Не ломайте старые игрушки
Бывший главный редактор "Огонька" Виктор Лошак написал в "Известиях" (15.02.), что <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/comment/article1203122">ему не нравится качество новой - "пластмассовой" - журналистики</A>: тусклая, неживая, высосанная из интернета. Новый издатель того же журнала Леонид Бершидский ответил Лошаку (22.02.) тем, что <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/comment/article1252440">ему не интересен журналист, который хорошо пишет</A>. Ему интересен тот, кто умеет собрать информацию, которая "поразит читателя и заставит его задуматься". Причем передать эту информацию можно "скупыми и лаконичными средствами".<BR><BR>Меня страшно удивила статья Бершидского. Прежде всего тем, что она написана хорошо. Получалось, что Леонид Бершидский, как журналист, не интересен в первую очередь сам себе. И, напротив, в самом его журнале нет ничего похожего на "поразить" или "задуматься". Если программную статью Бершидского наложить, как трафарет, на содержание и качество журнала "Огонек", то в "прорезях" совпадут только "скупые и лаконичные средства". Скупее некуда. В оглавлении, в рубрике "Репортаж" - анонс: "Курорты Таиланда оправились от последствий декабрьского цунами". Ищу. Мне любопытно - как эта новая команда понимает "репортаж"? Оказывается, она понимает его как эсэмэску (sms - короткие сообщения между владельцами мобильных телефонов). Текст репортажа - тот же анонс, только развернутый на два абзаца. В одном: Таиланд оправился, можно ехать. В другом: а туристы все равно не едут. <BR><BR>В новом "Огоньке" жанр sms главенствует. Писать побольше слов разрешают только на темы, которые, по логике владельцев, должны привлечь молодых, деловых и богатых. Что ни рубрика, то галочка "по привлечению": "Карьера", "Финансы", "Прагматик", "Автомобили", "Технологии"... Они думают, что молодым и богатым про автомобили и налоги до сих пор почитать было негде. Но даже если бы новый "Огонек" по содержанию и подаче сумел обойти все издания, существующие в "молодом и богатом" поле, то сам по себе его бренд это поколение еще долго будет отпугивать. И, наоборот, поколение, для которого старый бренд был "в плюс", не примет его новое содержание и формат. <BR><BR>Я сейчас могла бы назвать сразу несколько изданий, которые сохраняют старую аудиторию и привлекают новую без радикальной смены команды, стилистики и содержания. Я бы могла телевидение привести в пример, где старое "Поле" не мешает появлению новых "Фабрик". Но приведу аналогию из мира игрушек. Он устроен гораздо разумнее "пластмассовой" журналистики. Там в голову не придет уничтожить Барби для внедрения новой куклы Братц. Ладная Барби и страхолюдина Братц - с огромной головой, непропорциональным тельцем и обувью, которая снимается вместе с ногами, - существуют параллельно, они конкурируют. Причем Братц, в силу новизны, продвинутости, и, между прочим, высокого качества всех ее причиндалов, в данный момент лидирует. И все это, конечно, видят владельцы товарного знака Barbie. Но не бросаются "отращивать" своей Барби голову а ля Братц и переделывать ее ноги на манер протезов. Не режут курицу, которая уже полвека несет им золотые яйца. А тихо и спокойно эту курицу, вместе со всем ее хозяйством, модернизируют. И она - вот увидите - переживет всех Братц вместе взятых.