Черная полоса: Нигер собрался на войну с Францией
В Нигере призвали население готовиться к войне с Францией, обвиняя Париж в стремлении дестабилизировать африканскую страну. Об этом сообщает журнал Jeune Afrique. Подробнее о возможном конфликте, его причинах и возможных исходах — в материале «Известий».
На эскалацию
Генерал Амаду Ибро на митинге для молодежи на стадионе в Ниамее заявил, что Париж собирается начать войну против Нигера, обосновав это тем, что его страна несет ответственность за «плачевное экономическое положение» во Франции.
«Знайте, мы идем на войну с Францией, мы не были в состоянии войны, теперь мы идем на войну с Францией», — передает его слова журнал Jeune Afrique.
Он также добавил, что в стране объявлена мобилизация с целью подготовки к возможному вооруженному конфликту с Парижем.
Франция категорически опровергла обвинения в свой адрес. Официальный представитель генерального штаба французских вооруженных сил полковник Гийом Верне сказал, что ни о каком вмешательстве его страны «и речи быть не может», добавив, что это «явно информационная война», развязанная Нигером.
Заместитель директора Центра изучения Африки Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Всеволод Свиридов в беседе с «Известиям» обратил внимание на то, что высокопоставленный нигерский чиновник не говорил о мобилизации для войны с Францией, однако она в том числе направлена на подготовку к возможной войне с Пятой республикой.
— Ни о какой войне пока речи не идет. Мобилизация, которая действительно была объявлена в декабре, насколько мы можем судить, направлена, в первую очередь, на борьбу с внутренними угрозами: террористами, джихадистами и различными криминальными группировками. Потенциальная угроза со стороны Франции здесь используется для консолидации общества. Полномасштабная война Нигера и Франции, война в том понимании, в котором мы привыкли думать, сейчас маловероятна, — объясняет эксперт.
Кроме того, отмечает Всеволод Свиридов, важно понять, кто распространяет эту информацию. Внимание к заявлению Амаду Ибро привлекло французское СМИ Jeune Afrique, которое нашло цитату генерала, когда тот выступал на митинге на стадионе. Африканист указывает, что это никак не официальное заявление какого-то органа власти, армии, генштаба или президента.
— Заявления на митинге — специфический жанр, который редко имеет что-то общее с реальными политическими решениями, — говорит Всеволод Свиридов.
Ведущий эксперт Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Валентин Бианки также считает, что вероятность реальной войны между странами фактически равна нулю. Связывает он это с отсутствием представителей вооруженных сил Франции на территории, достижимой войсками Нигера.
— Такое заявление является не формальным объявлением войны, а риторической эскалацией, обозначающей переход от дипломатического конфликта к потенциальной конфронтации, — объясняет Валентин Бианки.
Цели и причины
По мнению Всеволода Свиридова, заявление, в первую очередь, имеет внутриполитические цели: консолидация, поддержка режима и его политики.
— Единственная угроза, которая есть для Нигера со стороны Франции, заключается в попытках Парижа сместить действующий режим. У Франции действительно есть определенные рычаги для этого, — отмечает собеседник «Известий».
О полномасштабной конфронтации говорить нельзя, считает эксперт, но возможна попытка контрпереворота и приход к власти ориентированных на Париж сил. Франция, по его мнению, может попытаться найти поддержку у части военной и деловой элиты для смещения действующей власти, но сам Нигер не пойдет войной на Париж.
Валентин Бианки называет две возможные причины заявления Амаду Ибро. Первая из них заключается в торге с Францией по экономическим вопросам. Он добавляет, что, несмотря на то что ключевой вопрос о поставках урана уже разрешен, у стран может иметься ряд других торгово-экономических взаимодействий, по которым идут переговоры.
Второй причиной эксперт называет необходимость внутренней консолидации на фоне экономических сложностей страны.
— Вряд ли можно ждать принципиальных последствий такого заявления, хотя оно еще больше поляризует внешнеполитическую ситуацию для стран Сахеля, — считает эксперт.
Сахаро-Сахельская зона (Сахель) — полоса земли, проходящая вдоль южной границы Сахары. Ее протяженность составляет 3,9 тыс. км от Атлантического океана на западе и до Красного моря на востоке. К этой территории относят Мавританию, Сенегал, Мали, Алжир, Буркина-Фасо, Нигер, Нигерию, Камерун, Чад, Судан, Эфиопию и Эритрею.
Без урана
По данным за 2024 год, Нигер занимал седьмое место в мире по производству урана. Этот ресурс был обнаружен в 1957 году Бюро геологических и горных исследований Франции. В 1958 году, после обретения Нигером независимости, Париж подписал с ним ряд соглашений, которые обеспечивали стране привилегированный доступ к сырью.
После переворота в 2023 году между Нигером и французской компанией Orano обострился конфликт, который сопровождался обвинениями в адрес Франции в поддержке терроризма. В 2024 году стало известно, что Orano подписала соглашение с правительством Нигера о продлении срока эксплуатации единственного в стране уранового рудника до 2040 года. В 2025-м же Нигер объявил о национализации крупного уранового проекта Somair, которым он совместно владеет с Orano. На долю французской компании приходится порядка 63% акций Somair, оставшуюся часть контролирует государственная компания Нигера Sopamin.
Национализация стала частью волны конфискации активов в Сахеле, где правительства Нигера, Буркина-Фасо и Мали принимают более жесткие меры против международных горнодобывающих компаний. Нигер обвинил Orano в ряде нарушений, включая недостаточное финансирование и «кампанию по отравлению» правительства Нигера.
Всеволод Свиридов считает маловероятным связь между объявлением о подготовке войны с Францией с ее вытеснением из региона. Эксперт связывает это с тем, что добыча урана на рудниках в Нигере за последние 10 лет сократилась в четыре раза.
— У компании Orano еще до военного переворота была прекращена добыча на двух из трех основных рудниках, — объяснил он.
Эксперт также добавил, что проблема дефицита урана для Франции уже была решена. В связи с этим Всеволод Свиридов сомневается, что факторы восстановления контроля над этими рудниками могут иметь геополитическую подоплеку.
— Экономически у Франции сейчас в Нигере мало интересов, чтобы устраивать там полномасштабную войну, вмешательство во внутренние дела Нигера может быть обусловлено, в первую очередь, политическими и репутационными причинами, — заключает эксперт.