Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Корреспондент «Известий» Александр Федорчак погиб в зоне СВО
Армия
Минобороны РФ сообщило об атаке ВСУ по нефтеперекачивающей станции «Кропоткинская»
Мир
Неразорвавшуюся авиабомбу обнаружили в центре чешского Брно
Мир
Путин и президент ОАЭ Аль Нахайян обсудили диалог РФ и США по Украине
Политика
Военный аналитик указал на разочарование наемников службой в ВСУ
Общество
СК зафиксировал доказательства атаки ВСУ по жилому массиву в Курской области
Мир
ВМС Испании и НАТО начали масштабные военно-морские учения в Кадисском заливе
Мир
Встреча делегаций России и США началась в Эр-Рияде
Общество
Пиротехники МЧС России уничтожили украинский дрон «Чаклун» в Курской области
Авто
Сборку китайских Renault под брендом из РФ наладят во Владивостоке
Политика
Эксперт указал на отсутствие перспектив размещения британских солдат на Украине
Армия
Средства ПВО за сутки сбили 227 беспилотников ВСУ
Мир
США введут пошлины в отношении закупающих нефть и газ у Венесуэлы стран
Общество
Суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Михаила Ефремова
Общество
В порту Усть-Луга из аварийного танкера Koala откачали почти 30 тыс. т мазута
Политика
В МИДе обвинили Киев в попытке создать негативный фон вокруг переговоров РФ и США
Авто
Toyota впервые обновила внедорожник Land Cruiser 300

Культурный код в эпоху глобализации

Исполнительный президент Национальной палаты моды Александр Шумский — о продвижении народных художественных промыслов
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Когда идет речь об экспансии российских модельеров на мировой рынок или о сотрудничестве западных и российских производителей одежды, всегда возникает вопрос: каков наш главный козырь? На что следует сделать акцент при создании новых коллекций? И может ли «культурный код» российской моды стать пропуском в мировую fashion-индустрию?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо углубиться в историю. В начале XIX века Джон Леверс из Ноттингема собрал первый станок для производства тюля и кружев. Новая машина оказалась настолько эффективной и функциональной, что британское правительство запретило вывозить ее из страны. Станок Леверса был очень тяжелый — 10 т, тем не менее он вскоре пересек Ла-Манш и попал на север Франции.

Французские кружева в итоге стали эталоном, но не из-за традиций, а во многом благодаря парижским дизайнерам. Хотя благодарить надо контрабандистов, которые привезли станок в Кале. А вот об английских кружевах мы ничего не знаем, несмотря на то что именно британцы придумали, как производить кружевную ткань в промышленных масштабах. Даже 200 лет назад дизайн превалировал над производством.

Зато мы слышали про вологодские кружева. Их история не менее захватывающая. В начале XX века в Вологде работало почти 40 тыс. мастериц, изготавливавших кружева вручную. После революции они не разбежались: новое государство посчитало идеологически оправданным развивать НХП — народные художественные промыслы. В 1925 году советские кружевницы получили золотую медаль на знаменитой выставке декоративного искусства в Париже. Той самой, которая дала жизнь стилю art deco.

И хотя промысел до сих пор неплохо себя чувствует в Вологде, пользуясь региональной и федеральной поддержкой, за сто лет он так и не вырос до состояния культурного идентификатора, как, например, те же кружева шантильи, названные по имени города на севере Франции. А ведь исторически и эстетически у вологодских кружев потенциал был, но не было шансов реализовать его в условиях плановой экономики СССР.

Быстрый переход к капитализму шансов не добавил. Судите сами: модельер Дарья Разумихина почти 20 лет создает одежду «с использованием вологодских кружев», как сказано на ее сайте. Правда, кружева для своих коллекций она заказывает в Риге, потому что там быстрее, дешевле и качественнее.

Декоративное искусство могло бы стать эстетической основой для новой российской моды, которую мы демонстрируем на подиумах Mercedes-Benz Fashion Week Russia с 2000 года, но, как показывает практика, только теоретически. И проблема не только в руководителях предприятий: в конечном итоге их задача — сохранить ремесло, а не сделать тренд. Даже олимпийская попытка ввести НХП в мировую систему культурных координат не принесла ощутимого результата (лоскутное оформление игр в Сочи было собрано именно из наших традиционных паттернов).

