Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Мир
Госдолг США превысил рекордную отметку в $36 трлн
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Армия
Расчет БПЛА «Орлан-10» обнаружил пехоту ВСУ и скорректировал удар артиллерии
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Армия
Группировка войск «Запад» взяла в плен одного украинского боевика
Мир
WP сообщила о ссорах и рукоприкладстве в команде Трампа
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Владельцы «Трансаэро» нашли новых союзников

Но поддержка ряда ряда банков-кредиторов не гарантирует спасения авиакомпании от банкротства
0
Фото: REUTERS/Valentyn Ogirenko
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В понедельник, 26 октября, вступил в силу приказ Минтранса о лишении «Трансаэро» сертификата эксплуатанта, что означает полное прекращение полетов самолетов этой авиакомпании. Однако главный акционер «Сибири» и «Трансаэро» Владислав Филев продолжает бороться, заручившись поддержкой ряда банков-кредиторов. Они поддержали его предложение о конвертации долга в акции компании.
Одновременно продолжается и давление Филева на госбанки, которые, по его мнению, занимают антигосударственную позицию, не желая соглашаться на его условия реструктуризации долга авиакомпании. В самих госбанках уверяют, что до сих пор никаких конкретных предложений они не получали. Более того, по словам источника «Известий», они сами выходили на Филева около месяца назад с предложением купить «Транс­аэро», но он ответил отказом.

Надежда на спасение

Владелец S7 («Сибирь») готов продолжать борьбу за сохранение «Трансаэро». Его план по реструктуризации долгов авиакомпании в акции нашел поддержку у ряда банков-креди­торов.

В то же время основные кредиторы (Сбербанк, ВТБ) настроены к плану Филева скептически, по их словам, все новости, связанные с авиакомпанией, они пока узнают из СМИ, где Филевы развернули широкую пиар-кампанию.

«Группа ВТБ не получала никаких официальных конкретных предложений от Филева. Мы открыты к любым конструктивным предложениям, которые сделают возможным возвращение долга «Трансаэро», — заявили представители банка.

— Герман Греф настроен на банкротство «Трансаэро». Что касается переговоров, то их просто не было и нет. Вся информация подается новыми акционерами через СМИ. Более того, некоторое время назад, когда еще не было разговоров даже о привлечении «Аэрофлота» к спасению «Трансаэро», представители госбанков предлагали Филеву взять компанию, а долги банкам конвертировать в акции. То есть точно такую же схему, которую он сегодня лоббирует. Тогда Филев заявил, что ему это неинтересно, — заявил источник в Сбербанке.

С позицией Сбербанка и ВТБ согласны и в правительстве.
«В правительстве идея спасения компании, предложенная Филевым, всем нравится, но никто не понимает, как он собирается гасить долги компании. Пока его позиция крайне размытая. ВЭБ тоже не против, но у них те же самые претензии — непонятна бизнес-схема», — отмечает источник в Минтрансе.

В правительстве в новый план «Трансаэро» не то чтобы не верят — его даже пока не обсуждают, рассказал «Известиям» федеральный чиновник, знакомый с ситуацией. «Никто никаких документов, подтверждающих совершение сделки между Филевым и Плешаковым, не видел, причем, как мы понимаем, их также не видели представители рынка или СМИ», — говорит он.

— Все, что есть сейчас, — это громкие заявления в прессе, больше ничего. Более того, если бы такая сделка и состоялась, то она была бы крайне странной. Вдруг после того, как «Аэрофлот» взял на себя всю пиковую нагрузку, перевез почти 1,8 млн пассажиров, появляются владельцы, которые самоустранились от проблем пассажиров и коллектива авиакомпании, и говорят «мы продаем», и некто, кто говорит «мы покупаем». Ни в правительство, ни в Минтранс, ни в «Аэрофлот», который несет на себе операционные и финансовые нагрузки, никто не обращался. Больше всего возмущает, что ответственность перед людьми их волнует меньше всего — основной разговор идет об ответственности перед банками, — отмечает один из банкиров.

По словам гендиректора УК «Финам-менеджмент» Андрея Шульги, основные кредиторы (Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк) если и согласятся на предложение Филева о реструктуризации долгов «Трансаэро, то сделают это скорее из политических соображений, нежели из экономических.

— Банки в текущих условиях всегда за компромиссные условия. Объем долга «Трансаэро» составляет около 260 млрд руб­лей. Для S7 это, конечно, колоссальный долг. Это должна быть капитальная реструктуризация под максимально низкий процент на несколько десятилетий, — отмечает он. — Вероятнее всего, госбанки будут принимать итоговое решение не с позиции банков, а исходя из позиции государства.

В игру вступает тяжелая артиллерия

Упрочить позиции «Сибири» в правительстве могут помочь лоббистские ресурсы банков, заинтересованных в возвращении долга, а не в его списании. Так, по данным «Известий», непосредственное участие в переговорах по «Трансаэро» принимает Михаил Прохоров (основной владелец банка «Международный финансовый клуб», МФК). Долг авиакомпании перед МФК может составлять от 1 до 6 млрд рублей, считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. При этом капитализация банка составляет (по данным отчетности на 1 октября 2015 го­да) 9,8 млрд рублей.

— По данным отчетности «Трансаэро» по МСФО за первое полугодие 2015 года, МФК предоставлял этой авиакомпании именно долгосрочные кредиты. Всего долгосрочная задолженность «Трансаэро» на конец полугодия составила 39 млрд руб­лей, включая кредиты МФК, — говорит он — По данным ежеквартальной отчетности (в ней, правда, могут быть неконсолидированные данные) за II квартал 2015 года, общая задолженность кредиторам — 61 млрд руб­лей. Долг «Трансаэро» перед МФК — менее 10% этой суммы, т.е. менее 6,1 млрд рублей. Можно предположить, что он лежит в диапазоне от 1 до 6 млрд рублей.

Владельцы МФК, выступают против банкротства «Трансаэро». Ранее банк предлагал несколько иную схему реструктуризации, чем Филев: передать в управление банкам-кредиторам 75% плюс одна акция авиакомпании, установить льготный период для финансового оздоровления компании, списать 20% долга, а оставшийся конвертировать в ценные бумаги.

Кроме Прохорова МФК также владеют Александр Абрамов (19,71%), «Онэксим Холдингз Лимитед» (19,71%), «Уинтерлюкс Лимитед» (19,71%) и супруга Сергея Чемезова Екатерина Игнатова (13,14%).

В ближайшее время, по информации «Известий», в переговоры вступит и сам глава «Рос­теха» Сергей Чемезов.

— В пятницу, 23 октября, прошла встреча Чемезова и Филева. Единственное, что известно о результатах их встречи, — это то, что Чемезов согласился пойти Филеву навстречу, но детали их переговоров не разглашаются, — говорит собеседник «Известий», знакомый с ситуацией. — Чемезов может неформально встретиться с представителями администрации президента и обсудить ситуацию, сложившуюся вокруг банкротства «Трансаэро».

По словам экспертов, интерес Чемезова также может быть вызван желанием спасти подконтрольный «Ростеху» Новикомбанк.

— Среди банков, которые предлагали сохранить «Трансаэро», были и «Международный финансовый клуб» Прохорова, и Новикомбанк — «дочка» «Ростеха», — напоминает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Именно у этих банков долги авиакомпании занимают существенную долю их капиталов.

Новикомбанк также является одним из основных кредиторов «Трансаэро». Как сообщал ряд СМИ, задолженность авиакомпании этому банку составляет около 8 млрд рублей.

— Мы, как акционеры «Аэрофлота» и мажоритарные акционеры Новикомбанка, безусловно, следим за ситуацией, происходящей с «Трансаэро». Но говорить о каком-либо участии Сергея Чемезова в переговорном процессе и в отстаивании той или иной позиции некорректно и неприемлемо. Решение о дальнейшей судьбе «Трансаэро» остается за кредиторами и регулятором, — заявили в пресс-службе «Ростеха».

Как выяснили «Известия», на стороне Филева также выступают и представители авиабизнеса. За планы Филева по возрождению компании выступает председатель совета директоров и владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик. Как уверяют источники «Известий», простой самолетов «Трансаэро», долги компании за аэропортовые услуги и потеря клиентов «Трансаэро» — все это грозит Домодедово серьезными убытками.

