Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Штурмовики ВС РФ при поддержке танков и ударных БПЛА захватили опорпункты ВСУ
Мир
По меньшей мере 40 человек задержали в Техасе во время пропалестинского протеста
Мир
На Украине предложили запретить украинским чиновникам вести каналы в Telegram
Происшествия
Пять человек задержаны по подозрению в поджоге вертолета на московском аэродроме
Происшествия
В Белгороде и Белгородском районе объявили ракетную опасность
Мир
Философ Дугин назвал фильмы «Матрица» или «Терминатор» проекциями будущего Запада
Мир
В Молдавии назвали последствия закрытия местного рынка для защиты фермеров
Мир
Фон дер Ляйен допустила блокировку соцсети TikTok на территории Евросоюза
Общество
Апрель 2024-го вошел в тройку самых теплых в Москве за всю историю метеонаблюдений
Мир
В Казахстане задержали экс-главу МВД Тургумбаева по делу о массовых беспорядках
Происшествия
На Камчатке зафиксировали три подземных толчка
Общество
На 40-й день со дня теракта в «Крокусе» к стихийному мемориалу несут цветы
Происшествия
В Подмосковье загорелся склад с пластиковыми трубами на площади 2 тыс. кв. м
Мир
Герцогиня Эдинбургская Софи посетила Украину по настоянию МИД Великобритании
Мир
MWM узнал об отзыве ВСУ танков Abrams с линии фронта из страха перед ударами России
Происшествия
Жителя Приморья задержали за сотрудничество с подконтрольной ГУР Украины структурой
Мир
СМИ указали на увеличение состояния Маска на $37 млрд за неделю

Купи патент!

Ректор РГСУ Наталья Починок — о защите и поддержке самозанятых граждан
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Итак, свершилось. В Совете Федерации разработали поправки в Налоговый кодекс (НК), которые определяют правила налогообложения самозанятых граждан с 1 января 2019 года.

Давайте разбираться. Самозанятость — явление, присущее экономике России на протяжении столетий. Однако ранее оно не подпадало под госрегулирование. В советской идеологии понятию самозанятости не было места, поскольку пропагандировалась стопроцентная занятость населения, а уклонение от формального найма зачастую приравнивалось к тунеядству. В ранний постсоветский период правительство закрывало глаза на колоссально возросшую вовлеченность населения в неформальные трудовые отношения. Все понимали, что это реакция на системный кризис в стране, где «халтурка» и «подработка» стали адаптационным механизмом выживания для миллионов людей.

Сегодня проблема стоит как никогда остро. С одной стороны, самозанятость – это налоговые потери от ухода бизнеса в тень. И потери немаленькие. Минфин оценивает объем неформальных зарплат в стране в 12 трлн рублей: 6 трлн рублей — это «конвертные» схемы и около 6 трлн рублей — это зарплаты неформального сектора. По оценке вице-премьера РФ Ольги Голодец, у нас только 48 млн человек находятся в чистом, понятном, прозрачном рынке, уплачивают все взносы и налоги — при том, что численность людей в трудоспособном возрасте — 75 млн.

Средняя зарплата по России на начало 2017 года составляла 37,4 тыс. рублей. Соответственно прогнозируемые налоговые недопоступления в бюджет составят около 164 млрд рублей. Потери Пенсионного фонда России (ПФР) исчисляются 277,3 млрд рублей, недопоступления в Фонд ОМС — 64,3 млрд рублей.

Но есть и другая сторона медали — проблема безопасности. Прежде всего, безопасности потребителей. Сегодня у нас нет гарантии ни качества, ни профессионализма, ни безопасности получаемых «в тени» услуг. Поставщик услуг не является юридически ответственной стороной, с него нельзя спросить за результаты или последствия работы. Если нанятая вами домработница зальет соседскую квартиру, а компьютерный мастер спалит ваш компьютер, эти люди просто разведут руками и с сожалением скажут «упс»!

Если вы в качестве дизайнера разработали логотип компании и вам не заплатили — пеняйте на себя, вы — «самозанятый», а значит, во многом бесправный.

Так что поправки своевременные, если не сказать — запоздавшие. Еще в декабре 2016 года президент Владимир Путин поручил правительству в течение 2017 года четко определить правовой статус самозанятых граждан.

Что нового вносят эти поправки в НК? Теперь самозанятым не надо будет регистрироваться индивидуальными предпринимателями (ИП), а налог будет уплачиваться в виде патента — фиксированного авансового платежа до начала налогового периода. Размер патента, порядок его уплаты и определения налоговой базы будут устанавливаться отдельно в каждом регионе.

Уже определено, что общая цена патента вне зависимости от региона не будет превышать 20 тыс. рублей. Из них платеж в ПФР будет равняться 9 тыс. рублей, в Фонд ОМС — 1 тыс. рублей. Оставшуюся часть направят на формирование регионального бюджета, и это плавающая величина, зависящая от политики, проводимой местными органами власти.

Новый порядок решает массу проблем. Не нужно возиться с регистрацией предприятия и заниматься бухгалтерией. Купил патент — и работай, ищи клиентов, получай напрямую оплату своих услуг. Но остается вопрос четкого определения категорий самозанятости.

По определению Минюста, самозанятый — это физлицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физлиц, направленную на систематическое получение прибыли. Не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и не имеющее наемных работников.

То есть реально это и репетитор, и няня, дизайнер-фрилансер, и владелец интернет-магазина. И, естественно, доход они получают совершенно разный. Также естественно, что и патенты должны быть разными. Если каждый регион все эти вопросы будет решать самостоятельно, автоматически возникнет масса диспропорций. Поэтому необходимо срочно разработать федеральный классификатор услуг с рекомендованными «ножницами» в размерах патентов.

Второй вопрос — сам механизм покупки патента. Патентная система налогообложения неплохо зарекомендовала себя, например, в вопросе регулирования трудоустройства мигрантов. С переходом на нее механизм их трудоустройства значительно упростился, а люди получили стимул соблюдать закон.

Но вот авансовый принцип платежа вызывает вопросы. Патент — это своеобразная лицензия, документ, определяющий право заниматься той или иной деятельностью. Но после покупки им можно пользоваться, а можно не пользоваться. Если у человека не случилось доходов, он не смог заработать, с чего он должен уплачивать взносы? В результате может сложиться ситуация, когда дорогие патенты будут отпугивать граждан — с чего платить, я еще ничего не заработал, а дешевые станут индульгенцией для недоплат в казну. Выходом из положения стало бы появление относительно дешевых патентов с авансовым принципом оплаты и адекватного налогообложения получаемых доходов постфактум.

И, наконец, третий и главный вопрос — какие меры могут помочь самозанятым гражданам осознать необходимость легализации своего бизнеса и включиться в новую систему налогообложения?

Здесь важную роль должны сыграть бесплатные образовательные программы и консультации по развитию бизнеса, дополнительные инструменты финансирования самозанятых. Требуется создание широкой консультационной сети, которая объединяла бы отраслевые ассоциации и уже состоявшихся бизнесменов. Эти меры наиболее важны для тех самозанятых, которые хотели бы нанимать сотрудников, переходить от простых бизнес-моделей к более сложным, выходить на новые рынки, но не знают, как это сделать.

Вопросы еще остаются, и их много — например, как быть тем, кто одновременно выполняет несколько видов работ или работает сезонно. Но отрадно, что мы наконец пошли этой дорогой. Как сказал Конфуций, «самый длинный путь начинается с первого шага».

Автор — ректор РГСУ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир