Телеканалы ушли в кино
Очередным российским фильмом, побившим рекорды кассовых сборов, стала <A style="COLOR: blue" href="http://iz.ru/tv/article2803665" target="_blank">"9 рота" Федора Бондарчука,</A> созданная при участии канала СТС. Предыдущие лидеры проката - "Ночной дозор" и "Турецкий гамбит" - также были сняты при поддержке ТВ: за ними стоял "Первый канал". Возможен ли был такой успех без телевидения, "Известиям" прокомментировали ведущие кино- и телепродюсеры Константин Эрнст, Антон Златопольский и Александр Роднянский - руководители соответственно "Первого канала", "России" и СТС.<BR><BR><STRONG>От рекламы зависит только первый уикенд проката</STRONG><BR><BR>Современный отечественный кинематограф трудно представить без телевидения. Продюсеры "Ночного дозора" и руководители "Первого канала" Константин Эрнст и Анатолий Максимов первыми доказали, что в современной России можно снять и продвинуть фильм, о котором будет говорить не только вся страна, но и мир. Вслед за "Первым", заканчивающим сейчас "Дневной дозор", к кинобизнесу подтянулись и другие телеканалы: российский СТС и украинский "1+1" поучаствовали в "9 роте" и заканчивают еще несколько фильмов, телеканал "Россия" в следующем году дебютирует сразу с тремя проектами. Это "Китаеза" с Сергеем Безруковым, "Охота на пиранью" с Евгением Мироновым и шахтерская драма "Последний забой", прокатом которых в кинотеатрах займется компания "Централ Партнершип". Первопричиной успеха кинопроектов, созданных при участии телеканалов, принято считать колоссальный рекламный ресурс (см. таблицу). Причем наиболее рекламируют фильмы те каналы, которые их снимают. Но генеральный директор "Первого канала" Константин Эрнст и глава "СТС-Медиа" Александр Роднянский с таким объяснением не согласны. Тем не менее кроме показа традиционных рекламных роликов руководители "Первого" и СТС придумывают все новые возможности продвижения кинокартин в эфире. При этом реклама фильма благодаря союзу кино и телевидения становится дешевле. "Продавая на канал крупную картину, мы договариваемся о рекламной поддержке на стадии выхода фильма в прокат. Бесплатную рекламу мы не получаем, но размещение рекламы может выгодно отличаться по условиям", - говорит главный редактор "Централ Партнершип", продюсер Сергей Даниелян.<BR><BR><B class=t11>Большое кино выросло из телесериалов</B><BR><BR>Основным залогом успеха кино, сделанного телеканалами, является знание телепродюсерами предпочтений аудитории. Второй принципиальный фактор успеха, по мнению Роднянского, - опыт производства. В качестве иллюстрации Роднянский напоминает об эволюции сериалов за последние годы - от дешевых "Улиц разбитых фонарей" до дорогих и технологичных "Штрафбата" и "Гибели империи". По мнению Константина Эрнста, отечественный кинематограф и технологически, и финансово воскресила и потребность телеканалов в качественном продукте. В то же время крупные независимые кинокомпании не торопятся попадать в зависимость от амбиций телеканалов. "Мы не исполняем чужие заказы, а сами замысливаем, развиваем, снимаем проект. Другой вопрос, что без активного участия канала сложнее сделать фильму громкую промо-кампанию", - говорит Сергей Даниелян. Совместная работа с телеканалами, по мнению Даниеляна, не только усложняет финансовую схему, но может привести и к художественным разногласиям - кого пригласить в качестве режиссера, каких актеров утвердить. <BR><BR><B class=t11>Личные амбиции продюсера</B><BR><BR>Еще один компонент успеха - личная заинтересованность руководства канала. Константин Эрнст не считает, что телеканалы, не занимающиеся кино, недальновидны. "Кино сейчас занимаются те каналы, на которых телевидение делают кинематографисты", - говорит гендиректор "Первого канала". В свою очередь, канал "Россия" объясняет свой интерес чисто экономическими причинами. Гендиректор канала Антон Златопольский, в отличие от коллег, о своих личных киноамбициях не