Источник «Известий» в «Транс­аэро» сообщил, что около 44% потока пассажиров «Трансаэро» этим летом вылетало из Домодедово, 56% из Внуково. Только за август «Трансаэро» перевезла 1,8 млн человек (данные Рос­авиации), за январь—август — 9,3 млн человек. То есть, по примерным подсчетам (основанным на данных за август), в месяц из Домодедово вылетало около 790 тыс. пассажиров. В августе, по данным Росавиации, Домодедово воспользовались 3,8 млн человек. То есть около 20% пассажиров. Рейтинговое агентство Fitch называет близкие данные, утверждая, что пассажиры «Транс­аэро» составляют около 15% пассажиропотока Домодедово.

Согласно отчетности аэропорта по МСФО за 2013 год (последний опубликованный отчет), выручка Домодедово только в авиационном сегменте от торговли составила 9,2 млрд рублей (всего — 39,9 млрд).

Таким образом, без «Трансаэро» аэропорт только из-за ухода пассажиров может потерять от 1,38 млрд до 1,84 млрд рублей в год.

Олег Пантелеев из «Авиапорта» считает, что под управлением S7 «Трансаэро» могла бы выполнять полеты только из Домодедово, и поддержка владельца аэропорта в данном случае критична.

— Участие Домодедово принципиально важно, так как вопрос базирования авиакомпаний в Москве — один из принципиальных при формировании планов операционной деятельности. Но чтобы летать именно из этой воздушной гавани, нужно гарантировать Каменщику платежную дисциплину, — говорит он.

Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает, что поддержка Каменщиком Филева может быть продиктована их партнерскими отношениями.
— S7 сейчас единственный базовый перевозчик в Домодедово, и Каменщик, конечно, поддержит Филева. Кроме того, международные пассажиры приносят аэропорту существенно больше выручки, чем внутренние, и Домодедово не может устраивать ситуация, когда почти все рейсы «Трансаэро» перейдут к «Аэрофлоту», — говорит он.

В Домодедово информацию о том, что Каменщик может каким-то образом участвовать в переговорах, не подтвердили. «Ни председатель совета директоров компании, ни представители московского аэропорта Домодедово не участвуют в указанных переговорах», — заявили там.

С 25 октября «Трансаэро» официально переводит все свои рейсы во Внуково. Такое распоряжение подписал гендиректор «Трансаэро» Дмитрий Сапрыкин. Правда, останется ли его решение в силе, еще неизвестно: 22 октября совет директоров «Трансаэро» назначил на должность гендиректора Валерия Зай­цева. При этом глава «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что гендиректором «Трансаэро» по-прежнему является Дмитрий Сапрыкин.

Правда, в Домодедово официально заявляют, что смогут найти замену «Трансаэро». 9 октяб­ря компания сообщила, что «отрицательная динамика пассажиропотока возможна лишь на незначительном количестве уникальных направлений, рейсы по которым выполнялись «Трансаэро». Их доля в маршрутной сети аэропорта Домодедово не превышает 1%. При этом другие авиакомпании — партнеры Домодедово обеспечат выполнение рейсов по сопоставимому количеству уникальных направлений».

Атака на лицензию

Одна из задач, которая, стоит перед Филевым, — не допустить аннулирования сертификата эксплуатанта: без него самолеты авиакомпании больше не смогут взлететь, аннулированный сертификат восстановлению не подлежит. По информации «Известий», сейчас активно решается вопрос по поводу того, как урегулировать проблему с лицензией компании.

Об аннулировании сертификата с 26 октября 2015 года стало известно 21 октября, на следующий день после того, как Филев рассказал о сделке по покупке «не менее» 51% акций «Трансаэро». Приказ об аннулировании был подписан 20 октября, следует из копии документа (есть на портале Росавиации). Официально Росавиация заявила, что не знала о сделке Филева и Плешакова. Однако собеседники «Известий» склоняются к тому, что руководитель Росавиации Александр Нерадько мог знать о готовящейся сделке, учитывая его многолетнюю дружбу с Филевым и, как утверждают его знакомые, «их доверительные отношения».

По сведениям источников «Известий», Филев обсуждал возможности избежать аннулирования сертификата с главой экспертного управления президента Владимиром Симоненко. Источники в администрации президента не исключают факта их общения. При этом, по их словам, это не означает, что администрация президента имеет какую-то вовлеченность в дело «Трансаэро».

Другой вариант — регистрация новой компании в случае договоренности с банками-кре­диторами и получение сертификата уже на нее.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир