Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Профессор из Норвегии призвал завершить конфликт на Украине
Армия
Средства ПВО за ночь ликвидировали пять украинских БПЛА над территорией Крыма
Общество
В МИДе назвали звериной сущность киевского режима после атаки ВСУ на журналистов
Мир
Песков назвал недостаточной мировую реакцию на убийства ВСУ российских журналистов
Мир
Политолог указал на попытки Киева сорвать переговоры РФ и США
Общество
В России появится единый реестр нуждающихся в улучшении жилищных условий
Общество
Актеры Мадянов и Добровольская посмертно получили премию «Ника»
Мир
Додон рассказал о необходимости восстанавливать отношения с РФ
Общество
Генпрокуратура признала нежелательной в РФ финансируемую НАТО организацию
Мир
Украина может лишиться 500 тыс. снарядов в случае смены власти в Чехии
Мир
В Белграде у здания Генштаба прошла студенческая акция протеста
Общество
Коллеги отметили активность Федорчака и его желание показать правду
Происшествия
В многоквартирном доме в Махачкале произошел взрыв газа
Армия
Росгвардия уничтожила объекты военной инфраструктуры ВСУ в Черниговской области
Общество
В порту Усть-Луга из аварийного танкера Koala откачали почти 30 тыс. т мазута
Мир
В США после проверки департамента Маска признали умершими 7 млн человек
Мир
Несколько взрывных устройств нашли в дилерском центре Tesla в Техасе

Купи патент!

Ректор РГСУ Наталья Починок — о защите и поддержке самозанятых граждан
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Итак, свершилось. В Совете Федерации разработали поправки в Налоговый кодекс (НК), которые определяют правила налогообложения самозанятых граждан с 1 января 2019 года.

Давайте разбираться. Самозанятость — явление, присущее экономике России на протяжении столетий. Однако ранее оно не подпадало под госрегулирование. В советской идеологии понятию самозанятости не было места, поскольку пропагандировалась стопроцентная занятость населения, а уклонение от формального найма зачастую приравнивалось к тунеядству. В ранний постсоветский период правительство закрывало глаза на колоссально возросшую вовлеченность населения в неформальные трудовые отношения. Все понимали, что это реакция на системный кризис в стране, где «халтурка» и «подработка» стали адаптационным механизмом выживания для миллионов людей.

Сегодня проблема стоит как никогда остро. С одной стороны, самозанятость – это налоговые потери от ухода бизнеса в тень. И потери немаленькие. Минфин оценивает объем неформальных зарплат в стране в 12 трлн рублей: 6 трлн рублей — это «конвертные» схемы и около 6 трлн рублей — это зарплаты неформального сектора. По оценке вице-премьера РФ Ольги Голодец, у нас только 48 млн человек находятся в чистом, понятном, прозрачном рынке, уплачивают все взносы и налоги — при том, что численность людей в трудоспособном возрасте — 75 млн.

Средняя зарплата по России на начало 2017 года составляла 37,4 тыс. рублей. Соответственно прогнозируемые налоговые недопоступления в бюджет составят около 164 млрд рублей. Потери Пенсионного фонда России (ПФР) исчисляются 277,3 млрд рублей, недопоступления в Фонд ОМС — 64,3 млрд рублей.

Но есть и другая сторона медали — проблема безопасности. Прежде всего, безопасности потребителей. Сегодня у нас нет гарантии ни качества, ни профессионализма, ни безопасности получаемых «в тени» услуг. Поставщик услуг не является юридически ответственной стороной, с него нельзя спросить за результаты или последствия работы. Если нанятая вами домработница зальет соседскую квартиру, а компьютерный мастер спалит ваш компьютер, эти люди просто разведут руками и с сожалением скажут «упс»!

Если вы в качестве дизайнера разработали логотип компании и вам не заплатили — пеняйте на себя, вы — «самозанятый», а значит, во многом бесправный.

Так что поправки своевременные, если не сказать — запоздавшие. Еще в декабре 2016 года президент Владимир Путин поручил правительству в течение 2017 года четко определить правовой статус самозанятых граждан.

Что нового вносят эти поправки в НК? Теперь самозанятым не надо будет регистрироваться индивидуальными предпринимателями (ИП), а налог будет уплачиваться в виде патента — фиксированного авансового платежа до начала налогового периода. Размер патента, порядок его уплаты и определения налоговой базы будут устанавливаться отдельно в каждом регионе.

Уже определено, что общая цена патента вне зависимости от региона не будет превышать 20 тыс. рублей. Из них платеж в ПФР будет равняться 9 тыс. рублей, в Фонд ОМС — 1 тыс. рублей. Оставшуюся часть направят на формирование регионального бюджета, и это плавающая величина, зависящая от политики, проводимой местными органами власти.

Новый порядок решает массу проблем. Не нужно возиться с регистрацией предприятия и заниматься бухгалтерией. Купил патент — и работай, ищи клиентов, получай напрямую оплату своих услуг. Но остается вопрос четкого определения категорий самозанятости.

По определению Минюста, самозанятый — это физлицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физлиц, направленную на систематическое получение прибыли. Не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и не имеющее наемных работников.

То есть реально это и репетитор, и няня, дизайнер-фрилансер, и владелец интернет-магазина. И, естественно, доход они получают совершенно разный. Также естественно, что и патенты должны быть разными. Если каждый регион все эти вопросы будет решать самостоятельно, автоматически возникнет масса диспропорций. Поэтому необходимо срочно разработать федеральный классификатор услуг с рекомендованными «ножницами» в размерах патентов.

Второй вопрос — сам механизм покупки патента. Патентная система налогообложения неплохо зарекомендовала себя, например, в вопросе регулирования трудоустройства мигрантов. С переходом на нее механизм их трудоустройства значительно упростился, а люди получили стимул соблюдать закон.

Но вот авансовый принцип платежа вызывает вопросы. Патент — это своеобразная лицензия, документ, определяющий право заниматься той или иной деятельностью. Но после покупки им можно пользоваться, а можно не пользоваться. Если у человека не случилось доходов, он не смог заработать, с чего он должен уплачивать взносы? В результате может сложиться ситуация, когда дорогие патенты будут отпугивать граждан — с чего платить, я еще ничего не заработал, а дешевые станут индульгенцией для недоплат в казну. Выходом из положения стало бы появление относительно дешевых патентов с авансовым принципом оплаты и адекватного налогообложения получаемых доходов постфактум.

И, наконец, третий и главный вопрос — какие меры могут помочь самозанятым гражданам осознать необходимость легализации своего бизнеса и включиться в новую систему налогообложения?

Здесь важную роль должны сыграть бесплатные образовательные программы и консультации по развитию бизнеса, дополнительные инструменты финансирования самозанятых. Требуется создание широкой консультационной сети, которая объединяла бы отраслевые ассоциации и уже состоявшихся бизнесменов. Эти меры наиболее важны для тех самозанятых, которые хотели бы нанимать сотрудников, переходить от простых бизнес-моделей к более сложным, выходить на новые рынки, но не знают, как это сделать.

Вопросы еще остаются, и их много — например, как быть тем, кто одновременно выполняет несколько видов работ или работает сезонно. Но отрадно, что мы наконец пошли этой дорогой. Как сказал Конфуций, «самый длинный путь начинается с первого шага».

Автор — ректор РГСУ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир