Фальшивый шахид
Утром в субботу, 19 августа, житель Сургута Артур Гаджиев напал на прохожих с ножом, ранив восьмерых человек, четверо из которых серьезно пострадали. Полицейские ликвидировали злоумышленника, обнаружив на его поясе муляж взрывного устройства. Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин взял расследование дела под личный контроль. Пока рассматриваются все версии произошедшего, одна из рабочих — психическое заболевание нападавшего.
По данным СКР, нападение было совершено около 11:20 по местному времени (09:20 мск). Первые эпизоды произошли рядом с перекрестком улиц Бажова и Ленина, неподалеку от торгового центра «Мир». Мужчина был в балаклаве, сначала устроил поджог в ТЦ «Северный», затем направился пешком по центральным улицам, по дороге нападая на людей с ножом. Его первой целью стала группа людей, ожидавших общественного транспорта на остановке «Аврора», затем — прохожие на улицах Ленина и Бажова.
Прибывшие на место полицейские практически сразу ликвидировали молодого человека около дома № 22 по улице Бажова. К телу преступника была примотана скотчем небольшая сумка — нечто похожее на пояс шахида. Когда предмет обследовали взрывотехники, выяснилось, что это муляж.
— На момент начала активных действий вы не знаете, есть ли самодельное взрывное устройство (СВУ) или муляж, — рассказал «Известиям» один из сотрудников российского спецподразделения. — Поэтому при планировании действий исходят из самого плохого: СВУ есть, и террорист готов его применить в любой момент. В такой ситуации главная проблем — это физиология человека. Ликвидировать противника так, чтобы он не привел в действие СВУ, очень сложно — при смерти мозг успеет послать сигнал мышцам.
По словам собеседников «Известий» из спецподразделений, на теле человека есть небольшой участок, поразив который, можно гарантированно избежать подрыва СВУ. Он носит название «зона мгновенного смертельного ранения» и находится на голове. Попав в эту зону, пуля поражает участок головного мозга, и противник погибает на «расслаблении» — мышцы не сокращаются. Но зона достаточно маленькая, попасть сложно.
— Можно было бы задействовать снайпера. Но злоумышленник действовал на улице, в городской застройке. Постоянно перемещался. Снайперу пришлось действовать «с колес», залезать на постройки и искать подходящий участок, так чтобы цель была не перекрыта. И не факт, что траектория обеспечивала бы поражение нужного участка тела, — пояснил «Известиям» собеседник в спецслужбах. — Поэтому наиболее эффективен вариант, чтобы послать отдельного сотрудника с минимальным снаряжением и пистолетом. Конечно, это риск и риск немалый. Но у бойца, если он будет действовать внезапно, есть отличный шанс. На короткой дистанции из пистолета он сможет попасть в зону смертельного ранения.
Уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 п. «а» и ч. 2 ст. 105 УК России (покушение на убийство).
— В связи с широким общественным резонансом уголовное дело о покушении на убийство в Сургуте по поручению председателя СКР Александра Бастрыкина передано в производство ГСУ, — сказала официальный представитель СК Светлана Петренко.
По сообщению представителей СК, сейчас рассматриваются все варианты, версия о теракте пока не является основной, несмотря на то, что запрещенная в России группировка «Исламское государство» достаточно оперативно взяла на себя ответственность за произошедшее. Известно, что террористическая группировка с готовностью берет на себя ответственность за многие ЧП, к которым на самом деле непричастна.
Одна из рабочих версий — психическое заболевание Гаджиева, из-за которого он решился на своеобразную имитацию теракта.
Руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов считает, что человек, напавший с ножом на прохожих в Сургуте, вероятно, имеет психическое отклонение или расстройство.
— Действия задержанного были сознательными и мотивированными. Он подготовился — надел маску и вооружился. Нельзя исключить, что психически неуравновешенный человек наслушался сообщений о нападениях, которые произошли на днях в Европе, и решил повторить этот «подвиг», — пояснил Сергей Ениколопов.
Эксперт рассказал, что в социуме довольно много людей с психическими расстройствами и невыраженными отклонениями. Под воздействием раздражителей они могут причинить вред как окружающим, так и себе. В большинстве случаев трагедию удалось бы предотвратить, если бы такие люди своевременно получали достаточную медицинскую помощь. Например, практикой доказано, что большинство хулиганов, принимающих антидепрессанты, перестают драться. Однако реорганизация системы здравоохранения, направленная на сокращение койко-мест и переключение пациентов на амбулаторное лечение, усугубила проблему психического здоровья.
— Когда астматику или диабетику говорят: вы должны приходить в диспансер и получать медикаменты или лечение, — он будет приходить и лечиться, у него с головой всё в порядке. Но кто сказал, что психически больной будет ходить к врачу и принимать лекарства? — отметил Сергей Ениколопов.
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова после нападения провела в Сургуте координационное совещание с участием представителей правоохранительных органов и системы здравоохранения. По его итогам она заявила, что обстановка в городе оценивается как стабильная. По ее словам, региональные власти готовы оказать пострадавшим всю необходимую помощь.