Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ РФ направили обращения гендиректору ЮНЕСКО о замалчивании преступлений Киева
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 150 военных на курском направлении
Экономика
Госдума утвердила федеральный бюджет на 2025-2027 годы
Мир
Ковальчук заявил об обязанности Запада платить РФ за поглощающие углекислый газ леса
Авто
В России произошло 315 ДТП за минувшие сутки
Армия
Российские войска освободили населенный пункт Дальнее в ДНР
Происшествия
В Чебоксарах подросток ходил с ножом по школе и угрожал окружающим
Наука и техника
Алиханов сообщил о планах провести полеты импортозамещенного МС-21 весной
Мир
В США заявили о неспособности ракет ATACMS обеспечить Киеву победу
Мир
Молдавские правоохранители начали обыски в доме замглавы Гагаузии
Политика
Путин по телефону обсудил с премьером Ирака ситуацию на Ближнем Востоке
Общество
Синоптик спрогнозировал пятибалльный шторм в Москве 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Авто
Самозанятых таксистов могут освободить от медосмотров
Авто
Автомобили Exlantix получат систему управления со смартфона
Мир
Глава ЕК фон дер Ляйен спасла жизнь человеку на борту самолета
Происшествия
В Горловке в результате обстрела ВСУ пострадали 12 жителей, включая главу района
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец

Топ-200 лучших школ России

В первую десятку рейтинга RAEX попали учебные заведения пяти регионов страны
0
Фото: ТАСС/Юрий Шестернин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Лидером рейтинга 200 лучших школ страны (дающих наибольшее количество студентов для сильнейших российских вузов) третий год становится лицей № 1580 при МГТУ имени Н. Э. Баумана. Помимо него, в топ-10 вошли учебные заведения пяти регионов: Москвы, Петербурга, Свердловской, Новосибирской и Томской областей. Самая большая доля выпускников, поступивших в ведущие вузы страны, у школы имени А.Н. Колмогорова (при МГУ). Такие данные получило агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика»), уже в третий раз подготовившее рейтинг. Помимо этого впервые был составлен список топ-50 школ по конкурентоспособности выпускников (имеющих наибольшие шансы на поступление в лучшие вузы).

Рейтинг 200 школ ответил на вопрос: какие учебные заведения готовят наибольшее количество студентов для лучших вузов России (вузы определялись другим ежегодным исследованием этого же агентства). На первом месте оказался лицей № 1580, на втором – Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ) МГУ. Далее идут школа № 2095 «Покровский квартал», предуниверситарий НИЯУ МИФИ, СУНЦ Новосибирского государственного университета. В топ-10 школ оказались также СУНЦ Уральского федерального университета (Екатеринбург), Президентский физико-математический лицей №239 (Петербург), лицей при Томском политехническом университете (Томск).

Исследование показало, что наибольшее число студентов для лучших вузов страны обеспечивают именно работающие при них школы. Причем большинство выпускников, как правило, поступает в «материнский» институт. Так, в 2016 году в свой вуз были зачислены 70% выпускников лицея №1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана, 62% — СУНЦ МГУ, 59% — СУНЦ НГУ, 45% — Предуниверситария МИФИ. 60% выпускников школы № 2095 «Покровский квартал» поступили в НИУ ВШЭ, с которой они состоят в партнерских отношениях.

— Ориентированность выпускников школ при вузах на «материнское» учебное заведение — это хорошая тенденция. Эти школьники уже имеют отношение к академическому образованию, и совершенно логично, что они стараются его продолжить, — считает проректор РАНХиГС Максим Назаров.

Больше половины мест в первой двадцатке занимают школы с физико-математическим или естественно-научным уклоном. По мнению авторов рейтинга, это связано с тем, что выпускники таких школ могут поступать не только на технические, но и на популярные экономические специальности.

— Физико-математические школы, расцвет которых пришелся на 70–80-е годы прошлого века, еще в Советском Союзе, сохраняют свои лидирующие позиции по качеству образования (это знаменитый Колмогоровский интернат, 2-я и 57-я московские школы), — сказала «Известиям» директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко. — В них сохраняется то качество преподавания, которое позволяло СССР лидировать в мире по подготовке физиков, математиков и инженеров. И заложенные традиции оказались очень сильными. Ориентация выпускников сильных физико-математических школ на поступление на экономические направления подготовки сохранилась, несмотря на все разговоры про перепроизводство экономистов. Стоит отметить, что многие лауреаты Нобелевской премии по экономике были по образованию математиками: Купманс, Эрроу, Дебре, Канторович, Нэш и др.

Ровно половина лучших школ страны расположена в Москве. Авторы рейтинга объясняют это тем, что именно в столице наиболее высока концентрация ведущих высших учебных заведений (здесь расположены 11 из 20 топ-вузов).

— В развитии современной школы большое значение имеет культурно-образовательная среда, включая наличие в регионе ведущих вузов. Именно поэтому в рейтинге лидируют школы Москвы, Петербурга и Томска — ведущих университетских центров страны, — пояснила Татьяна Клячко.

Эксперты также отмечают влияние экономического фактора на статистику поступления в вузы. Максим Назаров напомнил о платном приеме вузы, который учитывался при составлении рейтинга. Здесь ключевое значение имеет платежеспособность населения. Отчасти поэтому в рейтинге так много московских школ — в столичном регионе доходы выше, чем во многих других.

— Вопрос поступления в ведущие вузы страны на самом деле гораздо глубже. Это заслуга не только школы, но и семьи, — пояснил «Известиям» руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. — Звездные школы есть в любом крупном городе. Но большинство их выпускников поступают в институты своего региона, потому что не могут позволить себе дорогостоящую жизнь в Москве или Петербурге. Чаще всего образовательные мигранты — это выходцы из семей с высоким социально-экономическим статусом. Как и ученики школ, представленных в рейтинге. Все эти учебные заведения, безусловно, селективны: они отбирают сильных детей из благополучных семей. Кроме того, 90% родителей учеников таких школ — люди с высшим образованием, что тоже определяет семейный достаток.

Для образовательных мигрантов наиболее привлекательны высшие учебные заведения Петербурга (они приняли 58% студентов из других регионов, не считая Ленобласти) и Томска (55%). В то время как в лучших столичных вузах доля приезжих значительно ниже (37%).

Всего в рейтинг вошли школы из 33 субъектов РФ. Широко представлены Красноярский край (15 школ, 7%), Свердловская область (12 школ, 6%), Петербург и Татарстан (по 10 школ, по 5%). Новосибирская область представлена семью школами (4%), Томская — четырьмя (2%).

В 2017 году RAEX впервые проанализировало успешность школ по конкурентоспособности выпускников. Первые пять мест этого списка заняли СУНЦ МГУ (Москва), лицей «Вторая школа» (Москва), Лицей научно-инженерного профиля города Королева, Президентский лицей № 239 (Петербург), Лицей при ТПУ. Большинство выпускников этих школ сумели поступить в лучшие вузы страны на бесплатной основе. В перечень 50 школ вошли и учебные заведения тех регионов, где нет топовых вузов. Это Югорский физико-математический лицей-интернат (Ханты-Мансийск), Вологодский многопрофильный лицей, Республиканский лицей для одаренных детей (Саранск), лицей № 153 Уфы, гимназия Обнинска и пермская школа № 146 с углубленным изучением математики, физики, информатики.

Эксперты подчеркивают, что представленные рейтинги рассматривают школы в одном разрезе — по степени успешности в вузовской среде.

— В России получение высшего образования стало социальной нормой. Более 80% выпускников школ поступают в высшие учебные заведения, а поступление выпускников лучших российских школ — давно уже стопроцентное, — отметила Татьяна Клячко.

Однако в последнее время растет роль среднего профессионального образования (СПО). Максим Назаров отметил, что в колледжах при РАНХиГС в этом году был больший спрос на СПО, чем в предыдущем, особенно в Москве. При этом нельзя сказать, что в среднее образование идут неуспешные и самые слабые ученики. И есть вполне успешные школы, выпускники которых не ориентированы на поступление в топовые вузы, но качество образования в них не хуже, чем в тех, которые попали в рейтинг.

Специальный проект «Известий» к 1 сентября 

Читайте также
Прямой эфир