Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
СМИ назвали возможного покупателя российских активов Henkel
Наука и техника
Мошенники начали использовать ChatGPT для фишинга
Спорт
Макдэвид первым за последние за 27 лет НХЛ набрал 140 очков за сезон
Общество
Источник заявил об улучшении состояния Костомарова
Армия
Пушилин рассказал о практически полной зачистке промзоны в Артемовске
Общество
Собянин сообщил о росте средней скорости движения на МКАД на 6% за пять лет
Мир
В Киеве потребовали запретить применять боеприпасы с обедненным ураном
Мир
КНР обошла США и стала крупнейшим в мире кредитором стран-должников
Мир
Землетрясение магнитудой 5,5 зафиксировали у побережья Индонезии
Армия
ВС РФ использовали огнеметную систему «Солнцепек» под Авдеевкой
Мир
В США одобрили законопроект о лишении КНР статуса развивающейся страны
Армия
Российские артиллеристы нанесли удар по подразделению ВСУ в ЛНР
Общество
В Хабаровском крае задержали похитившего у пенсионеров 1,5 млн рублей

Финансовый омбудсмен разгрузит суды

Минфин и ЦБ обсуждают возможность обязать россиян перед подачей судебного иска обращаться к финансовому уполномоченному по правам граждан
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Институт финансового уполномоченного по правам граждан, который создается для того, чтобы россияне могли в досудебном порядке решать любые споры с банками, микрофинансовыми организациями и страховыми компаниями, может стать обязательным не только для поднадзорных Центробанку участников рынка. Банк России обсуждает с Минфином возможность обязать граждан обращаться сначала к финомбудсмену, а лишь потом — если его решение человека не удовлетворит — идти в суд. Реализация такого подхода вынудит финансовые организации при возникновении спорных ситуаций чаще идти навстречу клиентам, а также снизит нагрузку на судебную систему, рассказал «Известиям» руководитель службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Михаил Мамута. Эту идею, если она не будет противоречить российскому праву, поддерживают и участники рынка. 

Идея создания этого института заключается в том, что любую спорную ситуацию с поднадзорными Центробанку организациями гражданин сможет урегулировать не только в суде, но и в досудебном порядке — при помощи финансового омбудсмена. Обращение к нему будет бесплатным для населения, а все расходы на содержание этого института на первом этапе будет нести Банк России, а затем — сами кредитные организации. Если решение финансового омбудсмена не удовлетворит гражданина, он сможет обратиться и в суд.

Текущая версия законопроекта не обязывает граждан первоначально обращаться к финансовому омбудсмену, но Банк России обсуждает такую возможность с Минфином, рассказал «Известиям» Михаил Мамута в кулуарах Международного финансового конгресса.

— Да, такая идея поднималась со стороны разных институтов и ведомств, и мы сейчас обсуждаем как ее положительные стороны, так и риски. Мы понимаем, что людям нужно привыкнуть к этому институту, убедиться в его полезности. Поэтому должен существовать определенный разбег между моментом времени, когда присоединение к институту финансового омбудсмена становится обязательным для финансовой компании, и моментом, когда обращение к нему становится обязательным для гражданина. Это полгода-год, в зависимости от разных рынков, если такое решение будет принято, — сообщил представитель Центробанка.

Регулятор рассчитывает, что с 2018 года присоединиться к институту финансового омбудсмена будут обязаны страховые компании, но конкретные сроки зависят от скорости прохождения законопроекта. Сначала только в части ОСАГО, затем поэтапно к 2021 году — остальные виды страхования, микрофинансовые организации, банки и другие финансовые организации, взаимодействующие с физлицами.

На страховом рынке в части споров по ОСАГО с 2014 года действует претензионный порядок, который предполагает, что автовладелец до подачи судебного иска должен сначала направить претензию страховой компании.

— По ОСАГО речь идет о переносе претензионного порядка на омбудсмена. Это, на наш взгляд, можно сделать достаточно быстро. Какое-то время — например, полгода — это должно поработать параллельно, потому что институт финансового омбудсмена еще должен будет встать на ноги, — пояснил Михаил Мамута, отметив, что для других рынков такой порядок станет новым.

Финансовые организации пока не имеют существенных стимулов решать конфликтные ситуации. С введением института финомбудсмена такой стимул появится, так как чем больше конфликтов организация решит напрямую с клиентом, тем меньше будет жалоб на нее финансовому омбудсмену и, соответственно, тем меньше она должна будет отчислять на содержание этого института. К тому же деятельность омбудсменов будет публичной, а значит, граждане смогут выбирать финансовую организацию не только по признаку цены, но и по признакам минимального числа споров со своими клиентами.

— Реализация этого подхода даст очень серьезную разгрузку судебной системы плюс простимулирует создание более честных и доверительных отношений между финансовыми организациями и гражданами, — заключил Михаил Мамута.

Павел Медведев, выполняющий роль финансового омбудсмена при Ассоциации российских банков, заявил «Известиям», что в содержательной части поддерживает возможность введения обязательного обращения к финансовому омбудсмену, чтобы снизить нагрузки на суды, но — при условии, если эта норма не противоречит российскому праву.

Законопроект о финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг был подготовлен в 2013 году Минфином, но после прохождения первого чтения в 2014 году его рассмотрение было приостановлено. В частности, комитет Госдумы по финансовому рынку тогда отмечал, что прописанная в документе обязанность граждан обращаться к уполномоченным ограничивает право выбирать способ защиты своих законных прав и интересов.

В конце 2016 года правительство и ЦБ договорились о конфигурации нового института и подготовили поправки ко второму чтению законопроекта. 

Читайте также
Реклама
Прямой эфир