Супергерои по домашнему рецепту
В новом киносезоне студии сделают ставку на персонажей русского эпоса. Одной из главных премьер обещает стать историческое фэнтези «Легенда о Коловрате» (фильм выходит в конце ноября). Бюджет ленты составляет 360 млн рублей. Кроме того, на последнем питчинге в Фонде кино были представлены еще два проекта по мотивам русского эпоса — «Последний богатырь» (в прокате с 19 октября) и «Вещий Олег» (выйдет в 2018 году).
«Известия» узнали у экспертов, чем вызван всплеск интереса кинематографистов к русским супергероям и будут ли эти персонажи интересны российскому и зарубежному зрителю.
По мнению продюсера фильма «Вещий Олег» Дмитрия Литвинова, историческое кино снимать нужно для знакомства подрастающего поколения с корнями нации.
— Фильмы о героях русского эпоса дают ответы на вопросы, кто мы, почему мы такие, — пояснил Дмитрий Литвинов «Известиям». — Владимир Красно Солнышко, Вещий Олег и другие стояли у истоков нашего государства, а такие персонажи, как Евпатий Коловрат, были «русскими супергероями». Они — часть нашей культурной традиции. Тема для кино неисчерпаемая.
Глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе полагает, что интерес к богатырской теме не случаен, но все эти проекты сильно отличаются по уровню сценария и возможностям его реализации. Так, на «Последнего богатыря» делается большая ставка, и при правильном маркетинговом подходе он имеет высокий шанс на успех в прокате в России. С Западом же ситуация не такая однозначная.
— На зарубежных рынках, думаю, проект будет пользоваться умеренным интересом ввиду отсутствия понимания темы и ограниченного бюджета, без которого жанровому кино подобного формата сложно конкурировать с американскими аналогами, — полагает глава «Роскино». — При этом есть страны, где шансы выше. Например, в Китае проект Тимура Бекмамбетова «Он — дракон» собрал $9,2 млн, так что всё возможно.
Продюсер Сергей Сельянов, родоначальник франшизы полнометражных мультфильмов о трех богатырях, считает, что у фольклорных героев есть перспективы и в кино.
— В нашем фольклорном пространстве полно персонажей, которые могут быть интересны молодежной аудитории, — рассказал «Известиям» Сергей Сельянов. — Всё зависит от качества фильма, только оно обеспечит зрительское внимание. Вообще, картины про легендарных русских персонажей снимали бы и раньше, просто в индустрии не было денег. А историческое фэнтези или эпос дешево не снимешь. Сейчас благодаря поддержке Фонда кино наши продюсеры научились делать большие фильмы. Рекордных результатов на данном этапе вряд ли можно достигнуть, но сборы могут быть вполне существенными.
Дмитрий Литвинов тоже считает, что российские «супергерои» вполне способны конкурировать с голливудскими, но делать ставку надо не на зрелищность (здесь тягаться с Голливудом сложно, поскольку та же компания Marvel тратит от $100 млн на фильм), а на драматургию.
— Нам надо брать зрителя глубиной образов — тем, чем выделяется наше кино на мировой арене, — честностью, нестандартными сюжетными линиями и многослойными образами героев, — поделился Дмитрий Литвинов. — Вещий Олег, Коловрат, Добрыня Никитич являются собирательными образами русского человека. В них сконцентрировались наша история и представление о лучших качествах народа. Российскому зрителю такие герои близки на подсознательном уровне.
Екатерина Мцитуридзе отмечает, что фильмы с героями из русского эпоса вполне могут быть востребованы на международных кинорынках.
— Первая же презентация рабочих материалов «Легенды о Коловрате» на Каннском кинорынке вызвала большой интерес к проекту, — рассказала глава «Роскино». — Яркая картинка, великолепная работа художников, отличный кастинг, оригинальная компьютерная графика — всё это может обеспечить востребованность проекта и на внутреннем, и на международном рынке, но при условии, что и сценарий будет хорошо проработан. И, разумеется, примерно 50% успеха — правильный маркетинг, а это по-прежнему слабое звено большинства российских студий.
Менее оптимистично эксперты оценивают перспективы «Вещего Олега». Если он и будет иметь успех за рубежом, то исключительно на видео или ТВ, считает Мцитуридзе. Зато в российском прокате продюсеры играют на своем поле, и сборы «Викинга», перевалившие за 1 млрд рублей, являются хорошим примером для индустрии. А значит, «импортозамещение» западных супергероев будет идти и дальше.