заявляет. До последнего момента производство кинофильмов для показа в кинотеатрах не входило в перечень задач ВГТРК, сосредоточившейся на работе своих телеканалов и радиостанций. В этом году ВГТРК изменила своим принципам. "Мы запустили несколько работ, рассчитанных на кинопрокат. Связано это с дефицитом отечественного кино, интерес к которому многократно вырос у наших телезрителей за последние несколько лет, а производство отстает. Тем не менее наша задача заключается в том, чтобы предоставить эти фильмы именно телезрителям", - заявил Антон Златопольский "Известиям". По его словам, затраты на производство фильмов выше возможностей телерынка и, следовательно, разницу в цене "Россия" планирует покрыть за счет сборов в кинотеатрах. <BR><BR><B class=t11>Голливудская модель в России невозможна</B><BR><BR>Сейчас телеканалы начинают снимать не только для России, но и с прицелом на мировой прокат. Сергей Даниелян считает, что нам ближе европейский рынок: "У европейцев существует интерес к ярким моментам нашей общей с Европой истории, известным именам, культовым писателям. Сейчас мы делаем картину "Братья Карамазовы". Может быть, это тот самый случай, когда фильм будет интересен не только нашим телеканалам, но и зарубежным". Тем временем широкий прокат в мире "Ночного дозора" доказывает, что европейцам может приглянуться и российский блокбастер. Пока российские продюсеры строят планы, западные кинокомпании всерьез обеспокоились успехом нашего кино, побившего американские картины в прокате. В ноябре в Москве откроется офис Sony Pictures, которая планирует заняться теле- и кинопроизводством в России и усилить на нашем рынке позиции мировых студий-мейджоров.<BR><BR><STRONG>Количество рекламы кинофильмов в эфире телеканалов</STRONG> <BR><BR><BR><BR><BR>
<TABLE borderColor=black cellSpacing=0 cellPadding=3 width="90%" align=center border=1><TBODY><TR><TD align=middle>Название</TD><TD align=middle>Объем рекламы (в минутах)</TD></TR><TR><TD align=middle>"9 рота"</TD><TD align=middle>1 189,75</TD></TR><TR><TD align=middle>"Турецкий гамбит"</TD><TD align=middle>733,00</TD></TR><TR><TD align=middle>"Ночной дозор"</TD><TD align=middle>528,67</TD></TR><TR><TD align=middle>"Бой с тенью"</TD><TD align=middle>528,67</TD></TR><TR><TD align=middle>"Личный номер"</TD><TD align=middle>197,25</TD></TR><TR><TD align=middle>"Статский советник"</TD><TD align=middle>89,08</TD></TR></TBODY></TABLE><BR><BR>По данным TNS Gallup AdFact. Регион: Москва. Период: май 2004 - сентябрь 2005 гг<BR><BR><STRONG><EM>Кинохиты-2006 года по версии "Известий"</EM></STRONG><BR> <BR><B>Бумер-2</B> СТВ Режиссер: Петр Буслов. Продюсеры: Сергей Сельянов, Сергей Члиянц, Владимир Игнатьев. В ролях: Светлана Устинова, Владимир Вдовиченков, Андрей Мерзликин НТВ, $4 млн<BR><BR><B>Волкодав</B> Централ Партнершип Режиссер: Николай Лебедев. Продюсеры: Рубен Дишдишян, Юрий Мороз. В ролях: Александр Бухаров, Оксана Акиньшина, Игорь Петренко, Александр Домогаров, Наталья Варлей, Юозас Будрайтис, Андрей Руденский, Нина Усатова НТВ $10 млн <BR><BR><B>Дневной дозор "</B>Первый канал", Базелевс Продакшн Режиссер: Тимур Бекмамбетов. Продюсеры: Константин Эрнст, Анатолий Максимов. В ролях: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Алексей Чадов, Жанна Фриске "Первый канал" Не раскрывается<BR><BR><B>Монгол</B> СТВ Режиссер: Сергей Бодров. Продюсер: Сергей Сельянов, Филипп Ли. В ролях: Таданобу Асано, Однам Одсурэн, Хулан Чулуун, Амаду Мамадаков, Хэ Ци, Баярцэцэг Эрдэнэбат "Первый канал" $10 млн <BR><BR><B>Охота на пиранью </B>Рекун-ТВ Режиссер: Андрей Кавун. Продюсеры: Валерий Тодоровский, Илья Неретин. В ролях: Андрей Миронов, Владимир Машков, Андрей Мерзликин, Светлана Антонова, Алексей Горбунов, Сергей Гармаш, Михаил Ефремов "Россия" около $4 млн <BR><BR><B>Параграф-78 </B>MB Productions Режиссер: Михаил Хлебородов. Продюсер: Юсуп Бахшиев. В ролях: Гоша Куценко, Владимир Вдовиченков, Анастасия Сланевская, Григорий Сиятвинда, Станислав Дужников, Анатолий Белый "Первый канал" около $7 млн <BR><BR><STRONG>Генеральный директор "Первого канала" Константин Эрнст: "Невозможно рекламой затащить миллионы людей в кинотеатры на плохой фильм" <?xml:namespace prefix = o /><o:p></o:p><BR></STRONG><BR><B>известия: </B>Почему успешными становятся фильмы, которые созданы при участии телеканалов?<B><o:p></o:p></B><BR><BR><B>Константин Эрнст: </B>До тех пор, пока все будут уверены, что успех фильма связан только с рекламными возможностями, никто не будет понимать суть процесса. Дело же не в рекламе, а в том, что телеканалы работают с аудиторией каждый день, они, в отличие от многих кинематографистов, анализируют аудиторию, ее пристрастия и желания, каждую неделю программируя свой эфир. Это во-первых.<o:p></o:p><BR><BR>Во-вторых, отечественный кинематограф и технологически, и финансово воскрес только благодаря телеканалам, потому что им нужен был продукт. Телеканалы, сталкиваясь с тем, что никто не предлагает отечественного продукта, начинают делать это самостоятельно.<o:p></o:p><BR><BR><B>известия: </B>Но количество рекламы того или иного фильма влияет на успех или нет?<B><o:p></o:p></B><BR><BR><B>Эрнст: </B>Конечно, влияет. Только вы желаете увидеть в этом основную причину успеха, а это лишь часть. За счет рекламы можно затащить людей на первый уикенд, а дальше начинает работать сарафанное радио - люди говорят друг другу, хороший фильм или плохой. Затащить рекламой миллионы людей в кинотеатры на плохой фильм практически невозможно, так же как нельзя мужчин убедить пользоваться гигиеническими тампонами - им это ни к чему. Человек, который не хочет пойти в кино и посмотреть русский фильм, не пойдет - хоть разбейся. И "Ночной дозор", и "Турецкий гамбит", и "9 рота" интересны аудитории как фильмы. Их успех связан с тем, что это прежде всего точный продукт, ориентированный на ту аудиторию, которая сегодня ходит в кинотеатры, а уже потом хорошо разрекламированный.<o:p></o:p><BR><BR><B>известия: </B>Что дает телеканалу участие в кинобизнесе?<o:p></o:p><BR><BR><B>Эрнст: </B>"Ночным дозором" канал привлек внимание аудитории к отечественной кинопродукции, канал приобрел опыт производства, получил контракт с Голливудом. Сейчас "Ночной дозор" выходит в 57 странах мира - ни у одного нашего фильма еще не было такого масштабного проката. В Германии он в первый уикенд заработал 58% истимейта - это то количество денег, которое продюсеры планируют заработать от проката фильма в той или иной стране. Хорошим же результатом считается 20%. <o:p></o:p><BR><BR><STRONG>Генеральный директор "СТС-Медиа" Александр Роднянский: "Телевизионные менеджеры думают об успехе фильмов у зрителей"<o:p></o:p></STRONG><BR><BR><B>известия:</B> Почему именно телевидение способствует развитию отечественного кинематографа? <B><o:p></o:p></B><BR><BR><B>Александр Роднянский:</B> Не только потому, что телеканалы инвестируют деньги, это лишь один из принципиальных элементов. Главным же является внутренняя экспертиза, то есть привычка телевизионных менеджеров думать о проектах с точки зрения их потенциального успеха у зрителей. <o:p></o:p><BR><BR>Второе - новый кадровый состав. Телевидение - это особая современная школа, а не устаревшие институты кинематографии, привычно готовящие специалистов по программам еще советских времен. Телевидение на программах, телесериалах, ситкомах выковывает авторов, актеров, режиссеров, художников, которым значительно легче адаптироваться к новым производственным и технологическим возможностям.<o:p></o:p><BR><BR>В-третьих, у телеканалов есть опыт создания брендов и талантливого промоушна. Это очень важно, потому что в момент появления фильма аудитория уже знает о нем и хочет его смотреть.<o:p></o:p><BR><BR><B>известия: </B>О "9 роте", кроме рекламных роликов, рассказывали во многих программах как СТС, так и "Первого канала". Это повлияло на успех?<B><o:p></o:p></B><BR><BR><B>Роднянский:</B> Канал СТС на протяжении последних месяцев был вовлечен в продвижение этого фильма. Но помощь "Первого канала", который активно помог нам в продвижении картины, хотя и не обязан был это делать, оказалась очень важна. Федор Бондарчук был гостем многих программ, журналисты "Времени" рассказывали и о премьере, и о других новостях, связанных с фильмом. Важно и то, что "Первый канал" за хорошие деньги выкупил права на телепремьеру "9 роты".<o:p></o:p><BR><BR><B>известия: </B>А за рекламу "9 роты" на "Первом канале" вы платили?<B><o:p></o:p></B><BR><BR><B>Роднянский: </B>Естественно, мы платили деньги, но с хорошими скидками. Но количество рекламы - не главная причина успеха. Я убежден, что количество промоушна ничего не решает. Реклама "9 роты" идентифицировалась успехом, фигурой, личностью автора фильма - Федор Бондарчук стал идентификатором фильма и как режиссер, и как актер. <o:p></o:p><BR><BR><B>известия: </B>Сохранится активное участие телевидения в киноиндустрии?<B><o:p></o:p></B><BR><BR><B>Роднянский:</B> Конечно. Мы никогда не пойдем по американской модели. В США сначала появились огромные киностудии, которые накопили гигантские библиотеки, построили сети кинотеатров. Потом студии стали приобретать уже существующие телеканалы, создавать новые. В нашем случае индустрию производства кино создают телеканалы. "9 рота" - это, конечно, главный проект, в котором принимает участие СТС вместе с кинокомпанией "Слово". Но при этом только в 2005 году выйдут еще четыре фильма, снятых разными кинокомпаниями в сотрудничестве с СТС: лирическая комедия "Питер FM", драмы "Старлей, победа и весна", "Солдатский декамерон" и "Полумгла".<o:p></o:p><BR><BR><STRONG>Руководитель дирекции информационных программ "Первого канала" Кирилл Клейменов: "Руководство канала имеет свое представление о потребностях зрителя"<o:p></o:p></STRONG><BR><BR>Бывший ведущий программы "Время" Кирилл Клейменов в прошлом году внезапно ушел с "Первого канала", а через шесть месяцев также неожиданно вернулся на канал, став руководителем дирекции информационных программ. В течение года он отказывался от любых комментариев и только сейчас согласился рассказать о перспективах информвещания "Первого канала" в эксклюзивном интервью корреспонденту "Известий" Надежде Степановой.<o:p></o:p><BR><BR><B>известия: </B>Почему вы решили вернуться из "ЛУКОЙЛа" на "Первый канал"? <o:p></o:p><BR><BR><B>Кирилл Клейменов:</B> Я не анализировал причины. Решение принималось очень быстро. Был звонок Константина Эрнста, мы встретились. Думаю, предложение упало в какую-то почву - внутри меня жило чувство недореализованности на телевидении. <o:p></o:p><BR><BR><B>известия:</B> В каком состоянии вы приняли дирекцию информвещания?<B><o:p></o:p></B><BR><BR><B>Клейменов: </B>Я бы не стал оценивать то, что было сделано на канале до меня, тем более предшественников было много. Наш приход был обусловлен необходимостью радикальных перемен. Иначе служба новостей начала бы стремительно отставать от конкурентов, потеряла лучших людей и в результате интерес зрителей. <o:p></o:p><BR><BR><B>известия: </B>Что вы сделали, чтобы улучшить новости?<B><o:p></o:p></B><BR><BR><B>Клейменов: </B>Работая на канале с 1993 года, я очень хорошо знал ситуацию изнутри. Сначала мы радикально изменили структуру дирекции. Положив старую схему на бумагу, мы увидели многорукого, кособокого монстра. Каждый начальник пристраивал свои надстроечки, придумывал под людей должности. Мы все это разрушили и, проанализировав опыт наших коллег, предложили руководству свое видение организации работы. Позвали новых людей, в частности тех, кто прошел новостную школу НТВ. Постарались, чтобы деньги тратились с большим умом и в меньшем объеме.<o:p></o:p><BR><BR><B>известия: </B>Эти изменения повлияли на то, что в итоге видит зритель?<B><o:p></o:p></B><BR><BR><B>Клейменов: </B>Я надеюсь, что да. Все было направлено на то, чтобы программы стали лучше. Наши новости стали в большей степени новостями - более оперативными, надеюсь, стало больше ярких материалов, у информационных бригад появилось больше маневра при выборе сюжетов. Мы изменили формат выпуска "Новостей", который выходит поздним вечером. Его наполнение стало более адресным, направленным на специфическую вечернюю аудиторию. <o:p></o:p><BR><BR><B>известия: </B>Работая ведущим программы "Время", вы открыто выражали несогласие с информполитикой "Первого канала". Сейчас вы приняли правила игры, существующие на канале?<B><o:p></o:p></B><BR><BR><B>Клейменов: </B>У каждого из нас есть свое видение того или иного вопроса. Да, я временами выражал свое несогласие с подходами и акцентами. Это было несколько раз и не носило системного характера. Сейчас эти акценты расставляю я и, как руководитель дирекции информационных программ, отвечаю за содержание новостей.<o:p></o:p><BR><BR><B>известия:</B> Чьей идеей было пригласить на канал Петра Толстого?<B><o:p></o:p></B><BR><BR><B>Клейменов: </B>Я всегда за ним внимательно следил, и мы обсуждали его программы с генеральным директором "Первого канала". Константин Эрнст подсказал, что нам надо развиваться именно в этом направлении. Воскресная аналитика - жанр, в котором нельзя вырастить нового ведущего за короткие сроки. Это должен быть сложившийся журналист, способный выражать свое мнение. Количество таких людей крайне ограничено. <o:p></o:p><BR><BR><B>известия: </B>Но от того Петра Толстого, которого зрители видели на "3 канале", не так много осталось. Да и палитра мнений, которая была в программе "Выводы", на "Первом канале" значительно сузилась.<o:p></o:p><BR><BR><B>Клейменов: </B>Мы ищем его "я" в этой программе. Я хочу, чтобы присутствие Петра Толстого в программе было более весомым за счет его комментариев. Но для него так много изменилось. Одно дело - "Выводы" на "3 канале", другое дело - программа на федеральном телеканале. При этом итоговая программа не может существовать отдельно от канала, это не предмет собственности одного человека.<o:p></o:p><BR><BR><B>известия: </B>Но "я" ведущих итоговых программ все меньше заметно, а ведущие новостей становятся похожи на дикторов. С чем это связано?<B><o:p></o:p></B><BR><BR><B>Клейменов: </B>Чтобы зрителю было интересно отношение ведущего к новости, должны быть какие-то основания. Наша воскресная программа предоставляет такие возможности. А в информационных выпусках зрителя в первую очередь интересует новость. Хотя Катя Андреева находит и интонации, и слова, чтобы передать свое отношение и обозначить суть события. Это вопрос личности. Но вы же не думаете, что кто-то искусственно отбирает "безличностных" ведущих? Телевидение периода Светланы Сорокиной в новостях связано с бурным моментом слома всего старого, волной всеобщей эйфории, и это многое объясняет. Но на CNN, который принято приводить в пример, активного личностного отношения к новости я не вижу. Я вижу профессионально сделанную новость. <o:p></o:p><BR><BR><B>известия: </B>Государственный телеканал "Россия" не скрывает, что он в первую очередь представляет позицию власти. Какие ориентиры в информационной политике "Первого"?<B><o:p></o:p></B><BR><BR><B>Клейменов: </B>Для нас приоритет - интерес зрителя. Есть ситуации, когда новости с участием президента будут, безусловно, на первом месте, есть ситуации, когда их может не быть вовсе. Все зависит от того, как выглядит информационный день. <o:p></o:p><BR><BR><B>известия: </B>Как вы узнаете, что интересно зрителю, а что - нет?<o:p></o:p><BR><BR><B>Клейменов: </B>Формирование новостей - это субъективный процесс, хотя за счет того, что выпуск формирует так называемая летучка, момент субъективности размывается. Разумеется, мы не устраиваем социологических опросов по поводу каждого события, руководство имеет свое представление о потребностях зрителя и порядке распределения новостей в выпуске.