МЕМЕНТО МОРО
Фильм Марко Белоккьо "Здравствуй, ночь" в прошлом году представлял Италию на Венецианском кинофестивале и остался без главного приза. Существует версия, что из-за неожиданной победы <A href="http://iz.ru/online/article39752" style="COLOR: blue" target="_blank">Андрея Звягинцева </A>и полетела голова Морица де Хадельна, два года руководившего фестивалем: картина "Здравствуй, ночь" снята по заказу берлускониевского телеканала RAI, и именно на нее, по слухам, ставил итальянский премьер-министр. В любом случае ценность фильма Белоккьо, уже изъятого из фестивального процесса, совсем в другом - это сильное антитеррористическое высказывание в эпоху тотального терроризма. <BR><BR>В марте 1978 года бывший премьер-министр и действующий лидер Христианско-демократической партии Италии Альдо Моро был похищен террористической организацией "Красные бригады", спрятан в деревянный ящик, привезен на тайную квартиру, где провел 55 дней в заточении, написал десятки писем родственникам, политикам и папе римскому - и был в результате казнен по приговору революционного трибунала. Суд над убийцами состоялся в 1982 году - виновными были признаны шестьдесят три человека. Некоторых преступников потом ловили по всему миру в течение еще двух десятилетий.<BR><BR>Четверо из них стали героями фильма Марко Белоккьо - три упертых партизана и одна девушка двадцати трех лет, глазами которой мы и видим историю похищения. Группа товарищей снимает просторную квартиру, оборудует каморку для пленника и через щель в двери отваживает любопытных соседей. <BR><BR>Девушка Кьяра, работающая в министерской библиотеке, - единственная участница похищения, которая имеет возможность взаимодействовать с внешним миром. Она ходит в контору и за обедом выслушивает проклятия в адрес террористов, которых обыватели упорно не желают признавать реальной политической силой, а считают идеологическим отребьем. Кьяра начинает сомневаться в правильности своих убеждений, тем более что дедушка, как и полагается заложнику, становится ей родным, правительство Италии не предпринимает ничего для его освобождения и отказывается выполнять требования "Красных бригад", а послания Альдо Моро родным слишком сильно смахивают на письма, которые писали перед расстрелом участники антифашистского сопротивления.<BR><BR>Хроника расстрелов, так же как и парады на Красной площади и публичные выступления Ленина, появляется на экране в снах итальянской Веры Павловны, представительницы последнего европейского поколения, говорившего о революции с безапелляционной серьезностью. <BR><BR>Из-за радикальной левацкой болтовни, достойной годаровской "Китаянки", фильм был насмешливо встречен американской прессой: речи эти теперь звучат вызывающим анахронизмом. Трудно поверить, что еще двадцать пять лет назад для многочисленных радикалов учение Маркса-Энгельса было не просто актуально - оно составляло смысл жизни и несло религиозное послание помощнее христианского. На родине "Здравствуй, ночь" восприняли совсем по-другому: итальянские критики посчитали картину Белоккьо своего рода моральным реваншем за давнее поражение итальянского общества, без особых церемоний сдавшего популярного политика и просто немолодого человека на съедение ослепленным своей идеологией людоедам.<BR><BR>За время двухмесячного заточения, в котором пребывают как Альдо Моро, так и его тюремщики, бессмысленность похищения становится все более очевидна как самим его участникам, так и зрителям: на лидере Христианско-демократической партии итальянское правительство опробовало общепринятую теперь модель поведения власти по отношению к террористам - никаких переговоров. Даже папе римскому было приказано взывать к милосердию и требовать отпустить Моро без аннексий и контрибуций.<BR><BR>Так просто, в пальто и пижаме, уходит по утренней римской улице пожилой христианский демократ в воображаемом финале - еще одном партизанском сне, которому так и не суждено было сбыться.