Держать в платформе: участники спора банков и маркетплейсов склоняются к схеме ЦБ
Участники спора между кредитными организациями и маркетплейсами склоняются к предложенной ЦБ идее. То есть к «открытой модели» участия банков в программах скидок. С этим согласны в комитетах Госдумы по экономполитике и финрынку, а также в АКИТ. Причем, возможно, даже не потребуется менять закон, будет достаточно приказа ФАС, считают депутаты. У маркетплейсов есть оговорки, но такой механизм они готовы обсуждать. Как россияне смогут воспользоваться скидками и насколько сильно предложенная система повлияет на стоимость товаров на онлайн-площадках — в материале «Известий».
Компромисс в споре банков и маркетплейсов о скидках
На рынке приблизились к компромиссу в споре между банками и маркетплейсами. Участники склоняются к идее Центробанка — перейти к «открытой модели», где все кредитные организации на универсальных условиях смогут предоставлять покупателям скидки.
Идея заключается в том, чтобы расположить рядом с ценой на товар всплывающее окно с предложениями разных банков. У участников программы должна быть возможность предоставлять сведения на одинаковых условиях — например, их акции можно перечислить в алфавитном порядке. Критерии допуска банков тоже должны быть прозрачны.
Регулятор также считает, что решить проблему можно не только на законодательном уровне, но и при помощи «мягкого регулирования» — например, через совместный меморандум.
Такое предложение ЦБ направил в Минэк и комитет Госдумы по экономической политике. «Известия» запросили Банк России.
Скидки должны оставаться как само явление, потому что они повышают доступность товаров для граждан, сообщил редакции первый зампред комитета ГД по экономической политике Денис Кравченко. При этом систему софинансирования надо сделать открытой для желающих кредитных организаций. Депутат добавил: предложенную схему в целом поддержали экспертное и профессиональное сообщества.
Глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков также положительно оценил такой вариант. Он напомнил «Известиям», что маркетплейсы изначально отнеслись к подобной идее с пониманием, но не стали самостоятельно ее внедрять. Вероятно, платформы ждут решения властей, допустил депутат.
В пресс-службе Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) подчеркнули, что клиенту необходимо показать ту цену, по которой он сможет приобрести товар вне зависимости от способа оплаты. Главное, чтобы стоимость не возрастала по мере того, как потребитель продвигается к платежу за оформленную покупку.
У клиентов должна быть достоверная и понятная информация о цене товара все зависимости от акций, добавил директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэка Владимир Волошин.
20 ноября 2025-го стало известно, что главы «Сбера», ВТБ, Т-банка, Альфа-банка и Совкомбанка обратились с письмом к премьер-министру Михаилу Мишустину, спикеру Госдумы Вячеславу Володину, а также в ЦБ, Совфед и администрацию президента с предложением запретить маркетплейсам применять скидки при оплате товаров картами аффилированных с ними банков. Это произошло после того, как глава «Сбера» Герман Греф обвинил маркетплейсы в недобросовестной конкуренции и работе «в убыток и за счет государства».
Позиции сторон в споре между банками и маркетплейсами
Инициативу Центробанка готовы подробнее рассмотреть и маркетплейсы. Предложение выглядит более сбалансированным по сравнению с радикальными мерами вроде полного запрета скидок, которые продвигались крупнейшими банками, согласились в Wildberries & Russ. Однако если требование «открытости» распространится только на цифровые платформы, а банки сохранят свободу выбора партнеров для допуска в свои экосистемы, то это может привести к нерыночным преимуществам. В таком случае крупные участники смогут использовать свое положение для вытеснения небольших конкурентов, что подрывает конкуренцию, предупредили там. Эту мысль разделяют и в АКИТ.
В Ozon считают, что формат отображения партнеров программы на витрине стоит обсудить более детально. При этом он должен основываться на принципе равного доступа. Там обратили внимание, что программа лояльности платформы «Зеленая цена» построена как раз на принципе ЦБ — открытый доступ для всех кредитных организаций. Кроме того, Ozon сейчас обсуждает участие в этой программе более чем с 25 банками, в том числе с региональными.
Редакция также направила запросы в крупные банки. «Открытая модель» выглядит компромиссом: кредитные организации могут «трансформировать» размер своего кешбэка в скидку, отображаемую на платформе, уверен управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич.
При этом банки зачастую будут проигрывать маркетплейсам — их уступки, как правило, не превышают 1–5%, в то время как цифровые платформы могут предлагать до 10%, уточнил он. Субсидировать скидки в 5–10% невыгодно, поскольку финансовая модель карточного или эквайрингового бизнеса в кредитных организациях не подразумевает таких расходов, пояснил зампред правления Абсолют банка Антон Павлов.
Кто заплатит за урегулирование спора
Для такого нововведения даже не обязательно составлять отдельный законопроект — часть решений можно реализовать через поправки в действующие акты (например, о защите прав потребителей, о торговле, о национальной платежной системе, о защите конкуренции), через подзаконное регулирование и требования к раскрытию информации, полагает доцент МГЮА, директор АНО «Академия современной юриспруденции» Елена Гринь. Если же власти хотят ввести прямой запрет дифференциации цен по способу оплаты и закрепить «открытую модель» как обязанность маркетплейсов, тогда, вероятно, потребуется именно федеральный закон или пакет поправок, пояснила юрист.
Вариант Банка России можно внедрить оперативно, согласился депутат Анатолий Аксаков. Он пояснил: для этого не обязательно готовить законопроект, соответствующее решение могла бы принять ФАС — на этом спор банков и маркетплейсов завершился бы. «Известия» направили запрос в антимонопольное ведомство.
Подразумевается, что общая платформа будет реализована за счет маркетплейсов, уточнил Анатолий Аксаков. Просто нужно дать другим кредитным организациям техническую возможность предоставлять скидки на платформах.
— ФАС может вынести такое постановление очень быстро, а законопроект проходит три чтения в Госдуме, чтение в Совете Федерации и подписание президентом РФ. Вся процедура может занять несколько месяцев как минимум. В то же время после решения антимонопольной службы спор завершится уже официально, — пояснила ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Затраты на внедрение «открытой модели», вероятно, лягут на маркетплейсы, но вряд ли станут неподъемными, полагает ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев. Так как речь идет о доработке интерфейсов и интеграции, а не о строительстве новых логистических центров.
Кроме того, это разовые IT-издержки, которые несопоставимы с оборотами площадок. При этом в итоге покупатель получит прозрачную систему: цена на витрине едина для всех, а банки соревнуются за право предложить скидку или кешбэк в отдельном окне, добавил эксперт.
Игорь Расторгуев отметил: для покупателей важно, чтобы цена не зависела от выбранной карты. Справедливо, когда товар стоит одинаково для всех, а банки конкурируют качеством сервиса и скидкой, а не возможностью влиять на конечную стоимость в любом случае.
Розничная торговля показывает сейчас хорошие результаты. Для сравнения: за прошлый год она выросла на 2,6%, в то время как российский ВВП — лишь на 1%, напомнила Наталья Мильчакова. То есть отрасль внесла определенный вклад в то, что российская экономика показала положительный результат и избежала рецессии.
Рост e-commerce, по данным АКИТ, в 2025 году составил 32%, а его доля в общем обороте розничной торговли уже приблизилась к 14%. Если скидки останутся, то каждый покупатель, независимо от способа оплаты, сможет воспользоваться такими денежными уступками, заключила эксперт. Это значит, что цены товаров будут на 5–15% ниже.