Юбилейный портрет леди
Николь Кидман — 50. Совсем недавно Николь Кидман получила приз Каннского фестиваля, в конкурсной программе которого было целых четыре фильма с ее участием. Перешагнув через полувековой рубеж, австралийская актриса по-прежнему «на коне». «Известия» решили вспомнить непростой и полный драматических поворотов путь красавицы — от звезды подростковых австралийских ромкомов, которую никто не воспринимал всерьез, до музы величайших режиссеров.
Актерская карьера Николь Мэри Кидман началась в Австралии — первую роль девочка получила в 14-летнем возрасте, а в 15 лет уже солировала в подростковой комедии «Бандиты на велосипедах», которая и принесла ей известность на родине.
Затем последовала вереница телефильмов и легких развлекательных кинолент. В них Кидман, как правило, играет подружку главного героя. Так, например, в картине «Оседлавший ветер» она вдохновляет своего парня-серфингиста на победу в местных соревнованиях. Да и как не вдохновиться! Рыжеволосая длинноногая красавица беззаботно бегает по пляжу и жмурится от летнего солнца, рассекает на велосипеде в развевающейся на ветру рубашке…
Почти все ранние фильмы Кидман отличает эта нарочитая легкомысленность — и в сюжете, и в трактовке самого персонажа. Мог ли тогда кто-то предположить, что подростковая звезда с румянцем и забавной копной кудряшек полтора десятилетия спустя станет ведущей драматической актрисой Голливуда, а снимать ее будет сам Стэнли Кубрик!
Путевкой Кидман в Голливуд стал австралийский фильм «Мертвый штиль», позволивший актрисе заявить о себе как о достойной сопернице Сигурни Уивер: аналогично лейтенанту Рипли из «Чужого», героиня оказывается в замкнутом пространстве (на корабле) один на один с безжалостным убийцей и демонстрирует совсем не женскую стойкость и способность к борьбе.
И всё же первой голливудской ролью Кидман оказывается опять подружка главного героя — в фильме «Дни грома» (1990). И вряд ли этот фильм стал бы сколь-нибудь важным в ее творческой биографии, если бы экранным партнером Кидман не оказался ее будущий муж Том Круз.
На тот момент Круз был одним из главных голливудских кумиров. Так что этот союз, заключенный, конечно, по любви, очень благотворно повлиял и на карьеру Кидман. Восходящую звезду снимают Роберт Бентон («Билли Батгейт»), Рон Ховард («Далеко-далеко»)… И всё же ее по-прежнему воспринимают как милашку, не способную на что-то большее, нежели красиво дефилировать перед камерой и влюбленными глазами смотреть на партнеров. Пусть даже этим бойфрендом оказывается сам Бэтмен: в 1995 году Кидман снялась в «Бэтмене навсегда».
Однако в том же 1995 году выходит еще один фильм, который становится поворотным в восприятии актрисы киносообществом. В «Умереть во имя» Гаса Ван Сента она сыграла ведущую погоды на провинциальном телеканале. Одержимая мечтами о славе, героиня Кидман соблазняет старшеклассника (совсем юный Хоакин Феникс) и подговаривает его совершить преступление. Именно эта картина заставила всех увидеть в Николь нечто большее, чем красивую девушку и жену Тома Круза. И, кстати, принесла актрисе ее первый «Золотой глобус».
Источник: YouTube/AwardsShowNetwork
Далее последовала работа у еще одного кумира фестивалей — режиссера Джейн Кэмпион. Эстетская экранизация романа Генри Джеймса «Портрет леди» позволила Николь Кидман продемонстрировать свой природный аристократизм и умение выражать сильные эмоции по-викториански сдержанно, а изысканные костюмы и тщательно продуманный визуальный ряд фильма оказались достойной оправой для «бриллианта» — красоты Кидман.
И всё же настоящей кульминацией этого периода в творчестве Николь Кидман стала роль в последнем фильме великого Стэнли Кубрика — «С широко закрытыми глазами». Сегодня это уже безусловная классика. Тогда же — дерзкий эксперимент, «пощечина общественному вкусу». Николь появляется в кадре полностью обнаженной, курит травку и говорит слово fuck (им и завершается вся трехчасовая лента).
В третий раз экранным партнером Кидман (после «Дней грома» и «Далеко-далеко») стал Том Круз. Но если «Дни грома» свели двух звезд, то «С широко закрытыми глазами», наоборот, привели пару к разводу. Стэнли Кубрик, поселивший актеров в своем особняке и на месяцы изолировавший их от внешней жизни, доводил Тома и Николь до нервного истощения, требуя снова и снова повторять одни и те же эпизоды и снимая бесконечное количество дублей. Неудивительно, что накопившиеся за годы совместной жизни противоречия в такой обстановке особенно обострились.
Распад звездного брака в 2001 году надолго стал главной темой таблоидов и тяжелейшим ударом для Кидман. Но, случайно или нет, именно с этого момента начался «золотой» период в ее карьере. В том же году Кидман едет в Канны представлять мюзикл База Лурманна «Мулен Руж», а затем — получит за эту картину «Золотой глобус» и свою первую номинацию на «Оскара».
Для роли куртизанки Сатин, страдающей от чахотки и влюбляющейся в бедного поэта (сюжет — постмодернистский парафраз «Дамы с камелиями»), Кидман научилась петь и танцевать. Вдохновленная вокальными экспериментами, Кидман даже записала дуэт с Робби Уильямсом — Something Stupid. Кавер-версия хита, ранее спетого Фрэнком Синатрой и его дочерью Нэнси, стала обаятельной шуткой Уильямса и Кидман (которым, к слову, приписывали роман) и возглавила британский чарт, но осталась единственным опытом актрисы на чисто музыкальном поприще.
А тем временем в прокат выходит драма «Часы» Стивена Долдри. В этой ленте Кидман впервые решается отказаться от главного козыря — своей внешней привлекательности. Созданный гримерами накладной нос, выцветшие сухие волосы, мешковатое платье и, безусловно, актерский талант превращают красавицу Николь в аутичную, погруженную в себя писательницу Вирджинию Вульф. Коллеги по цеху оценили преображение по достоинству: за «Часы» Кидман получила своего первого и пока единственного «Оскара».
Источник: YouTube/Oscars
Но даже для актрисы, «готовой на все» (в фильме с таким названием Кидман снялась в 1992 году), испытанием становится работа с «великим и ужасным» Ларсом фон Триером. Результатом сотрудничества становится шедевр: «Догвилль». Почти полностью отказавшись от декораций (стены домов обозначены в фильме мелом), Триер сделал ставку на актерскую игру — и не прогадал. Кидман справилась со сложнейшей задачей и показала эволюцию своего персонажа — от благодушной наивной девушки до измученной безжалостной мстительницы.
И неважно, что ни режиссер, ни актриса ничего не получили в Каннах — как и «С широко закрытыми глазами», «Догвилль» стал сенсацией, а затем — безусловной классикой.
Снискав успех в авторском кино, Кидман снова обратила взор на блокбастеры. Актриса снимается в одном высокобюджетном проекте за другим и в какой-то момент даже оказывается самой высокооплачиваемой актрисой в мире. За «Вторжение» она получает $16 млн, за «Золотой компас» — $15 млн, «Колдунья» приносит $17,5 млн… Разве что «Австралия», где Кидман опять работает под началом База Лурманна, дает киноманам пищу для размышлений, хотя на этот раз постмодернистский коктейль и «модуляция» от комедии к трагедии оказываются не столь убедительны, как в «Мулен Руже». При бюджете в $130 млн фильм собирает в США меньше $50 млн.
Не менее оглушительно проваливаются «Вторжение» и «Золотой компас». Вдобавок ко всему, Николь начинает увлекаться коррекцией внешности — годы идут, а красавице совершенно не хочется стареть. Сплетники зубоскалят, обсуждая распухшие от коллагена губы и застывший от ботокса (зато идеально гладкий!) лоб звезды.
Гонорары падают, награды обходят актрису стороной, критики воспринимают ее новые фильмы со скепсисом. Да, она по-прежнему королева — например, «Королева пустыни» Вернера Херцога. Ну или хотя бы принцесса («Принцесса Монако» Оливье Даана). Она по-прежнему экспериментирует с авторским кино («Порочные игры» Пак Чхан-ука, «Газетчик» Ли Дэниелса) и выбирает нестандартные проекты. Но — былого триумфа уже нет.
Как будто в качестве компенсации за неудачи в творчестве к актрисе наконец приходит семейное счастье: в браке с австралийским певцом Китом Урбаном у Кидман рождается дочь. Звезда снимается всё меньше, а времени на своем ранчо в Нэшвилле, вдали от Голливуда, проводит всё больше, наслаждаясь домашними хлопотами.
В свое время другая выдающаяся иммигрантка — Грета Гарбо — просто ушла из кино, почувствовав, что лучшие роли и пик женской красоты уже позади. Рифма с судьбой еще одной дивы «золотого века» Голливуда — Грейс Келли — даже более очевидна: достигнув всех возможных высот в кино («Оскар», роли у величайших режиссеров), актриса сделала выбор в пользу семейной жизни. Похожим образом могла бы закончиться и карьера Кидман (к слову, сыгравшей не так давно принцессу Грейс). Как и Гарбо с Келли, свое имя в историю кинематографа она уже вписала.
Но… вышедший в прошлом году фильм «Лев» неожиданно принес актрисе номинацию на «Оскара» — впервые после долгого перерыва, а теперь — и Каннский фестиваль прошел под знаком Николь Кидман. И мы верим: лучшие роли у Николь Кидман еще впереди.