Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Происшествия
В Ленобласти после атаки ВСУ обнаружили пораженные части беспилотника
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Мир
В Германии решили переименовать партию Сары Вагенкнехт
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Армия
Силы ПВО уничтожили восемь дронов ВСУ над территорией России за четыре часа
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Independent сообщила о предстоящей встрече европейских лидеров с Зеленским в Лондоне
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
В США отметили превышающие помощь Украине закупки российского газа со стороны ЕС
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Мир
Президент Словакии отметил бесполезность отправки денег для военных нужд Украины
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Спорт
ФК «Спартак» сыграл вничью с московским «Динамо» со счетом 1:1 в матче РПЛ
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Общество
Термин «тревожность» стал словом года в России
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Денис Мацуев: «Музыка примиряет людей и служит прекрасным лекарством»

Знаменитый пианист — о дружбе с Михаилом Плетнёвым и строительстве нового концертного зала в Иркутске
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Арутюнов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

7 ноября всемирно известный пианист Денис Мацуев выступил в Мариинском театре в преддверии года Прокофьева, а двумя днями ранее вместе с Михаилом Плетнёвым дал концерт в честь 150-летия Московской консерватории им. П.И. Чайковского. После концерта народный артист России ответил на вопросы корреспондента «Известий».

Концерт в Мариинском театре возник спонтанно, а билеты было не достать.

— Продали за три часа билеты! Мы ведь фантазеры с Валерием Гергиевым, в хорошем смысле этого слова. И наши планы расписаны до 2020 года, но вне рабочего графика мы любим импровизировать. У меня оказалось четыре свободных часа, поэтому с удовольствием сыграл в Санкт-Петербурге.

Вы впервые сыграли вместе Второй концерт Прокофьева?

— Да, для нас это премьера. Потом уже будет большой тур с Мюнхенским оркестром по городам Европы. 15 ноября наше выступление будет транслироваться в прямом эфире интернет-канала Medici.tv.

— Почему раньше этого сочинения не было в Вашем репертуаре?

— Без любви невозможно играть и выносить на сцену произведение. Конечно, я преклонялся перед этой гениальной музыкой Прокофьева, но у нас не было с ней контакта. А сейчас начался большой и, я надеюсь, долгоиграющий роман. Физически Второй концерт играть очень сложно. Душевный настрой должен быть серьезен, как никогда.

Можете отказывать таким серьезным людям, как Владимир Спиваков и Валерий Гергиев?

— Нет. То, что мы делаем, приносит мне радость. Перед каждым выходом на сцену с этими легендарными мэтрами и моими друзьями я испытываю огромное вдохновение. Они никогда мне ни в чем не отказывали, и я им не отказывал тоже. Самое большое счастье, которое только может быть на свете, — это играть вместе с уникальными музыкантами.

5 ноября в Большом зале консерватории прошел ваш совместный концерт с Михаилом Плетневым. На первый взгляд, между вами почти нет общего. Что вас роднит?

— Возможно, так кажется поначалу. Но мы с ним вместе играем почти 20 лет и получаем огромное удовольствие от музицирования друг с другом. А что роднит — мы оба победили на конкурсе Чайковского, но с разницей в 20 лет: он — в 1978 году, а я — в 1998-м. У нас обоих был председателем жюри знаменитый советский и российский композитор Андрей Яковлевич Эшпай. С Плетневым мы даже одну программу исполнили в финале: Первый концерт Чайковского и Первый концерт Листа. И оба мы к конкурсам относимся одинаково субъективно — считаем, что это не спорт, в котором важно прийти первым. И что талант нельзя подвести под один стандарт.

— А на сцене когда с ним впервые встретились?

— После памятного для меня XI конкурса имени Чайковского, который Михаил Васильевич слушал. Он пригласил меня сыграть с ним тот самый Первый концерт Листа. Верите, до сих пор этот композитор — наш талисман. Мы часто играли его музыку и даже записали диск.

Однажды в интервью Михаил Васильевич сказал, что «Денис Мацуев на данный момент — лучший исполнитель Листа», и для меня это была большая честь. Плетневский Лист всегда был для меня эталоном. Когда я учился в консерватории, то слышал его феноменальную по звуку, масштабу и форме интерпретацию Сонаты си минор. Это и сегодня что-то недосягаемое!

Для вас Михаил Плетнёв прежде всего пианист или дирижер?

— Он уникален во всех ипостасях. Его симфонический оркестр фантастический. Люблю повторять, что Плетнёв — это самый удобный дирижер для пианистов, который как никто знает музыкальный материал и, конечно же, предоставляет полную свободу в интерпретации солисту.