Чтобы выйти за пределы сувенирной лавки, надо делать красивые востребованные вещи и не использовать наследие в лоб. На салфетках и плошках тренд не построишь. Как его не построишь и без селекции талантов. Сегодня культурные коды считываются, только если они качественно упакованы. Маркетинг решает. Это значит, что сегодня неважно, что за принт на подкладке твоего пальто — перерисованная хохлома или копия витража готического собора. Важен общий результат.

Более того, для успешного использования традиционных принтов и техник необязательно родиться в той стране, откуда это пришло: восточно-европейская вышивка стала модным трендом после того, как попала в коллекции Valentino. Так было и раньше, но сегодня любой может выйти на глобальный рынок не только за клиентами, но и за вдохновением. Главное, чтобы таланта хватило для создания интересной коллекции, а денег — для ее раскрутки.

Талант, кстати, может быть и не дизайнерским — здесь уместно привести в пример канадку, бывшую модель Аврору Джеймс, которая три года назад создала обувной бренд Brother Vellies, «влюбившись в традиционную обувь из Африки». Ее продукция, сделанная вручную мастерами из Марокко, Кении, Южной Африки, чрезвычайно популярна сейчас в США. Хоть Аврора и темнокожая, ее культурный бэкграунд никак не коррелируется с тем, чем она занимается сейчас.

Вся ее история кажется придуманной — уж слишком велики различия между культурами Марокко и ЮАР. Но кого это волнует? Никого, как и то, где на самом деле заказывает свои кружева Разумихина. Главное, чтобы была история, которую можно рассказать, — современный потребитель глубоко вникать не будет. Карпатские черевички или масайские сандалии — сегодня доступны все варианты сразу. Благодарите технологический прогресс и онлайн-магазины, отправляющие товар в 170 стран мира.

Считается, что от русских дизайнеров в мире все ждут, что они будут использовать наше культурное наследие в своих коллекциях. На самом деле, единственное, чего ждут, так это красивые модные вещи с привлекательной ценой. Оригинальная эстетика, заимствованная у промыслов, может помочь вызвать интерес. И этот интерес надо научиться вызывать на своем «домашнем» рынке тоже. Российский триколор, советская красная звезда и даже серп и молот — куда более сильные идентификаторы «русскости» в мире, чем все НХП вместе взятые. Настолько сильные, что их наличие может компенсировать даже скучный креатив. Русский алфавит — из той же серии.

Конечно, кириллица стала международным трендом благодаря нашим дизайнерам (еще Симачев продавал майки с русскими надписями по всему миру), но сегодня ее можно встретить, например, в коллекции японского дизайнера или в британском интернет-магазине. Кириллица интересна потому, что у нас есть буквы, которых не встретишь в других алфавитах, и это привлекает. Как, впрочем, привлекают иероглифы, которые проникли в мировую моду еще задолго до кириллицы. Привлекает даже таблица Менделеева — дизайнер Даша Гаузер поместила ее на свои платья, которые, по ее словам, стали самыми продаваемыми в десятилетней истории бренда.

Сувенирная продукция и индустрия моды демонстрируют совершенно разные подходы к качеству. Французские кружевные мастерские обрели мировую славу только потому, что работали на парижские дома haute couture, то есть на «домашнем» рынке. Но в XXI веке необязательно ехать за аутентичной вышивкой ришелье во французскую провинцию — мастера из Бангалора прекрасно справляются с ней, выполняя заказы международных брендов.

Может оказаться, что наши классические узоры с вековой историей придут на международный рынок моды благодаря китайским дизайнерам. Если это и произойдет, то только потому, что китайские ремесленники превзойдут аутентичных мастеров по качеству, выйдя за рамки сувенирной логики и выстроив рабочие отношения с дизайнерами и брендами. Последнее у нас в дефиците было всегда. От сувенирной логики и надо избавляться, если мы хотим сделать художественные промыслы востребованными дальше duty free аэропорта Шереметьево.

Автор — исполнительный президент Национальной палаты моды, президент Недели моды MBFW Russia

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир