Airbus перепрограммируют в России
Как выяснили "Известия", второй по величине производитель самолетов в мире - европейская компания Airbus может купить лицензию на российскую программную разработку. Созданная московскими учеными система SPLEN уже помогает Airbus производить детали сложной формы для обшивки самолетов. Примечательно, что если Airbus только готовится к упрочению контактов с российскими программистами, то его главный конкурент, Boeing, приобрел лицензию на российское ПО еще 3 года назад.<BR><BR>О том, что Airbus пользуется какими-либо российскими разработками в области информационных технологий, до сих пор не было известно. О совместном проекте обмолвился президент России Владимир Путин. Во вторник вечером, во время своего <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/politic/article988789">краткосрочного визита в Новосибирск</A>, на заседании по поводу развития информационных технологий он рассказал журналистам, как всю дорогу из аэропорта в новосибирский Академгородок разговаривал с коллегами из правительства по телефону. "И Boeing у нас обсчитывается, - передал он восхищенные слова чиновников, - и Airbus обсчитывается. Все в России обсчитывается!"<BR><BR>Как выяснили "Известия", в случае с Airbus речь идет о сотрудничестве с небольшой московской фирмой ООО "Коммек" (компьютерные методы механики континуума, то есть сплошной среды). Руководитель "Коммека", член-корреспондент РАЕН Евгений Чумаченко заявил, что в данный момент его компания ведет переговоры с Airbus о продаже лицензии на созданное ею программное обеспечение SPLEN. По словам господина Чумаченко, SPLEN помогает имитировать и оптимизировать процессы "выдувания" оболочек сложной формы из титана. "Использование эффекта сверхпластичности в процессе газовой формовки позволяет получать широкий класс авиационных изделий минимального веса, высокой точности и качества. При этом давление формовки не велико. Это позволяет представить себе аналогию с легко надуваемым воздушным шариком", - говорит ученый. По его словам, над проектом с Airbus в "Коммеке" работают 11 специалистов, а итоги исследований, ведущихся с 2000 года, будут использованы, в частности, в производстве сверхбольшого самолета A380.<BR><BR>В московском представительстве Airbus подтвердили факт сотрудничества с "Коммеком", заявив при этом, что в настоящее время компания параллельно осуществляет около 30 проектов в России, но с некоммерческими организациями - НИИ и вузами. От комментариев по поводу лицензирования SPLEN в московском представительстве Airbus воздержались. Евгений Чумаченко рассказал, что работы над этим проектом курируются офисом Airbus в Тулузе.<BR><BR>Интересно, что если о сотрудничестве Airbus с российскими программистами и математиками стало известно только сейчас, то главный конкурент Airbus - Boeing пользуется услугами отечественных разработчиков уже больше 5 лет. Технический директор российской компании ParallelGraphics (PG) Александр Вовкула рассказал "Известиям", что работает с Boeing Commercial Aviation Group с 1999 года, а в 2002 году его компания продала американцам лицензию на свое ПО. Впрочем, PG продолжает разрабатывать трехмерные руководства по эксплуатации и обслуживанию самолетов Boeing. Как заявил еще в 2002 году глава российского офиса Boeing Сергей Кравченко, стоимость этого контракта сравнима с ценой "нескольких авиационных двигателей". О размерах своего контракта ни Airbus, ни "Коммек" не сообщают, однако, по мнению источников "Известий" на рынке экспорта ПО, это существенно меньшие суммы - около нескольких сотен тысяч долларов.