Мне очень близко отношение Михаила Васильевича к музыкальному материалу, подаче, которая не всегда в принятых традициях, но звучит убедительно. Скажем, бетховенские концерты, которые он играл сенсационно. В них для меня очень много открытий. К счастью, Михаил Васильевич вернулся на сцену как пианист. И мне очень интересна его фортепианная деятельность.

Плетнёв — не только глубочайший музыкант, он — философ. Встречи с ним вдохновляют и очень полезны для меня. Это практически мастер-класс, и не обязательно по музыке. Он может быть о кино, театре, даже вертолетах и машинах.

Второй год вы возглавляете Общественный совет Минкультуры. Какие тенденции в российской культуре считаете главными?

— Мне кажется, в наше непростое время особенно важно не потерять бережное отношение к культуре при всех сокращениях зарплат и финансирования проектов. А для этого нужно продолжать искать поддержки в равной степени от государства и меценатства. И в этом плане как никогда необходим закон о государственно-частном партнерстве, вступающий в силу с 1 января 2016 года. Герои нашего времени за последние 20–25 лет — это учителя и музейщики, работающие не за деньги, а за идею в своей профессии. Их нужно поддерживать и всячески им помогать.

Другая тенденция в том, что концертные залы переполнены, несмотря на кризис. Люди хотят слушать классическую музыку, поскольку наелись ширпотреба. Концерт классической музыки — не попкорн, который ты съел, коробку пустую выбросил и обо всем забыл тут же. Поэтому важно продумать просветительские и образовательные программы для привлечения новой слушательской аудитории и сохранения имеющейся. Мы ведь счастливые люди — музыканты, так как говорим на языке, не требующем перевода. Музыка примиряет людей и служит прекрасным лекарством. Это «сценотерапия» (термин придумали мы с Владимиром Теодоровичем Спиваковым), которая лечит всех на сцене и в зале.

Недавно я провел большой тур по городам Сибири: Красноярск–Томск–Кемерово–Новосибирск. В концертных залах так много молодых лиц! И об этом нужно говорить и писать. Но у нас перестали обращать внимание на хорошие новости. Но зато когда в СМИ появилась информация о рояле, сломанном Мацуевым в Новосибирске, то ее тотчас принялись тиражировать все ведущие издания. Хотя никто ничего не ломал. Просто настройщик не прикрутил педаль и она болталась, а одна из журналисток ошиблась. В связи с этой историей один из моих друзей сказал, что это был гениальный пиар. На что я отшутился известной фразой: «Любой пиар хорош, кроме некролога». А вообще, если серьезно, было бы лучше, если бы написали о талантах, недавно найденных в Сибири благодаря нашей работе. Это уж точно более важный информационный повод.

Членам Общественного совета удается влиять на решения Минкультуры?

— Безусловно. Наша задача — доносить свои мысли до Минкультуры и лично до министра.

В сравнении с первым годом работа Общественного совета стала эффективнее?

— Нам точно удалось сделать людей более открытыми: и тех, кто входит в состав совета, и других работников учреждений культуры. Само создание его в 2012 году было правильным, так как позволило выходить с инициативой, создавать рабочие группы и влиять на принятие решений.

У вас есть беспокойство относительно реформы музыкального образования?

— Да, потому что мне кажется, что его в принципе нельзя трогать. Оно развивается по сложившимся канонам, благодаря которым в России рождались и воспитывались фантастические музыканты. Мы движемся по своему пути. Есть очень красивые слова: бакалавры, магистры. Но они ведь неприемлемы в нашем цеху.

Начало занятий с 12 лет в Центральной музыкальной школе или Гнесинке может убить всё. И я уже из года в год говорю об этом. Вместо того чтобы вводить новое, мы подчас рушим то лучшее, что у нас было. Если мы говорим о реформе, то нужно очень четко обсуждать с общественностью каждый пункт. Мне кажется не всегда удачным слияние районных музыкальных школ, колледжей и институтов. Складывается ощущение уравнивания под самодеятельность, под одну гребенку. А наши учреждения культуры самобытны и должны развиваться особым образом.

— Начато проектирование нового концертного зала в Иркутске. Как движется работа?

— Два дня назад я встретился с новым губернатором Иркутской области Сергеем Левченко. Он пообещал помочь со строительством зала. Попробуем уложиться в 2,5–3 года. Мы нашли потрясающее место — заброшенную теплоэлектростанцию на берегу Ангары и договорились, что Ясухиса Тойота создаст акустику в новом зале. Немного позже мы назовем конкретного архитектора.

Проект будет обсужден с общественностью?

— Да. Будем действовать открыто, чтобы не возникало никаких скандалов. Ясно, что все довольны не будут, но нам важно, чтобы согласилось абсолютное большинство. Когда проект концертного зала будет готов в 3D-формате, то мы обсудим его с жителями Иркутска.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир