Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Балет может менять мир к лучшему, делать его добрее и чище»

Борис Эйфман — о границе дозволенного при интерпретации классики и способности искусства танца объединять людей разных вероисповеданий и политических убеждений
0
Фото: Игорь Захаркин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

14–16 декабря в Санкт-Петербурге пройдет IV Международный культурный форум. В качестве руководителя секции «Балет и танец» выступит худрук Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Борис Эйфман. В интервью «Известиям» балетмейстер рассказал, почему на одном из главных мероприятий секции было решено обсудить вопросы современного прочтения классики.

Какое отражение в секции найдет ключевая тема форума — 70-летие ЮНЕСКО?

— Одно из приоритетных направлений деятельности ЮНЕСКО — сохранение культурных и духовных ценностей. Поэтому мы решили провести в рамках секции «Балет и танец» круглый стол «Классическое наследие — музей или театр»? Сегодня эта тема актуальна не только для балетного сообщества. Она волнует деятелей и драматического, и оперного театров. Как относиться к классическому наследию? Можно ли определить границу дозволенного в творческих экспериментах? Где заканчивается новаторство по отношению к классике и начинается то откровенное глумление, которое мы видим в некоторых театрах мира?

Я думаю, эта дискуссия привлечет внимание многих деятелей балета. С одной стороны, сегодня хореографический мир увлечен созданием современных спектаклей. С другой — наблюдается постоянное обращение к классике, и эту художественную задачу каждый хореограф решает по-своему. Есть, к примеру, Матс Эк и Мэтью Борн, радикально пересматривающие партитуры наших балетных композиторов — Чайковского, Прокофьева. Но мы также видим и попытки реставрации подлинного Петипа, например, в постановках Сергея Вихарева или Алексея Ратманского, который не так давно представил премьеру «Спящей красавицы» в Нью-Йорке и постарался воссоздать не только оригинальную хореографию, но и атмосферу спектакля XIX века.

На наш круглый стол приглашены хореографы, руководители театров, танцовщики. Согласилась приехать супруга Матса Эка Ана Лагуна, исполнительница главной партии в первой альтернативной версии «Жизели». Ана — муза и в каком-то смысле соавтор хореографа. Будет интересно узнать об эмоциях, вызванных в ней этой сценической работой. Мы также пригласили Диану Вишневу, участвующую, с одной стороны, в современных интерпретациях классических спектаклей, а с другой — танцующую Аврору в «Спящей красавице» Ратманского.

Вы сказали о существовании границы дозволенного при обращении к классике. Где эта граница проходит?

— В душе художника. Эта граница определяется его образованием, воспитанием, моральным стержнем, а также отношением к великим предшественникам и зрителям. Знаменитый лозунг «Чем будем удивлять?» — очень коварный. Удивлять можно шедеврами, открытиями, достижениями. А можно — скандалами, провокациями. Я не готов брать на себя роль судьи. Затронутая проблема — довольно сложная. Каждый решает ее сам перед самим собой и, наверное, перед Богом. Потому что художники в какой-то степени — посланцы Бога на Земле. Зачем нам дается дар и во имя чего мы его используем — чтобы нести людям добро или зло? На эти важнейшие вопросы творческий человек должен ответить самостоятельно.

Еще одна из тем секции — балет как средство объединения людей разных национальностей, вероисповеданий и политических убеждений. Считаете балет способным решать эти задачи?

— Балет — мощная сила. Конечно, это не оружие массового уничтожения. Наоборот, наше искусство — средство приобщения людей к духовным ценностям, объединяющим представителей разных культур, религий и политических убеждений. Сегодня многое разъединяет нас, погружает в атмосферу отчужденности, даже враждебности. Что может сблизить людей, если не искусство? Оно идет от сердца к сердцу и затрагивает эмоциональный мир человека, который неподвластен давлению пропаганды. Мы гастролируем во многих странах. За последние полгода побывали в Америке, Азии, Европе. Сейчас непростое время. Но на наших выступлениях залы всегда заполнены зрителями, а в конце мы неизменно слышим овацию. Люди получают от нас заряд позитивной эмоциональной энергии, которую затем уносят в свой повседневный мир. Я наблюдал это на последних гастролях театра в США. Многие зрители, относящиеся с осторожностью и даже с подозрительностью ко всему российскому, шли на спектакль с предубеждением. Но во время выступления труппы в зале возникало единое эмоциональное пространство, которое можно создать лишь с помощью высокого искусства. Прежде всего — балета, ведь он не признает языкового барьера и понятен каждому. Мы создаем свои спектакли в Петербурге и показываем их во всем мире. Поразительно, но факт: на разных континентах люди воспринимают наши постановки одинаково. Искусство танца имеет колоссальный объединительный потенциал, который необходимо развивать. Балет может менять мир к лучшему, делать его добрее и чище.

В рамках форума также будет обсуждаться и 200-летие Петипа, которое предстоит отмечать в 2018 году.

— Мариус Петипа создал бессмертное классическое наследие, которое сегодня питает все театры мира. В первую очередь — Большой и Мариинский. Мы уже сейчас начинаем готовиться к юбилею великого мастера. Конечно, центром торжеств станет Мариинский театр, являющийся «домом» Мариуса Ивановича. Уверен, что будет разработана программа по возрождению имени Петипа. Он, конечно, вроде бы и не забыт. Но в то же время в Санкт-Петербурге до сих пор нет памятника Петипа! Это немыслимо.

Юбилей Петипа должен дать стимул развитию искусства танца в России. Надеюсь, будет подготовлена программа по сохранению и популяризации классического наследия, а также обеспечены условия для создания современного балетного репертуара. Сегодня в общественной жизни высокие ценности отошли на второй план. Кроме того, в нашем театральном сообществе мы чаще обсуждаем скандалы и конфликты, а не идеи, направленные на возрождение великих традиций отечественного искусства.

В рамках форума состоятся экскурсии «Балетный Петербург». Есть планы создать потом такой туристический маршрут?

— Мы хотим разработать совместно со специалистами эксклюзивный маршрут, посвященный жизни и творческой деятельности выдающихся хореографов и танцовщиков — начиная от Дидло и заканчивая современниками. Эта идея буквально лежала на поверхности, однако почему-то никого, кроме нас, не заинтересовала. Сейчас мы в процессе подготовки сценария экскурсии. Известно, например, где жил Нижинский — на улице Моховой, рядом с нашей репетиционной базой. Но об этом знают лишь единицы. Хочется, чтобы в будущем новый маршрут стал визитной карточкой Петербурга и помог привлечь туристов в наш город.

Почему решили показать в рамках форума спектакль «По ту сторону греха»?

— Сейчас завершается Год литературы, поэтому для программы форума был выбран спектакль, поставленный по роману Достоевского «Братья Карамазовы» на музыку Мусоргского и Рахманинова. Мы хотим показать, что литература имеет колоссальное влияние на балетное искусство. И наоборот: будучи переосмысленной с помощью пластики, она претерпевает удивительные метаморфозы. Слово превращается в жест, движение, а это совершенно другой язык — язык танца. Сочетание мудрости, заложенной в тексте, и живой эмоциональной энергии тела создает принципиально новое искусство. Кроме того, балет «По ту сторону греха» сегодня очень актуален по своей проблематике. В нем поднимаются темы нравственного кризиса и природы человеческой греховности, поиска веры и гармонии. Спектакль современен и по хореографии, и по мысли, однако при этом обращен к вечным ценностям.

Каких результатов удалось добиться благодаря предыдущим форумам?

— В 2013 году мы обсуждали актуальные вопросы хореографического образования. Эта дискуссия совпала с открытием нашей Академии танца, что было довольно знаменательно. Мы, с одной стороны, рассматривали преимущества знаменитой русской классической системы балетного образования, созданной Вагановой. С другой — предлагали инновационные методы обучения детей хореографическому искусству. Сохраняя лучшие традиции, мы обязаны помнить о том, что наши воспитанники, вырастая, попадают в мировые балетные театры, в которых сегодня преобладает современный репертуар. Молодые танцовщики должны быть готовы стать соавторами хореографов и решать любые творческие задачи.

В этом году интересную программу предложит Академия русского балета имени Вагановой. С данной школой связано много великих имен и традиций, и коллеги расскажут о важности сохранения основ классического хореографического образования. А наша Академия танца покажет, что, бережно относясь к традициям, мы должны двигаться вперед, в XXI век, открывать новые пути развития балетного искусства и воспитывать универсальных артистов, обладающих особым мышлением и уникальными исполнительскими возможностями. Сосуществование двух академий в Петербурге — явление феноменальное. Наше прошлое, настоящее и будущее, гармонично дополняя друг друга, образуют единое целое. И это дает уверенность в том, что искусство балета будет развиваться.

