерной идентификации личности) позволит проводить ЕГЭ не только в школе, но даже и дома, когда участник не испытывает стресса от незнакомого места, наблюдателей и прочего. Особенно это актуально для учащихся отдаленных районов.

Самое важное — резкое снижение стоимости экзамена позволит проводить его несколько раз, чтобы снять стресс «судьбоносности» экзамена, сдаваемого раз в год в условиях беспрецедентных мер безопасности.

Какими будут задания? Информационные технологии позволят усложнить их — уже сегодня есть возможности объективно оценивать эссе, задачи с развернутым ответом. Но, как говорят специалисты, наиболее распространенным типом задания станет действие в виртуальной реальности или в рамках компьютерного сценария — в игре.

Например, в области технологий будет предлагаться задача на конструирование, по языкам — надо будет просто поговорить с виртуальным собеседником, переписываться с ним. Сценарные технологии позволят включать больше практико-ориентированного содержания, не только решить, например, систему уравнений, но рассчитать плюсы и минусы досрочной выплаты кредита за образование.

Заучивание фактов и формул перестанет быть основным образовательным достижением. Базовым требованием по любому предмету станет умение искать и оценивать существенную информацию и применять знания. Чтобы получить оценку, надо будет не повторить заученные факты и формулировки, а объяснить проблемную ситуацию, интерпретировать данные, решить практическую задачу, используя доступную информацию.

Скорее всего, появятся задания для коллективного выполнения (в Австралии и Финляндии уже с этим экспериментируют), что позволит оценивать навыки коммуникации, умение сотрудничать с другими людьми и управлять собой.

Из каких экзаменов будет состоять ЕГЭ? Поскольку технологии объективной оценки будут дешевле и широко распространятся, то можно ожидать, что оценка будет проводиться по каждой изучаемой дисциплине или области. Это не значит, что нынешняя процедура ЕГЭ усложнится и расширится до 12 или 15 предметов.

Наоборот — регулярно в ходе школьного обучения у каждого школьника будет возникать возможность, а иногда и обязанность оценить свои знания с использованием объективных инструментов. Конечно, по каждому предмету можно будет получить эту оценку на базовом, профильном и продвинутом уровнях. Скорее всего, такие инструменты оценки появятся даже по физкультуре, по технологиям, по предметам, связанным с искусством. Это не будет, конечно, экзамен с ручкой и бумагой, когда экзаменуемый ставит галочки.

С этой точки зрения актуальность вопроса о том, будет ли обязательным ЕГЭ по иностранному языку или по географии, сохранится еще лет 5–7. А вот вопрос о том, какой набор образовательных результатов на базовом и профильном уровнях станет обязательным, приобретет остроту и будет ближайшие годы обсуждаться все активнее. Общество и профессионалы будут обсуждать не то, что надо «проходить» в школе, как это в значительной степени происходит сегодня, а какие навыки надо демонстрировать.

Острым станет вопрос и о наборе дисциплин. Например, будет ли базовый экзамен по естествознанию как совокупности соответствующих дисциплин — физика, химия, биология — или по каждой из них. Совершенно ясно, что на профильном уровне не будет экзамена по обществознанию, а будут экзамены по праву, экономике, социологии.

Как будет происходить прием в вузы? Конкурсная система приема в вузы сохранится. При этом ЕГЭ не будет единственным фактором, определяющим дальнейшую судьбу выпускника.

Олимпиады и конкурсы талантов, безусловно, сохранят свою роль для гарантирования места самым способным; при этом произойдет их частичная интеграция с экзаменами нового типа. Уже в самые ближайшие годы Минобру нужно пересмотреть состав и структуру олимпиад школьников, сохранив только те из них, в проведении которых участвуют по 8–10 ведущих вузов или научных центров. Олимпиады не должны быть инструментом поступления в один конкретный вуз. Творческие задания олимпиад должны от года к году значительно меняться, так, чтобы исключить индустрию подготовки к ним.

При этом число поступающих «по олимпиадам» не должно превышать 2–3% от общего числа абитуриентов страны. Понятно, что в МГУ или Физтехе всегда будут факультеты, где победители олимпиад составляют большинство. 

Новация с большой вероятностью будет связана с повышением роли портфолио. Сегодня у вузов есть только 10 баллов на учет индивидуальных достижений, это 3% веса в конкурсах. Уверен, что вес портфолио через 11 лет возрастет до 15–30%, особенно при зачислении на такие направления, где важны социальные и коммуникационные навыки. 

Это отразит происходящий на наших глазах рост репутации школ, возвращение доверия общества и вузов к мнению директора и классного руководителя. Напомню, что первый шаг в этом направлении был сделан несколько лет назад, когда вузы получили право учитывать школьное сочинение.

Но портфолио будет формироваться не только из грамот, которые выдает школа, а еще из результатов внешних процедур оценки достижений, которые, не исключено, будут собираться в электронном виде. Волонтерские, благотворительные проекты, так же как и результаты внешкольного дополнительного образования, — всё это может лечь в основу портфолио-2028.

Автор — ректор НИУ «Высшая школа экономики»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Специальный проект «Известий» к 1 сентября

Читайте также
Прямой эфир