Столице самолеты не нужны
На подмосковном аэродроме "Мячково" запрещены полеты. После <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/emergency/article214053">нескольких крупных катастроф</A> созданная губернатором области специальная комиссия пришла к выводу, что летать в "Мячково" нельзя. Главные аргументы специалистов, поставивших на прикол более сотни самолетов, звучат так: плохо скошенная трава, стертая разметка на рулевых дорожках и снесенные местными подростками три метра забора на окраине летного поля. "Известия" решили выяснить истинные причины закрытия аэродрома.<BR><BR><B class=t11>"Предпродажная" подготовка</B><BR><BR>"В небе пробок не бывает!" - гласит реклама одного из подмосковных аэроклубов, вывешенная по дороге к аэродрому. Но при въезде на аэродром мы упираемся в небольшой затор. Две старушки - дежурные около покосившегося шлагбаума проверяют документы водителей спортивных машин. Въезжаем на аэродром. Прямо по взлетным полосам одна за другой несутся разукрашенные гоночные машины. <BR><BR>- Это мы не от хорошей жизни гонки здесь устраиваем, - жалуется "Известиям" исполняющий обязанности гендиректора "Мячково" Владимир Манешин. - Раньше здесь только вертолетов было 60 штук, Ан-30 - 27 машин и 6 самолетов Ил-14. Наши пилоты летали по всей стране, работали в Чернобыле и прокладывали маршруты в Арктике. А сейчас на 29 аэроклубов приходится всего 98 машин, а аэродрому принадлежит всего 21 АН-30, да и то в рабочем состоянии из них только один. <BR><BR>Проблемы у аэродрома "Мячково" начались еще в начале лета. Напомним, что 26 июня в 18.45 на коттеджный поселок Заозерье Раменского района Московской области упал самолет Ли-2. В этот же день губернатор Подмосковья Борис Громов заявил о создании специальной межведомственной комиссии, которая должна была проверить все расположенные на территории области аэродромы на предмет безопасности полетов. Когда 21 июля эта комиссия приехала с очередной проверкой на аэродром "Мячково", самолет Zlin-43 упал на землю прямо на глазах проверяющих в 800 метрах от аэродрома. Пилот-инструктор Александр Максимов и пассажиры-курсанты Александр Агапов и Сергей Соболев погибли на месте. Но даже после такого инцидента полеты на аэродроме продолжались. Только за первую половину этого года на аэродроме "Мячково" было совершено около 30 000 успешных взлетов и посадок, так что две катастрофы подряд на этом фоне выглядели достаточно подозрительно. Авиаторы обвинили в трагедиях жителей коттеджного поселка, которые <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/community/article229495">якобы уже не один раз расстреливали их в воздухе</A>. Аэродром закрыли неожиданно. Поводом к этому послужили недочеты, найденные комиссией. Специалисты придрались к плохо скошенной траве, недостаточно яркой разметке и трем метрам забора, снесенным местными подростками. У людей, имеющих отношение к судьбе "Мячково", есть несколько версий истинных причин закрытия аэродрома.<BR><BR><B class=t11>Версия 1: виноваты бюрократы</B><BR><BR>Аэродром "Мячково" давно стал спасением отечественной малой авиации. На его территории расположены все крупные авиаклубы Москвы. Между тем частная авиация государству не нужна. Дело в том, что любой частный самолет, как и автомобиль, должен быть зарегистрирован. У нас в стране этим занимаются две структуры: Государственная служба гражданской авиации и ФЛА (Федерация любителей авиации). Большинство собственников самолетов предпочитают регистрироваться в ФЛА, так как процедура эта там проходит намного легче, а главное - дешевле.<BR><BR>- Российское законодательство не дает малой авиации развиться, - объясняет "Известиям" суть конфликта хозяин аэроклуба "Кондор М" Игорь Душечкин. - Еще в 1991 был выпущен президентский указ "О развитии авиации общего назначения". С его выходом были разработаны нормы и правила регистрации самолетов. По ним получается, что правильно оформить самолет почти невозможно. Так, зарегистрировать самолет стоимостью $150 тыс. в управлении гражданской авиации обойдется в сумму порядка $3 миллионов. (В ФЛА эта услуга обходится летчикам в $800.) Если вы купили самолет "Сессна-172" (на таком самолете Матиас Руст в 1987 году сел на Красную площадь) и решили его зарегистрировать, от вас потребуется оформить сертификат типа самолета. Стоит это от $800 тыс. до $1 млн. Как ни странно, занимается этим общественная организация "МАК", которой государство дало право сертифицировать самолеты. Но самолет не машина - им нельзя просто владеть. Хозяин летательного аппарата должен создать авиакомпанию. Весь этот процесс займет около 2 лет и будет стоить 150 тыс. рублей. Компании необходима материально-техническая база для обслуживания самолета. Еще про $1 млн можно забыть. Далее, по существующим нормам на каждый самолет должно приходиться 10 человек обслуживающего персонала. Техников нужно официально принимать на работу и платить им зарплату. И прежде чем самолет взлетит, хозяин должен обучить весь технический состав своей компании в учебном центре. Все учебные центры находятся за границей, поэтому учиться техники поедут туда. Но не одни. Вместе с ними отправится специальная комиссия из управления гражданской авиации, которая должна будет подтвердить квалифицированность данного центра. Все это должен оплатить хозяин самолета. <BR><BR>ФЛА пошла по другому пути: создает авиаклубы, куда может вступить любой владелец самолета. При клубе существует техническая база и технический персонал. Регистрация самолета стоит $800 плюс небольшие членские взносы. Естественно, что большинство летчиков идут именно туда. Но тут возникает другая проблема. Авиация - это тоже бизнес. Летчик может зарабатывать тем, что катает людей и учит их летать. Государство запретило ФЛА катать пассажиров, а разрешило это делать только самолетам, зарегистрированным в службе гражданской авиации. Естественно, большинство клубов эти правила не соблюдают, а представителям службы гражданской авиации это не нравится. <BR><BR>- Вот и ответ на вопрос, что случилось с аэродромом "Мячково", где находится практически вся авиация ФЛА Москвы, - подтверждает Игорь Душечкин. - Но небо у нас никто не отнимет. В Белоруссии, на Украине и даже в Казахстане процесс сертификации самолета упрощен до минимума. Если так пойдет и дальше, то скоро вся малая авиация России будет летать в чужом небе. <BR><BR><B class=t11>Версия 2: "Мячково" закрыли наркоторговцы </B><BR><BR>Пока губернаторская спецкомиссия проверяла "Мячково" на безопасность полетов, группа компаний "ФИНПРОМКО" купила 60% акций аэродрома. По официальным данным сумма сделки составила более 100 млн рублей. Кроме основного бизнеса, связанного с машиностроением, "ФИНПРОМКО" занимается аэрофотосъемкой на заказ. Практически все заказы у этой компании государственные. Купив "Мячково", фирма приобрела и самолеты, необходимые для выполнения воздушной съемки.<BR><BR>- К непосредственному управлению аэропортом группа "ФИНПРОМКО" еще не приступила, - пояснил "Известиям" представитель компании на аэродроме Ильяс Гусейнов. - В данный момент наша рабочая группа проводит проверку состояния авиакомплекса. Первые результаты ревизии показали, что инфраструктура аэропорта практически разрушена, часть имущества была распродана после приватизации авиакомплекса в 1993 году. Поэтому до завершения проверки планировать дальнейшее развитие аэропорта преждевременно. <BR><BR>Между тем, как выяснили "Известия", недавно группа компаний "ФИНПРОМКО" получила крупный госзаказ от Госнаркоконтроля на проведение аэрофотосъемки нелегальных плантаций мака и конопли в южных регионах России. Для выполнения заказа компания пригнала в "Мячково" специальные самолеты и уже была готова отправить их в пункт назначения, но аэродром закрыли. <BR><BR>- Я всячески стараюсь отогнать от себя мысли, что закрытие аэродрома как-то связано с тем, что мы его купили, или с нашими заказами, - поделился с "Известиями" своими сомнениями Ильяс Гусейнов. - Но других причин я не нахожу. Нарушения, которые нашла комиссия, выглядят просто смешными. Мы уже готовы перегнать самолеты на другой аэродром, но для этого нужно хотя бы получить разрешение на вылет. Смешно получается: мы не можем поднять в воздух самолеты с нашего же аэродрома. А государство, получается, мешает самому себе. <BR><BR>Трудности с выполнением госзаказа - далеко не единственная проблема новых владельцев аэродрома. Около 100 самолетов 29 авиаклубов простаивают без дела. А это живые деньги. Так, стоянка одного самолета в "Мячково" стоит от 500 до 800 долларов в месяц. При условии, что он летает. Если же самолет прикован к земле, то за простой авиаторы платят всего 1500 руб. <BR><BR>- Сумма сделки очень небольшая, - рассказал "Известиям" новый пресс-секретарь аэродрома "Мячково" Владимир Карпов. - Инфраструктура аэродрома находится в полном запустении, и новым собственникам придется еще капитально вложиться в наведение здесь порядка. <BR><BR><B class=t11>Версия 3: аэродром погубили дачники и враги Орджоникидзе</B><BR><BR>Летчики находят и другие причины закрытия аэродрома. По одной из версий, запрет полетов могли спровоцировать местные жители, давно пытающиеся выжить аэродром. Напомним, что после второй катастрофы в "Мячково" летчики обвинили в ней жителей соседнего коттеджного поселка, уверяя власти, что самолет был сбит. Заявление с этими претензиями было направлено в прокуратуру, но результатов не дало. Следов пуль экспертиза на обломках самолета не нашла. <BR><BR>- Только лично в меня стреляли два раза, - рассказывает "Известиям" хозяин аэроклуба "Кондор М" Игорь Душечкин. - Я летел на реактивном самолете да и боевой опыт у меня тоже есть. Поэтому я не сильно испугался, когда увидел приближающуюся ракету. Траектория была такая, что она в любом случае пролетала мимо меня.<BR><BR>- Конфликт с жителями коттеджного поселка больше напоминает вечный спор: что появилось первым - яйцо или курица, - рассказывает "Известиям" исполняющий обязанности гендиректора аэродрома "Мячково" Владимир Манешин. - Аэродром построили еще при СССР, а коттеджи здесь начали строить только в начале 90-х. Никаких согласований с нами они не проводили. По закону там, где находятся их коттеджи, строить ничего нельзя. <BR><BR>Самая неправдоподобная версия закрытия аэродрома связана с нашумевшей столичной программой развития сети авиатакси. Когда заместитель мэра Москвы Иосиф Орджоникидзе представлял ее на столичном правительстве, он рассказывал о развитии частной авиации и вскользь упомянул "Мячково" как возможную базу для авиатакси. По мнению некоторых летчиков, именно это могло сыграть решающую роль в судьбе аэродрома - козни многочисленных недругов Орджоникидзе привели к закрытию "Мячково". Правда, к самой идее авиатакси авиаторы относятся очень скептически.<BR><BR>- При существующем законодательстве организовать такую услугу нереально, - смеется хозяин аэроклуба "Кондор М" Игорь Душечкин. - Позволить себе пройти все процедуры регистрации может только крупная компания, малой авиации это невыгодно. Об этом же говорят и цены на полет. Летный час на самолете, зарегистрированном в гражданской авиации, стоит от 580 долларов.<BR><BR>По словам хозяина аэроклуба, мало того, что возить пассажиров по воздуху не выгодно, - делать это будет просто не на чем. Большинство отечественных самолетов уже давно устарели, а новые разработки ничего хорошего не дают. Так, час полета на самолете Ан-2 будет стоить около 700 долларов, а скорость его при этом будет всего 170 км/час. <BR><BR>- Таким образом, перелет из "Шереметьево" во "Внуково" обойдется пассажиру примерно в 300 долларов, - улыбается Игорь Душечкин. - А времени он потратит столько же, сколько на машине. <BR><BR>Примерно такие же мысли по поводу развития в столице авиатакси высказали на днях и военные. Выступая на пресс-конференции, командующий войсками специального назначения генерал-полковник Юрий Соловьев заявил, что условия для полетов легкой деловой авиации будут созданы в Москве не ранее, чем через 3-5 лет.<BR><BR>- А пока над столицей и Подмосковьем летают и будут летать только МЧС, "Скорая помощь" и милиция, - отрезал генерал.