Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Грешный, настоящий, живой

Художественный руководитель «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович — об основателе театра, кумире и учителе
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

13 июля исполнилось бы 85 лет Петру Наумовичу Фоменко. Фоме, как называли его близкие, коллеги, друзья.

Очень сложно выдавать какие-то формулировки про Фоменко, тем более встраивать его в некую систему координат. Мое глубокое убеждение, что Петр Наумович и система — вещи несовместимые. Он этого боялся, бежал, иронизировал. Смеялся, когда говорили, что есть система Станиславского, а есть метод Фоменко. Иронизировал на эту тему вполне искренне, не кокетничая. Очень скептически относился к словам «школа», «ученик».

При этом одна из его любимых фраз, которые он часто повторял на репетициях, была из «Тёркина»: «Пушки к бою едут задом, это надо понимать». То есть, двигаясь вперед, надо всё время оглядываться назад. И он оглядывался. Чем больше в театр проникало всяких современных технологий, тем больше Фома сосредотачивался на человеке.

Безусловно, у него были основополагающие принципы. Не знаю, сумеем ли мы их сформулировать, но я мечтаю, чтобы все наши актеры, работавшие с Фомой, попытались вспомнить, как он с ними репетировал. Как собирал вокруг себя, как объяснял, зачем и ради чего выходить на сцену, как мог целую репетицию разбирать одну единственную фразу.

Это, кстати, то, что сидит во всех наших актерах, то, что было воспитано в них Фомой — не нужно суетиться, спешить. Сам он никогда никуда не торопился. Репетировал столько, сколько надо. Слово «премьера», по-моему, искренне ненавидел. Зачем выпускать премьеру, когда репетировать гораздо интереснее?

Он был гениальный мастер подробностей — меня всегда поражало, сколько времени он уделял какой-то мелочи. Причем, разбираясь в чем-то, он чаще всего не вмешивался в процесс, что называется «руками», поскольку считал, что всего можно достичь разговорами. И первый вопрос, который он всегда задавал, разбирая отдельную сцену или целую пьесу: кто кого любит? И дальше начинал это раскручивать.

Фоменко был очень требователен — в первую очередь к выбору литературного и драматургического материала. И эту планку требований он поднял высоко. Я ужасно переживаю, с каким огромным трудом приживается у нас в театре современная драматургия. Наш театр замешан и воспитан на классике и мне, который обожает современную литературу, привить любовь к ней нашим актерам пока не очень удается.

Но это, может, и хорошо. Это следствие заданного Фомой стандарта. Его как-то спросили, какую современную пьесу он хотел бы поставить. И Фоменко ответил, что сейчас работает над безумно современной пьесой — «Бесприданницей» Островского. Но самый «фоменковский» автор, безусловно, — Пушкин. Мне иногда казалось, что будь его воля, он переименовал бы наш театр в Театр имени Пушкина. Пушкин был для него камертоном, которым он всё поверял. 

У него был список названий, которые он хотел бы видеть в репертуаре. Но при этом он никогда и никому не навязывал свои пристрастия. Надо сказать, что Петр Наумович вообще никогда не говорил «нет». Он давал возможность пробовать и ошибаться. И я горжусь, что придуманное им направление (а оно так и называется — «пробы и ошибки») живет, развивается, и в рамках него уже состоялись спектакли, идею которых подал Фоменко.

Следуя его заветам, мы стараемся не относится к себе серьезно. Он ведь был хулиганом, гулякой в каком-то очень высоком гусарском, вернее, пушкинском смысле. Думаю, мы все вместе взятые, не являемся такими хулиганами. Мы столько не погуляли в жизни, столько не выпили, столько не покуролесили. Фоменко был грешный, настоящий, живой, обожал поэзию Баркова и «Заветные сказки». Главное и нам не забронзоветь, не превратиться в музей. Думаю, Петр Наумович сильно бы разгневался, случись такое.

Когда было построено новое здание, Фоменко не переехал из старого, не покинул свой кабинет, который называл библиотекой. Он расположен рядом с Зеленым залом, где места мало. Поэтому на время спектаклей Фоменко отдавал свой кабинет актерам — там располагалась гримерная и костюмерная. А сам шел в зрительный зал, садился где-нибудь сбоку, откуда подчас и действия-то не видно, и слушал спектакль. Он ведь музыкант, поэтому спектакли воспринимал, прежде всего на слух. Мы решили — пусть так всё и останется: его книги, вещи. И актеры по-прежнему переодеваются там, готовясь к спектаклям…

Автор — художественный руководитель Театра «Мастерская Петра Фоменко», режиссер, заслуженный деятель искусств РФ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир