Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Официальное письмо МИД РФ в редакцию в связи с публикацией "Морская болезнь"

0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

27 мая в газете "Известия", в разделе "Расследования" под заголовком <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/conflict/article1816202">"Морская болезнь"</A>, была опубликована обширная подборка материалов, связанных с российскими моряками, которые попадают в беду в различных частях света в результате либо неправильно оформленных договорных отношений с работодателями, либо став жертвами махинаций судовладельцев.<BR><BR>В одном из материалов утверждается, что МИД не прилагает достаточных усилий по вызволению их из мест заключения и не обеспечивает транспортировку на родину, включая ее оплату. В этой связи хотел бы отметить следующее.<BR><BR>Мы очень внимательно ознакомились с опубликованными материалами. Для российской консульской службы эта тема действительно очень болезненная. Не можем не согласиться с опубликованным в этом же номере газеты мнением члена исполкома профсоюза моряков В.Мамонтова, который считает, что данная проблема носит системный характер. Так, он приводит сведения, что "во всех океанах мира работают около 60 тысяч российских моряков, почти 43 тысячи – объединены в профсоюзе. И с ними, как правило, проблем не возникает. В профсоюз не вступают сезонные рабочие", все те, кто на свой страх и риск, самостоятельно заключают контракты и обычно становятся жертвами обмана, провокаций и разного рода махинаций. Часть из них, к сожалению, в соответствии с местным законодательством, которого моряки просто не знают, попадает в места заключения.<BR><BR>Наши консульские учреждения узнают об этих проблемах, как правило, когда моряки или уже арестованы, или оказываются без средств к существованию и возвращению на Родину, брошенные своими работодателями и хозяевами судов. Как представляется, здесь есть над чем подумать организациям, которые так или иначе связаны с морской деятельностью, с тем чтобы шире разъяснять последствия, которые ожидают моряков, решивших попытать счастья на сомнительных заработках. Пример очень тяжелой ситуации, в которую попали наши моряки – это нахождение под стражей в ожидании суда в Нигерии двенадцати россиян – членов экипажа танкера "Африкан - прайд".<BR><BR>Не буду подробно останавливаться на сути дела – оно известно: речь идет о судне под флагом Панамы, принадлежащем греческой судоходной компании, сданном в аренду нигерийской фирме. Судно и экипаж задержаны по подозрению в контрабанде нефтепродуктов. Велось следствие, в настоящее время идет суд. Отношение к нашим морякам в начале процесса было весьма сносным, относительно комфортабельным по местным условиям было и их содержание. Интересы моряков представлял (и продолжает представлять) адвокат, оплачиваемый судовладельцем. <BR><BR>Все резко изменилось после угона танкера, в котором приняла участие часть экипажа, остававшаяся на корабле для поддержания его в исправном состоянии (эти 7 человек уже вернулись в Россию за счет судовладельца). Нигерийские власти расценили этот случай как доказательство "преступного сговора" экипажа с судовладельцем, после чего условия содержания оставшихся в заключении членов экипажа значительно ухудшились. <BR><BR>МИД России неоднократно предпринимал попытки освобождения членов экипажа под залог, обращался на разных уровнях к нигерийским властям. Остановлюсь только на некоторых фактах по освобождению наших сограждан. <BR><BR>Как только посольству России в Лагосе стало известно о задержании экипажа, было сделано все возможное, чтобы наладить контакт с российскими гражданами и оказать им поддержку. С этого момента судьба российских моряков постоянно находится в поле зрения руководства посольства и министерства. Эта проблема превратилась в предмет постоянных обсуждений на встречах посла России с нигерийскими министрами иностранных дел, обороны, юстиции, генеральным прокурором. <BR><BR>Министр иностранных дел России С.В.Лавров направил специальное послание главе внешнеполитического ведомства Нигерии М.А.Танко, в котором поднимался весь комплекс вопросов, связанных с судьбой российских моряков. 10 февраля 2005 года посол России вручил председателю Комитета по международным делам Палаты представителей Национальной Ассамблеи Нигерии У.Бугадже специальное послание председателя Комитета по международным делам Госдумы России К.И.Косачева. Вопрос об освобождении российских граждан поднимался во время переговоров в Москве первого заместителя Министра иностранных дел России В.В.Лощинина с государственным Министром иностранных дел Нигерии М.А.Танко, а также в ходе неоднократных бесед заместителя Министра иностранных дел России А.В.Салтанова с послом Нигерии в Москве Д.Сулейманом. С просьбой об облегчении участи наших моряков к Президенту Нигерии через посольство обратился в этом году и Патриарх Всея Руси Алексий II. <BR><BR>Посольством направлялись соответствующие ноты, письма и меморандумы в нигерийские министерства иностранных дел, юстиции, генеральному инспектору полиции, председателю Сената Национальной Ассамблеи. Убеждены, что судебный процесс неоправданно затягивается.<BR><BR>Однако, в ответ на все наши демарши, нигерийская сторона подчеркивает, что данная проблема находится в правовом поле, и любые попытки оказать давление на суд являются противозаконными. <BR><BR>Сотрудники посольства России в Нигерии присутствуют на всех судебных слушаниях и, при необходимости, выступают в роли переводчиков для российских граждан. На средства посольства были проведены медицинские обследования ряда моряков. <BR><BR>Одновременно МИД России ведет диалог с греческой компанией-владельцем судна. Посольство наладило контакты с представителем Международной федерации транспортных рабочих в России. Намерены и далее предпринимать все возможные усилия, направленные на скорейшее завершение судебного процесса и освобождение российских граждан. <BR><BR>Таких дел, к сожалению, немало. В то же время, достоянием общественности не стали сотни примеров, когда в результате действий наших консульских представителей удалось разрешить назревавшие конфликты. Следует также отметить, что наши зарубежные представительства в рамках имеющихся государственных средств, а нередко - и за счет личных средств дипломатических работников оказывают пострадавшим посильную помощь (питание, медицинское обслуживание, отправка на Родину и др.) <BR><BR>Пользуясь случаем, хотели бы проинформировать, чем российская консульская служба, в соответствии с законодательством, может конкретно помочь морякам, попавшим в подобную ситуацию.<BR><BR>В случае ареста или задержания граждан Российской Федерации наши консульские должностные лица должны принять все меры по выяснению обстоятельств ареста или задержания граждан Российской Федерации и защите их нарушенных прав. Если российский гражданин арестован и находится под следствием, консул по просьбе заинтересованных лиц или по собственной инициативе обязан требовать разрешения на встречу с ним, а также следить, чтобы в отношении граждан России строго соблюдались процессуальные нормы, обеспечивающие их право на защиту и объективный ход расследования. Наряду с этим консул имеет право обращаться с запросами к официальным органам страны пребывания, истребовать сведения относительно любого дела и инцидента, затрагивающего интересы физических или юридических лиц Российской Федерации. В случае необходимости консульские должностные лица оказывают содействие в предоставлении в распоряжение гражданина Российской Федерации поверенного для защиты его интересов в суде, а также переводчика. Следует обратить внимание, что российские консульские должностные лица имеют право без специальной доверенности представлять граждан Российской Федерации в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства этой страны.<BR><BR>Проблема обеспечения эффективной защиты интересов российских граждан, работающих за рубежом в качестве членов экипажей морских судов, занятых в международных перевозках или иностранном каботаже (перевозках из одного порта иностранного государства в другие его порты), зачастую является весьма сложной задачей. Дело в том, что во многих случаях российские граждане работают на судах под иностранными, чаще всего так называемыми "удобными" флагами (например, Панамы, Вануату, Либерии и др.). С международно-правовой точки зрения это означает, что юрисдикцию над судном и его экипажем осуществляет соответствующее государство флага - в открытом море в полном объеме, а в порту или во внутренних водах другого государства - совместно с ним. В частности, находясь в порту, судно должно соблюдать законодательство и иные правила государства порта. Расследование по каким-либо имевшим место происшествиям на судне, если сочтено, что оно затрагивает "закон и порядок" на берегу, также ведут местные власти. За нарушения местного законодательства (например, в сфере охраны окружающей среды, таможенных, фискальных, санитарных правил и др.) судно и экипаж могут быть задержаны местными властями для разбирательства по делу. Все эти правила зафиксированы, в частности, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, участником которой является и Россия.<BR><BR>Соответственно, если в иностранном порту задержано судно под, к примеру, панамским флагом (то есть, с точки зрения международного права - это панамское судно, независимо от судовладельца), то правовыми средствами и возможностями по защите его интересов обладают, соответственно, панамские власти, а также представители судовладельца, с которым моряки подписали трудовое соглашение. Проблема в том, что зачастую фирма-судовладелец зарегистрирована в какой-нибудь оффшорной зоне. Необходимо, кстати, исходить из того, что такая "оффшорная фирма" - это юридическое лицо, которое зарегистрировано в иностранном государстве и, соответственно, действует и отвечает в первую очередь по законам этого государства независимо от того, чьей дочерней компанией она является. При возникновении каких-либо проблем с судном эта "контора" может просто исчезнуть, объявить себя банкротом и пр. Кроме того, такого рода судовладельцы нередко сдают свои суда в аренду, субаренду по несколько раз, после чего отследить реального владельца судна становится чрезвычайно сложно.<BR><BR>В такой ситуации наши моряки и оказываются зачастую предоставлены сами себе - без средств к существованию, на судне под иностранным флагом, арестованном в порту за долги судовладельца или арендатора, которых невозможно установить. Вместе с тем у МИД России практически не имеется реальных правовых средств воздействия на ситуацию — кроме оказания нашим гражданам консульской помощи. А эта помощь заключается в том, что работники консульства должны удостовериться, что отношение властей государства, на территории которого находятся наши моряки, не является дискриминационным по сравнению с отношением к собственным гражданам этого государства, не ущемляются их законные права в соответствии с местным законодательством.<BR><BR>В то же время надо сказать, что МИД России всегда предпринимал и продолжает предпринимать активные усилия по использованию различных международно-правовых механизмов для оказания помощи российским судовладельцам, судам плавающим под флагом России и их экипажам. Так, в 2002 году после инициированного нами процесса в Международном трибунале по морскому праву принято решение Трибунала, в соответствии с которым было освобождено судно "Волга", ранее задержанное австралийскими властями с нарушениями международно-правовых норм за браконьерский промысел. В 2003 году канадским судом выпущен под гарантии роспосольства экипаж танкера "Вирго", задержанного в Канаде по подозрению в потоплении американского маломерного судна.<BR><BR>Случаев успешного решения подобных дел немного, поскольку для эффективного задействования имеющихся правовых средств защиты необходимо, в первую очередь, чтобы судно находилось под российской юрисдикцией, то есть несло российский флаг. Каждая конкретная ситуация по бедственному положению российских моряков за рубежом должна рассматриваться в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Зачастую (к примеру, как в большинстве упомянутых в "Известиях" случаев) в ее основе лежит трудовой спор между моряками и их нанимателем (судовладельцем или т.н. "крюинговой" компанией, которая, кстати, в большинстве случаев зарегистрирована и действует на территории России) по поводу невыполнения условий контракта (невыплаты зарплаты и пр.). Такой спор должен разрешаться на основе законодательства по месту регистрации нанимателя. <BR><BR>В заключение хотел бы сказать, что МИД защищал и будет защищать интересы каждого российского гражданина, который попал в беду за границей. Разумеется, будем и впредь тесно взаимодействовать со всеми заинтересованными российскими организациями и профсоюзами, чтобы помочь нашим людям. Это один из главных приоритетов в работе российских дипломатов.&nbsp;<BR><BR><EM>29 мая 2005 года</EM><BR><BR><EM>Читайте также:&nbsp; <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/conflict/article1816202">12 моряков, или Трагичная история одного экипажа</A></EM>

Комментарии
Прямой эфир