Инвестрасход: бизнес назвал топ проблем для дальнейшего развития
Российские компании назвали нехватку средств главной проблемой, которая сдерживает инвестиции. В топ-3 сложностей также вошли неопределенность в экономике и низкий спрос. Это следует из опроса ЦБ, с которым ознакомились «Известия». Год назад основной проблемой для дальнейшего развития предприятий была неопределенность в экономике. Однако в РФ более года была высокая ключевая ставка (16–21%) — это сделало кредиты дорогими и обременительными. На выплату процентов по ссудам у компаний уходит больше трети прибыли. Что будет, если компании вообще перестанут вкладываться в развитие, и какие меры могли бы поддержать инвестиции — в материале «Известий».
Что тормозит инвестиции бизнеса
Рост инвестиционной активности бизнеса в 2025 году замедлился. Это следует из мониторинга Банка России в февральском докладе о региональной экономике («Известия» его проанализировали). Такая ситуация заметна во всех отраслях, кроме строительства, где последние два года инвестиции даже снижались.
Главной проблемой бизнес назвал недостаток собственных средств. Именно это сильнее всего ограничивает сейчас инвестиции, следует из данных ЦБ. На втором и третьем местах — неопределенность экономической ситуации в стране и низкий спрос на продукцию. Среди других сложностей компании выделили дефицит квалифицированных кадров и высокие ставки по кредитам на инвестиционные цели. Однако воздействие этих двух факторов снижалось весь прошлый год.
Для сравнения, в предыдущем опросе, опубликованном в апреле 2025 года, главным препятствием для инвестиций бизнес назвал экономическую неопределенность. На втором месте всё так же был слабый спрос. А в июньском исследовании 2024-го предприятия особенно выделили неопределенность и нехватку персонала.
«Известия» направили запросы в Минэк и ЦБ о том, что сейчас тормозит вложения в развитие. Доступность финансирования выступает одним из ключевых факторов, влияющих на инвестиционную активность бизнеса — тем более, если речь идет о малых и средних предприятиях, напомнил гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич.
Бизнес обычно инвестирует из своих ресурсов, так как привлекать заемные средства затруднительно, особенно в условиях высокой ключевой, полагает директор по развитию ОЭЗ «Максимиха», Группа ВТБ Роман Мусин. С октября 2024-го по июнь 2025-го Банк России держал ставку на рекордно высоком уровне в 21% и только летом прошлого года начал постепенное смягчение денежно-кредитной политики (ДКП). Сейчас ключевая находится всё еще на высоком уровне в 16% годовых, при этом ожидается, что на заседании в пятницу, 13 февраля, регулятор сохранит ее.
Если у компании нет собственных денег, она не может вкладывать свои средства, а также привлекать дополнительное внешнее финансирование, подчеркнул эксперт. Длительное сохранение ключевой на высоком уровне формирует достаточно большой объем отложенных инвестпроектов, добавил Александр Исаевич.
Помимо этого, по расчетам ЦМАКП, к концу III квартала 2025-го бизнес тратил 36% прибыли на выплату процентов по ссудам. Это стало новым историческим максимумом и почти на 10 п.п. выше, чем годом ранее, напомнила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
Риски для экономики из-за отсутствия инвестиций
Инвестиции в основной капитал показали очень сильный рост в 2022–2024 годах. Речь идет о затратах, которые направлены на приобретение и модернизацию объектов (зданий, транспорта, оборудования). Однако в III квартале 2025-го они упали на 3% — это первое сокращение годовой динамики с 2020-го, напомнила Ольга Беленькая. Всего за девять месяцев прошлого года инвестиции увеличились всего на 0,5%, когда как в 2024-м — на 9%.
Впрочем, инвестактивность ориентирована на получение прибыли, отметил основатель группы компаний «Инсек» Алексей Бегаев. По его словам, она предполагает вложения либо в собственные проекты, либо в сторонние компании и инициативы. Инвестиции — это не расходная статья, а ключевой механизм обновления экономики, подчеркнул президент Medinvest Club Дмитрий Ахтуба. Он добавил: отказ предприятий от вложений в оборудование, технологии и расширение производственных мощностей не дает мгновенного эффекта, но неизбежно проявляется через несколько лет.
Со временем оборудование устаревает и выходит из строя всё чаще, а выпускаемая продукция теряет конкурентоспособность. Отсутствие модернизации усиливает разрыв между ростом заработных плат и производительностью труда на одного работника, что напрямую ведет к рискам стагфляции, отметил эксперт.
Замедление роста инвестиций представляет собой негативный сценарий для экономики. Это сдерживает расширение будущего предложения, ухудшает конкурентные позиции предприятий и ведет к сокращению их рыночной доли, подчеркнула Ольга Беленькая из ФГ «Финам».
В этой связи снижение ставок отвечает интересам как бизнеса, так и Минфина, чьи налоговые поступления напрямую зависят от динамики экономической активности. Как полагают опрошенные «Известиями» эксперты, к концу 2026 года можно ожидать снижения ключевой до 11–13%. Это поддержит оживление экономической активности, включая инвестиционную.