Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Классик и патриот

Художник Никас Сафронов — о главном в творчестве и жизни Ильи Глазунова
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Уход Ильи Глазунова — это огромная потеря для России. Он один из самых ярких художников XX и XXI веков. Человек, который всегда следовал своим принципам. В основе всей его деятельности — патриотизм, любовь к России и восстановление истинных ценностей.

Заставив всех говорить о себе в 1970–1980-х годах, он, как и положено молодому художнику, был в авангарде и вызывал неоднозначную реакцию властей. Его известная картина «Мистерия XX века», написанная в 1978 году, изменила представления о живописи, она отличалась от всего, что тогда создавалось, и была по-настоящему новаторской. Руководство страны запретило ему демонстрировать это полотно в СССР.

Это был не единственный его конфликт с верхушкой СССР. И всё же он умел общаться с власть имущими, хотя и был вне власти, в стороне. Мог поддержать разговор с любым — с политиком и философом, артистом и рабочим, журналистом и студентом... Это был необыкновенно яркий человек, никогда никому не завидовавший, никого не упрекавший, со всеми находивший общий язык, но при этом имевший свою твердую позицию.

Мы не были с ним близкими друзьями, но периодически общались. И я заметил, что он никогда не говорил плохо о других художниках. Считал, что у людей нашей профессии тяжелый хлеб, поэтому их надо поддерживать вне зависимости от манеры, в которой они работают. Он мог быть не согласен с чужими эстетическими представлениями внутренне — например, если это было нечто авангардное, но на деле всегда старался помочь и понять.

Порой студенты на него жаловались, что он довлеет, заставляет работать в академической манере. Но он просто стремился научить своих воспитанников классическому ремеслу, чтобы потом студент мог работать в разных техниках и манерах. И его уроки были настолько яркими, что вызывали среди учеников ажиотаж. Студенты Илью Сергеевича любили, уважали и ценили. Для него же поддержка молодых была важнейшей миссией. Его ученики работают в разных частях мира, в том числе и в Ватикане. Преподавая, он способствовал возрождению классического искусства и иконописи, развитию традиций передвижников.

Когда мы с ним познакомились в 1988 году, он, несмотря на мою совершенную тогда неизвестность, написал про меня статью — и тем самым поддержал, дал мне путевку в жизнь. Он не всегда соглашался с моим творчеством, что-то ему нравилось, что-то — нет. И у него тоже появлялись спорные работы. Но во всем, что он создавал, был виден новый взгляд на мир, новые идеи, и всегда его искусство привлекало внимание. Вокруг него ходили легенды — в том числе связанные с его личной жизнью. А он умело поддерживал всеобщий интерес к себе. И, конечно, тем самым наживал врагов, недоброжелателей. Хотя и поклонников у него хватало.

Однако никогда Глазунов не стремился к славе ради славы. Сутью всего его творчества и деятельности был патриотизм, любовь к нашей стране. И свою известность он тоже направлял на благо родины. Например, благодаря ему люди во многом изменили отношение к Николаю II — он приложил немалые усилия к тому, чтобы последний император был причислен к лику святых. Вообще историю Илья Сергеевич знал досконально, мог поспорить с любым специалистом, и в его творчестве исторические сюжеты играют огромную роль.

Я не сомневаюсь, что картины Ильи Глазунова войдут в анналы истории, а целая плеяда учеников, которых он выпустил, продолжат его дело. Но главное — он показал, что искусство может быть разным: не обязательно академическим, но всегда основанном на классическом образовании и любви к родине.

Автор — заслуженный художник России

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир