Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Война в нейтральном пространстве

Профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев — о технологии разрушения суверенитета
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мировая политика, подобно абсорбирующему материалу, втягивает в себя различные методы влияния. Они трансформируются вместе с ростом технологий, расширением рынков и способов ведения экономических войн. Государствам, которые находятся вне геополитических трендов и обладают медленной реакцией на новое политическое оружие, остается только год за годом терять свой суверенитет. Это мы наблюдали на примере наших соседей, которые поверили, что уничтожать собственную промышленность и вступать в союзы выгоднее, чем развиваться автономно. Когда я говорю о суверенитете государства, я имею в виду интересы большинства его жителей и исторический ресурс развития.

Вмешательства во внутренние дела государств давно сместились в иную плоскость. То есть одно дело воевать — на фронте, во внешней политике, в дипломатии, а другое — в нейтральном пространстве. Например, пытаться разрушать соперника изнутри. Раньше этим занимались спецслужбы, всевозможные тайные канцелярии, разведки и прочие особые ведомства. Сейчас в борьбу вовлечены носители «культурного оружия» — НКО, финансируемые из-за рубежа.

Координируют эти силы несколько «китов», базирующихся, в частности, в США. Первая структура — государственная. Это USAID. Деньги, которые выделяет правительство и конгресс США, USAID в качестве диспетчера распределяет по тысячам НКО. Вторая структура — фонды, которые есть у каждой партии (например, Институт развития демократии или Национальный демократический институт). Партийные деньги ими не только аккумулируются и, соответственно, продвигают интересы партии внутри страны, но и раздаются, способствуя реализации внешней политики своих элит.

Существуют, в конце концов, и условные «частные инвесторы». Например, Сорос, который формально является обычным гражданином, а неформально вхож во все правительственные кабинеты США. Основной спонсор президентских выборов, он занимался финансированием предвыборной кампании Хиллари Клинтон и владеет массой инсайдерской информации, что помогает ему играть на бирже и зарабатывать деньги. Не будем забывать про Фонд Форда и Фонд Макартуров. Все они выполняют ту или иную политическую миссию, имеют каждый свою клиентуру. 

И каждому из них присуща своя специфика. Например, поддержка молодых ученых — так называемые научные командировки. Самая благородная цель, какая только может быть. Но что означает эта поддержка? В большинстве случаев это попытка вытащить талантливых ученых за рубеж — грубо говоря, замаскированная перекачка интеллектуального ресурса, «утечка мозгов». Таким ученым дают гранты под исследования, везут в командировку в Америку, предлагают хорошие гонорары, и в итоге они там остаются.

Любая обработка информации организацией-иноагентом выглядит подозрительно, даже если этот центр занимается разведением кактусов. В мире пока нет страны, в которой нет нищих, больных и убогих, а с культурой и наукой всё настолько нормально, что помогать некому и приходится ездить в другие страны. Нет такого.

Конечно, есть просто нормальные люди, которые делают хорошее дело. Возможность их существования целиком зависит от умения получать гранты и спонсорскую поддержку (то есть умения продвигать себя). А также — от репутации, которую они заслуживают. Причем, как правило, к политике они отношения не имеют.

Если же фонд каким-то образом политизирован, то здесь мы не увидим имен известных артистов или спортсменов. Как правило, люди, которые дорожат своей репутацией, с политическими фондами не связываются. Там как раз идет очень понятная, жесткая идеологическая борьба — они создаются исключительно для определенного рода политической деятельности. Поэтому говорить о том, что подобные фонды выступают «просто за права человека», — смешно. Не бывает политически нейтральных борцов за свободу. И это — стандартный расклад для всех стран. 

Автор — философ, политолог, профессор НИУ ВШЭ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир