Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Подход Козака

0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

<A style="COLOR: blue" href="http://iz.ru/politic/article2287055&quot; target="_blank">Предложения рабочей группы аппарата полпреда президента в ЮФО Дмитрия КОЗАКА</A> по ограничению политической самостоятельности регионов, финансово зависящих от Центра, вызвали неоднозначную реакцию у глав регионов. Дмитрий КОЗАК согласился персонально расставить все точки над "и" в этой дискуссии о губернаторских и мэрских полномочиях и ответственности за сделанную или проваленную работу на местах. Об этом полпред рассказал в эксклюзивном интервью спецкору "Известий" Наталье Ратиани.<BR><BR><B>известия:</B> Регионы сильно отличаются друг от друга. Полномочия их администраций тоже должны различаться?<BR><BR><B>Дмитрий Козак: О</B>бъем полномочий органов госвласти субъектов, необходимый для решения вопросов социально-экономического развития территорий, должен быть абсолютно одинаков у всех регионов. И состав этих полномочий необходимо существенно расширить вместе с радикальным расширением ответственности высшего регионального и муниципального начальства за развитие экономики и качество жизни граждан. Наделение губернаторов дополнительными полномочиями должно производиться преимущественно путем "делегирования" части федеральных государственных функций. То есть определение политики, установление правил и федеральных стандартов, а также финансовое обеспечение остаются за федеральным центром, а их исполнение возлагается на региональных и местных руководителей.<BR><BR>Контроль и надзор за реализацией переданных полномочий в этом случае также остается за соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В этом случае контроль будет внешним, а не внутриведомственным со всеми его недостатками. С другой стороны, региональные руководители получат необходимые и достаточные для комплексного развития территорий властные полномочия, что позволит ввести реальные механизмы их ответственности за инвестиционный климат в регионе, за уровень благосостояния людей. Это позволит устранить параллелизм в работе федеральных и региональных органов исполнительной власти, сократить численность федеральных чиновников на местах. Путем "делегирования" можно и нужно передать на исполнение губернаторам значительную часть функций территориальных органов федеральных министерств и ведомств, за исключением правоохранительных и некоторых контрольно-надзорных.<BR><BR><B>известия:</B> А уровень ответственности губернаторов и мэров будем измерять законами или доверием?<BR><BR><B>Козак: </B>Времена, когда властные структуры наделяли правами "под честное слово", а за конкретные результаты реализации этих прав не спрашивали, необходимо оставить в прошлом. Сегодня требуется законодательное закрепление перечня показателей качества жизни людей, за которые ответственен каждый уровень власти. Наличием или отсутствием без объективных причин положительной динамики в экономическом развитии, в благосостоянии людей должно определяться доверие или недоверие высшим должностным лицам регионов. Все вышесказанное относится в равной мере как к дотационным регионам, так и к регионам-донорам.<BR><BR><B>известия:</B> Получается, что между ними нет никаких различий? <BR><BR><B>Козак: </B>Если социальные и экономические проблемы субъекта или муниципалитета решаются за счет помощи из вышестоящего бюджета, то есть за счет средств налогоплательщиков других территорий, то соответствующая региональная или местная власть должна иметь меньше свободы и самостоятельности, чем те, кто такой помощи не получает. Речь идет о введении предельных нормативов для дотационных территорий по заработной плате чиновников и работников бюджетной сферы, их численности, общим затратам на их содержание, механизмов внешнего контроля за формированием и расходованием бюджетов, вопросов назначения ключевых должностных лиц, отвечающих за финансово-экономическую сферу в соответствующем субъекте или муниципалитете. Могут быть и другие меры. Их необходимо жестко закрепить в федеральных законах. <BR><BR>Речь не идет о поголовном обвинении руководителей дотационных территорий в неэффективности. Дотационность многих субъектов, еще в большей степени - муниципалитетов, обусловлена исторически сложившимся уровнем развития производственной инфраструктуры. Предлагаемые меры направлены не на ограничение властных полномочий субъектов и муниципалитетов, а на создание стимулов для региональных и местных властей к преодолению социально-экономического отставания. Одновременно необходимо продолжить поиск путей расширения доходной базы региональных и местных бюджетов с целью сокращения количества территорий-реципиентов. <BR><BR><B>известия: </B>Существовавшая несколько лет назад в Ингушетии особая экономическая зона не помогла региону избавиться от приставки "дотационный". Может быть, главный стимул у "дотационников" как раз в сохранении этого социально-экономического отставания?<BR><BR><B>Козак:</B> Региональным и местным органам власти дотационных территорий стоит предоставить выбор: хотите иметь больше самостоятельности, избавиться от избыточной опеки вышестоящего уровня власти - имеете право отказаться от дотаций и решать все социальные вопросы, проблемы жизнеобеспечения территорий за счет внутренних ресурсов и нести за это только политическую ответственность перед гражданами. В этом случае придется поддерживать свой политический авторитет за счет развития региональной и местной экономики, создавать условия для экономической активности населения. Такой подход исключает всякие сомнения в соблюдении принципа равноправия субъектов федерации. Этот принцип уже частично реализован в известном 95-м федеральном законе и в действующем Бюджетном кодексе. Конечная цель этих мер - обеспечение реального равноправия граждан различных регионов.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...