Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Автосекретарь
beta
Выделить главное
вкл
выкл

Наблюдая за благотворительностью в России, можно сказать, что большинство актуальных сейчас в России практик существуют на Западе достаточно давно. Тем не менее есть тенденции, которые идут вразрез с европейскими. 

Например, в то время как в Европе уличный фандрайзинг — обычная практика, российские благотворительные организации полностью отказываются от него или предлагают людям оформить пожертвование через банковскую карту. Около 230 благотворительных организаций России подписали декларацию, в которой заявили, что не ведут сборов наличных на улице. Дело в том, что в нашей стране такую нишу часто заполняют мошенники.

Самая приятная для фондов тенденция в мире благотворительности — это стабильный ежегодный рост пожертвований. Благотворительность постепенно из некоего подвига превращается в норму общественной жизни. И эта тенденция наиболее заметна в развитии индивидуального фандрайзинга, который совсем недавно в России был вещью совершенно невиданной. Индивидуальный фандрайзинг — это инициатива конкретного человека, который не просто переводит деньги в фонд, а сам устраивает сбор средств среди своих друзей или коллег. Поводов может быть масса. Это и день рождения, и гаражная ярмарка, и чаепитие. Или, например, свадьба, на которой молодожены часть подаренных денег переводят в благотворительный фонд. 

Появляются онлайн-площадки, на которых любой может создать свою страницу и привлекать средства для какого-либо благотворительного фонда через интернет. Конечно, на пути человека, который решил стать индивидуальным фандрайзером, есть несколько препятствий. Прежде всего это психологическая проблема. Люди боятся заявить фонду о своем желании стать индивидуальным фандрайзером. Они сомневаются, что смогут собрать заявленную сумму и что получат поддержку друзей и коллег. Но именно благодаря смелости тех, кто проводит «благотворительные» свадьбы и дни рождения, это направление развивается в России.

Еще одна тенденция в благотворительном сообществе — переосмысление имеющихся форматов мероприятий. В крупных городах привлечь людей достаточно сложно. Именно поэтому благотворительные организации работают над тем, чтобы сделать свои акции более яркими, способными конкурировать с тем разнообразием, которое предлагает город. На благотворительных аукционах появляются известные люди, концерты в пользу фондов проводят популярные музыканты. Множество фондов организуют спортивные соревнования и праздники. Становятся всё популярнее благотворительные забеги — формат, который не так давно появился в России.

Пять лет назад нам в службу «Милосердие» написала девушка. Она жила в Великобритании и хотела с другом пробежать в Бирмингеме полумарафон в нашу поддержку и собрать средства на проекты службы. Тогда мы очень удивились: надо же, в Англии даже во время забегов поддерживают благотворительные фонды. Но прошло не так много времени, и теперь такие забеги — это реальность нашей современной благотворительности.

В сентябре пройдет Московский марафон, в котором примут участие десятки «благотворительных бегунов», которые в процессе подготовки к забегу собирают средства для благотворительных организаций. Служба «Милосердие» проводит в рамках марафона акцию «Милосердие на бегу», в ходе которой надеется собрать 2 млн рублей на свои социальные проекты помощи детям-инвалидам, бездомным и одиноким пациентам больниц.

Постепенно новые форматы — благотворительные забеги, аукционы, дни рождения или мастер-классы, на которых собираются средства для того или иного благотворительного фонда, — становятся всё более естественными и привычными для обычного человека. Общество начинает чувствовать себя ответственным за наиболее слабых и беззащитных людей, которые сильнее всего нуждаются в помощи и поддержке. К тому же появляется множество новых способов помочь, в том числе — помочь «на бегу».

Автор — руководитель благотворительных программ православной службы помощи «Милосердие»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир