Отдайте Муру Мурово
Один неприятный вывод из результатов Каннского кинофестиваля: сознание русского человека на рандеву до сих пор глубоко провинциально. Русская критика объявила фаворитами Вонга Кар-вая и Эмира Кустурицу. Международное жюри мертвечине и самоповторам больших мастеров предпочло фильм, напоминающий кусок непрожаренного бифштекса. Русские наблюдатели результаты не приняли: победила, дескать, политика, а не кино. <BR><BR>Возникает вопрос: "Почему, собственно, "Золотую пальмовую ветвь" не мог получить фильм, ставший самым главным событием фестиваля?" Потому что концепция чистого искусства не позволяет?<BR><BR>На итоговой каннской пресс-конференции члены жюри заявили, что выбор был сделан на основе не политических, а эстетических критериев. И это, как ни странно, чистая правда: просто обстоятельства сложились так, что в данный момент истории политика опять стала самым актуальным арт-движением. Демонстрации на Круазетт и бесконечная полемика в кулуарах фестиваля тому подтверждение. Не Кар-вай со своими бессмысленными глянцевыми картинками, не балканский спекулянт Кустурица, даже не затиражированная поп-икона Эрнесто Че Гевара, а болезненно полный Давид, мечтающий свалить республиканского Голиафа и говорящий с аудиторией шершавым языком плаката, - вот кто в этом сезоне является величайшим кинохудожником, что бы вы ни думали про его агрессивные, примитивные и максимально доходчивые агитки.<BR><BR>Пафос общемировой борьбы с бушизмом ускользает от понимания русского человека - ему кажется, что миллионы европейцев и американцев откровенно бесятся с жиру. От скуки устраивают антивоенные демонстрации. От безделья выходят траурным маршем на улицы города, только что пережившего чудовищный теракт. Плачут на <A href="http://iz.ru/culture/article117677" style="COLOR: blue" target="_blank">фильме Мура</A>, как Квентин Тарантино. Аплодируют человеку, публично высказывающему свое мнение.<BR><BR>В очереди на фильм Мура я стояла вместе с американцем китайского происхождения - эпоху Буша он уехал пересиживать в Великобританию. Из Москвы это кажется капризом: поменять Чикаго на Лондон - тоже мне акция протеста. Цивилизованный мир переживает эпоху великого брожения. Узнавая о нем из новостей, мы видим только пузырьки на поверхности. Поэтому нам не кажутся кощунством анекдоты про 11 сентября, в дни терактов в наших собственных городах мы не устраиваем стотысячные демонстрации и не умеем с уважением относиться к тому, что является самым главным для людей, двадцать пять минут прохлопавших на каннской премьере <A href="http://iz.ru/culture/article108051" style="COLOR: blue" target="_blank">"Фаренгейта". </A>Проблемы с американской дистрибуцией, антибушевский митинг Майкла Мура на Круазетт, специально устроенное второе закрытие Каннского кинофестиваля на следующий день после объявления результатов и второго показа "Фаренгейта", восторги прессы и красный от возбуждения Тарантино, награждающий победителя, и, наконец, сам фильм - все сложилось в грандиозный многодневный перформанс, который и был в итоге заслуженно отмечен "Золотой пальмовой ветвью". В сущности перформанс этот начался еще на прошлогодней церемонии "Оскара", когда Майкл Мур вышел получать приз за "Боулинг для Колумбины" и в своей истерике со сцены очертил контуры будущего политического арт-проекта, которому суждено было стать общемировым импичментом Джорджу Бушу-младшему. Еще один результат глобализации: теперь не только США навязывают остальному человечеству свою политическую волю, теперь граждане других стран могут вынести вотум недоверия чужому президенту.<BR><BR>Да, актуальное западное искусство (даже без "кино") именно таково - придется с этим смириться - оно состоит из бизнеса, политики, пропаганды, умелого монтажа, сатирического комментария и манипуляции зрителем. Его представляет профессиональный американский диссидент, умеющий одновременно нажимать на все пиаровские и эмоциональные рычаги, наследующий традиции геббельсовской пропаганды, склонный к интеллектуальному деспотизму и покупающий на доходы от своей разоблачительной деятельности часы за $30 тыс. Если такой человек появился - значит, он был нужен западной цивилизации, от которой мы, похоже, до сих пор отделены невидимым пластиковым занавесом, через который не проникают запахи и эмоции. Отвечая на вопросы одного из русских журналистов, Майкл Мур предположил, что в нашей стране когда-нибудь тоже появится документальный кинематограф похожего жанра. Вот тогда и поговорим о чистом искусстве.