Топ-200 лучших школ России
Лидером рейтинга 200 лучших школ страны (дающих наибольшее количество студентов для сильнейших российских вузов) третий год становится лицей № 1580 при МГТУ имени Н. Э. Баумана. Помимо него, в топ-10 вошли учебные заведения пяти регионов: Москвы, Петербурга, Свердловской, Новосибирской и Томской областей. Самая большая доля выпускников, поступивших в ведущие вузы страны, у школы имени А.Н. Колмогорова (при МГУ). Такие данные получило агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика»), уже в третий раз подготовившее рейтинг. Помимо этого впервые был составлен список топ-50 школ по конкурентоспособности выпускников (имеющих наибольшие шансы на поступление в лучшие вузы).
Рейтинг 200 школ ответил на вопрос: какие учебные заведения готовят наибольшее количество студентов для лучших вузов России (вузы определялись другим ежегодным исследованием этого же агентства). На первом месте оказался лицей № 1580, на втором – Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ) МГУ. Далее идут школа № 2095 «Покровский квартал», предуниверситарий НИЯУ МИФИ, СУНЦ Новосибирского государственного университета. В топ-10 школ оказались также СУНЦ Уральского федерального университета (Екатеринбург), Президентский физико-математический лицей №239 (Петербург), лицей при Томском политехническом университете (Томск).
Исследование показало, что наибольшее число студентов для лучших вузов страны обеспечивают именно работающие при них школы. Причем большинство выпускников, как правило, поступает в «материнский» институт. Так, в 2016 году в свой вуз были зачислены 70% выпускников лицея №1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана, 62% — СУНЦ МГУ, 59% — СУНЦ НГУ, 45% — Предуниверситария МИФИ. 60% выпускников школы № 2095 «Покровский квартал» поступили в НИУ ВШЭ, с которой они состоят в партнерских отношениях.
— Ориентированность выпускников школ при вузах на «материнское» учебное заведение — это хорошая тенденция. Эти школьники уже имеют отношение к академическому образованию, и совершенно логично, что они стараются его продолжить, — считает проректор РАНХиГС Максим Назаров.
Больше половины мест в первой двадцатке занимают школы с физико-математическим или естественно-научным уклоном. По мнению авторов рейтинга, это связано с тем, что выпускники таких школ могут поступать не только на технические, но и на популярные экономические специальности.
— Физико-математические школы, расцвет которых пришелся на 70–80-е годы прошлого века, еще в Советском Союзе, сохраняют свои лидирующие позиции по качеству образования (это знаменитый Колмогоровский интернат, 2-я и 57-я московские школы), — сказала «Известиям» директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко. — В них сохраняется то качество преподавания, которое позволяло СССР лидировать в мире по подготовке физиков, математиков и инженеров. И заложенные традиции оказались очень сильными. Ориентация выпускников сильных физико-математических школ на поступление на экономические направления подготовки сохранилась, несмотря на все разговоры про перепроизводство экономистов. Стоит отметить, что многие лауреаты Нобелевской премии по экономике были по образованию математиками: Купманс, Эрроу, Дебре, Канторович, Нэш и др.
Ровно половина лучших школ страны расположена в Москве. Авторы рейтинга объясняют это тем, что именно в столице наиболее высока концентрация ведущих высших учебных заведений (здесь расположены 11 из 20 топ-вузов).
— В развитии современной школы большое значение имеет культурно-образовательная среда, включая наличие в регионе ведущих вузов. Именно поэтому в рейтинге лидируют школы Москвы, Петербурга и Томска — ведущих университетских центров страны, — пояснила Татьяна Клячко.
Эксперты также отмечают влияние экономического фактора на статистику поступления в вузы. Максим Назаров напомнил о платном приеме вузы, который учитывался при составлении рейтинга. Здесь ключевое значение имеет платежеспособность населения. Отчасти поэтому в рейтинге так много московских школ — в столичном регионе доходы выше, чем во многих других.
— Вопрос поступления в ведущие вузы страны на самом деле гораздо глубже. Это заслуга не только школы, но и семьи, — пояснил «Известиям» руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. — Звездные школы есть в любом крупном городе. Но большинство их выпускников поступают в институты своего региона, потому что не могут позволить себе дорогостоящую жизнь в Москве или Петербурге. Чаще всего образовательные мигранты — это выходцы из семей с высоким социально-экономическим статусом. Как и ученики школ, представленных в рейтинге. Все эти учебные заведения, безусловно, селективны: они отбирают сильных детей из благополучных семей. Кроме того, 90% родителей учеников таких школ — люди с высшим образованием, что тоже определяет семейный достаток.
Для образовательных мигрантов наиболее привлекательны высшие учебные заведения Петербурга (они приняли 58% студентов из других регионов, не считая Ленобласти) и Томска (55%). В то время как в лучших столичных вузах доля приезжих значительно ниже (37%).
Всего в рейтинг вошли школы из 33 субъектов РФ. Широко представлены Красноярский край (15 школ, 7%), Свердловская область (12 школ, 6%), Петербург и Татарстан (по 10 школ, по 5%). Новосибирская область представлена семью школами (4%), Томская — четырьмя (2%).
В 2017 году RAEX впервые проанализировало успешность школ по конкурентоспособности выпускников. Первые пять мест этого списка заняли СУНЦ МГУ (Москва), лицей «Вторая школа» (Москва), Лицей научно-инженерного профиля города Королева, Президентский лицей № 239 (Петербург), Лицей при ТПУ. Большинство выпускников этих школ сумели поступить в лучшие вузы страны на бесплатной основе. В перечень 50 школ вошли и учебные заведения тех регионов, где нет топовых вузов. Это Югорский физико-математический лицей-интернат (Ханты-Мансийск), Вологодский многопрофильный лицей, Республиканский лицей для одаренных детей (Саранск), лицей № 153 Уфы, гимназия Обнинска и пермская школа № 146 с углубленным изучением математики, физики, информатики.
Эксперты подчеркивают, что представленные рейтинги рассматривают школы в одном разрезе — по степени успешности в вузовской среде.
— В России получение высшего образования стало социальной нормой. Более 80% выпускников школ поступают в высшие учебные заведения, а поступление выпускников лучших российских школ — давно уже стопроцентное, — отметила Татьяна Клячко.
Однако в последнее время растет роль среднего профессионального образования (СПО). Максим Назаров отметил, что в колледжах при РАНХиГС в этом году был больший спрос на СПО, чем в предыдущем, особенно в Москве. При этом нельзя сказать, что в среднее образование идут неуспешные и самые слабые ученики. И есть вполне успешные школы, выпускники которых не ориентированы на поступление в топовые вузы, но качество образования в них не хуже, чем в тех, которые попали в рейтинг.