На прошлогоднем форуме мы говорили о проблеме поддержки молодых хореографов. Сегодня во всем мире наблюдается дефицит высокопрофессиональных создателей балетных спектаклей, их единицы. В 2014 году на обсуждении присутствовало немало начинающих хореографов, студентов балетмейстерских отделений вузов. Получилась интересная и оживленная дискуссия. Но практический результат таких встреч не может проявиться мгновенно. Подобные мероприятия — скорее акция по привлечению внимания к конкретным проблемам, по пробуждению самосознания в молодых участниках хореографического процесса. И она обязательно принесет свои плоды.

Работаете сейчас над новыми постановками?

— Сейчас я готовлю новую хореографическую версию балета «Чайковский», премьера которой состоится в начале следующего года. Кроме того, мы постоянно гастролируем. За этот год театр выступил во Франции, Америке, Канаде, Израиле, Бахрейне, Германии, Австрии и других странах. В настоящий момент продолжается большой тур труппы по Китаю. А в начале декабря мы отправимся в Турин, где покажем программу рождественского балетного сезона, в которую войдут наши спектакли «Анна Каренина» и «Евгений Онегин».

Сказывается ли финансовый кризис на жизни труппы и Академии?

— Академия и театр — две юридически независимых структуры. Академия — государственное образовательное учреждение, которому выделяются средства по принципам финансирования средней профессиональной школы. Мы не жалуемся, но понятно, что речь идет об ограниченной субсидии. К тому же программа Академии не исчерпывается педагогическими задачами. Она подразумевает не только профессионально-образовательный компонент, но и важную социальную составляющую. Мы ищем таланты по всей России, заглядываем в самые отдаленные уголки страны. Находим одаренных воспитанников в многодетных и малообеспеченных семьях. Этих детей мы привозим в Петербург и принимаем на полный пансион. Одеваем воспитанников, кормим, учим, лечим за счет государства и спонсоров. На протяжении 11 лет родители не платят ни копейки. Мы даем детям профессию, которая позволит им прожить счастливую творческую жизнь.

Наша деятельность находит отклик у людей, занимающихся политикой, бизнесом. Это друзья Академии, ее попечители. Их поддержка нас очень вдохновляет.

У театра есть грант правительства, нас поддерживают городские власти. Кроме того, мы очень востребованы в мире. Интенсивно гастролируя, театр покрывает расходы, возникающие в процессе творческой деятельности. Ведь много денег тратится на техническое обеспечение спектаклей. Несмотря на то что у нас нет собственной сцены, мы, например, используем самое современное световое оборудование. Будучи, по сути, гастрольным театром, труппа показывает полнометражные спектакли со сложнейшими декорациями и множеством костюмов. Сегодня мы активно и успешно представляет в мире новое отечественное балетное искусство, доказывая, что в России не только хранят классическое наследие, но и создают конкурентоспособный оригинальный репертуар.

Сейчас вы занимаетесь монтажом видео версии балета «По ту сторону греха». Планируете записать все спектакли труппы?

— Если хватит сил и средств. Мы не создаем экранные версии наших спектаклей кустарным способом, когда спектакль фиксируется вживую со всеми техническими огрехами, а специально арендуем сцену, формируем съемочную команду. Таким образом уже сняты «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Роден» и «По ту сторону греха». Монтаж DVD-версии спектакля — едва ли не самая мучительная процедура в моей жизни. Я все-таки хореограф, а не режиссер кино и веду очень активную творческую работу, сочиняя балеты, руководя театром. Но кроме меня никто с монтажом не справится, потому что только я знаю все пластические нюансы своих спектаклей. Так что я обречен этим заниматься. Нагрузка невыносимая: приходится сидеть в диком напряжении по 12 часов в день и безотрывно смотреть в монитор. В процессе работы ты видишь все ошибки — и собственные, и операторские, и актерские. Погружаешься в анализ недочетов, которые уже не исправить. Это тяжело и морально, и физически. Но одновременно и очень интересно. В детстве я мечтал стать кинорежиссером, и теперь эта мечта в какой-то степени реализовалась.

Главное, что в итоге мы выпускаем DVD-продукцию, имеющую успех у аудитории. Мы будем распространять эти диски среди зрителей. Многие из тех, кто живет на Дальнем Востоке или в Сибири, не имеют возможности увидеть наши спектакли на сцене. Но люди всегда смогут приобрести диск, посмотреть его дома и приобщиться к современному балетному искусству.

Комментарии
Прямой эфир