Не для слабонервных
В программе Московского кинофестиваля - более сотни фильмов. Среди них - с десяток шедевров, проверенных другими фестивалями, и несколько абсолютно новых, по тем или иным причинам интригующих работ. <BR><BR><B>"Олдбой"</B> (Южная Корея, режиссер Чан Вук Парк)<BR><BR>Второй, после Майкла Мура, победитель нынешнего каннского конкурса - за "Олдбоя" хлопотал сам председатель жюри Тарантино. <A href="http://iz.ru/culture/article109376" style="COLOR: blue" target="_blank">Чан Вук Парк</A>, известный у нас по "Объединенной зоне безопасности", экранизировал японский комикс, который, в свою очередь, был парафразом <A href="http://iz.ru/culture/article109344" style="COLOR: blue" target="_blank">"Графа Монте-Кристо": </A>ни в чем не повинного человека похищают и пятнадцать лет держат взаперти, а потом выпускают на волю и предлагают самостоятельно докопаться до причин заточения. В этом фильме едят живых осьминогов и вырывают себе язык - слабонервные удаляются, остальные затаив дыхание досматривают один из самых сильных в истории кино фильмов о трагедии мстителя. <BR><BR><B>"Головой о стену"</B> (Германия-Турция, режиссер Фатих Акин)<BR><BR>Фильм, победивший на последнем Берлинском фестивале, - история двух турецких эмигрантов в Германии: она - замученная консервативными родителями восточная оторва, он - опустившийся вдовец. Фиктивный брак, который девушка заключает, чтобы вырваться из-под семейной опеки, перерастает в диковатую историю любви. Победа Акина на последнем Берлинском фестивале была омрачена скандалом: выяснилось, что исполнительница главной роли, юная актриса Сибель Кекилли, давно и плотно снимается в порно. Турецкие родители с ужасом прочитали об этом в газетах. <BR><BR><B>"Никто не узнает"</B> (Япония, режиссер Хирокадзу Корэ-Эда) Безалаберная мать бросает троих маленьких детей в токийской квартире и уезжает в другой город устраивать личную жизнь. Младшему ребенку четыре года, старшему - двенадцать. Поначалу они строго придерживаются маминых указаний и не выходят из квартиры. Потом наступают голод и одичание. Фильмы про жестокое обращение с детьми не являются самым увлекательным на свете зрелищем. Картина Корэ-Эды - исключение: ее невозможно не досмотреть до конца.<BR><BR><B>"Папа"</B> (Россия, режиссер Владимир Машков) <BR><BR>Режиссерская работа актера <A href="http://iz.ru/person/article41410" style="COLOR: blue" target="_blank">Владимира Машкова</A>, экранизация "Матросской тишины" Александра Галича. В фильме Машков играет роль, с которой он неоднократно выходил на театральную сцену: его герой - бедный еврей Абрам Шварц, одержимый своим сыном-музыкантом.<BR><BR><B>"Слон"</B> (США, режиссер Гас Ван Сент)<BR><BR>Уже год минул с тех пор, как фильм получил свою "Золотую пальмовую ветвь", а в России между тем никто его до сих пор не видел. "Слон" - это вансентовское алаверды "Боулингу для Колумбины": два главных героя не желают шагать в ногу со строем румяных американских школьников - на урок они предпочитают приходить в полной боевой экипировке, как и реальные ученики колледжа Колумбайн.<BR><BR><B>"Русское"</B> (Россия, режиссер Александр Велединский)<BR><BR>За то время, что Александр Велединский работал над экранизацией романа Эдуарда Лимонова "Подросток Савенко", умер телеканал, финансировавший проект. Тем не менее фильм готов и принимает участие во втором конкурсе ММКФ - в "Перспективах". Самого подростка Савенко играет Андрей Чадов, брат Алексея Чадова из балабановской "Войны".<BR><BR><B>"Кофе и сигареты" </B>(США, режиссер Джим Джармуш)<BR><BR>Полная версия личного джармушевского киноальманаха, который он снимал последние лет двадцать - с участием своих приятелей, прекрасных актеров и не менее прекрасных музыкантов, в том числе Тома Уэйтса, Билла Мюррея, Игги Попа, Роберто Беньини, RZA и GZA из Wu-Tang Clan, Кейт Бланшетт и других. В одиннадцати черно-белых новеллах их персонажи болтают, пьют кофе и курят - с учетом всеамериканского запрета на курение в публичных местах фильм Джармуша можно воспринимать как отходную образу жизни в стиле "Кофе и сигареты".<BR><BR><B>"Усама"</B> (Афганистан-Япония-Ирландия-Нидерланды, режиссер Сиддик Бармак) <BR><BR>Название картины слегка отдает спекуляцией - выпускник ВГИКа Сиддик Бармак явно делает ставку на раскрученный американцами бренд "Усама". Тем не менее картина о том, как девочка из бедной афганской семьи переоделась мальчиком, чтобы устроиться на работу в пекарню, и что из этого вышло, получила в этом году "Золотой глобус". <BR><BR><B>"Время жатвы"</B> (Россия, Марина Разбежкина) <BR><BR>Про первую игровую работу документалистки Марины Разбежкиной пока ничего не известно, кроме того, что дело происходит в послевоенной чувашской деревне, а из-за самой картины подрались несколько фестивалей: отборщики ММКФ посчитали ее шедевром и затребовали к себе из конкурса "Кинотавра" (закрыв заодно дорогу и на другие фестивали класса А). <BR><BR><B>"Догвилль - признания"</B> (Дания, режиссер Сами Саиф)<BR><BR>Представление о том, на что похожи признания, мы получили год назад, когда в театральном трейлере к "Догвиллю" увидели измученных артистов - от Лорен Бэкол до Николь Кидман, - проклинающих своего безумного режиссера. Новую работу фон Триера ждать еще год, первый просмотр "Догвилля" никогда уже не повторится - остается утешаться документальной драмой о том, какой мукой обернулся этот фильм для его создателей.