Только в полет: Россия и Бразилия выводят отношения на новый уровень
Визит делегации во главе с премьером Михаилом Мишустиным в Бразилиа ознаменовал новый этап в отношениях двух стран. Их представители договорились максимально расширить сферы своего сотрудничества, в том числе обсудить вопрос запуска прямых рейсов, о чем российских министров настойчиво расспрашивали журналисты. До переговоров корреспонденту «Известий» удалось познакомиться с бразильской столицей, узнать, чем живет «город-самолет» и что местные думают о нашей стране.
Как город будущего превратился в город-призрак
«Я с детства хочу в Рио-де-Жанейро», — восторженно рассказывал о своей мечте Остап Бендер, главный герой «Золотого теленка». Горячо полюбившийся советским читателям авантюрист и «великий комбинатор» грезил о городе на побережье океана с вечным летом, бесконечным кофе, безудержными танцами и карнавалами. Примерно такой же образ Бразилии был у многих из нас. Особенно после шумного и роскошного чемпионата мира по футболу 2014-го и летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, за которыми я, еще будучи ребенком, с замиранием сердца наблюдал с экрана домашнего телевизора.
Однако город, куда мы отправились вместе с российской делегацией во главе с премьером Михаилом Мишустиным, оказался совсем другим. «Я была там два раза, но в Крыму лучше. Свое и поближе», — смеется стюардесса, с которой мы немного разговорились во время полета. Бразилиа стала главным городом страны в 1960 году, сместив с этого почетного места Рио-де-Жанейро.
Столицу возводили больше 10 лет в местах, где до этого хозяйничали густые тропические леса. Архитекторы-модернисты решили провести эксперимент и спроектировать город-будущего, как его тогда называли, в форме самолета. Очертания и контуры «железной птицы» сразу бросились в глаза, стоило открыть карту города перед прогулкой. В отеле посоветовали пройтись в сторону «головы самолета», где можно увидеть бразильские архитектурные чудеса — Музей современного искусства и кафедральный собор.
Первый представляет собой белоснежный купол, слегка похожий на ледяную юрту, а второй — здание в форме конуса с бетонными колоннами и разноцветными витражами. Издалека он напоминает то ли терновый венец, то ли руки, воздетые к небу в молитве, но никогда в жизни я бы не подумал, что передо мной католический собор.
Дальше по центральной просторной аллее — вереница стеклянно-бетонных прямоугольников, очень похожих на советские «коробки», это здания бразильских министерств. Правительственная застройка увенчивается площадью Трех властей. Ее окружали здания Федерального верховного суда, Национальный конгресс в форме башен-близнецов и президентский дворец, где 5 февраля Михаил Мишустин встретился с президентом Бразилии Лулой да Силвой.
Честно говоря, гулять по столице было не особо удобно. В 1960-х архитекторы искренне верили, что в городе будущего люди должны передвигаться исключительно на автомобилях. С тротуарами и пешеходными переходами настолько туго, что зачастую приходилось передвигаться по обочинам дорог и просто-напросто перебегать там, где этого делать нельзя. Впрочем, так поступали все, включая местных жителей. На своем пути я встретил настолько мало людей, что казалось, будто это либо город-призрак, либо громадный музей архитектуры, где почти нет посетителей. Большая часть жилых домов находится в «крыльях самолета» — именно там поздним вечером можно было с удовольствием наблюдать за футбольной игрой бразильских мальчишек. Местные жители, кажется, очень довольны столицей.
— Здесь гораздо безопаснее, чем за пределами «самолета» или тем более в Рио-де-Жанейро, — рассказывает мне работница Музея современного искусства. — Я родилась в месте, недалеко от столицы, отсюда 20 минут на машине. Отучилась на факультете искусствоведения в университете Бразилиа, одном из лучших в стране, за исключением, может быть, вышки в Сан-Паулу.
Действительно, безопасность — одна из весомых причин, чтобы жить в столице. В остальных городах ситуация куда хуже: сегодня Бразилия входит в десятку стран с самым высоким уровнем преступности. К слову, на пресс-подходе глава Минэка Максим Решетников как раз сказал о том, что Бразилия заинтересована в заимствовании опыта российских IT-технологий, которые помогают полиции поддерживать безопасность на улицах города.
Другой приятный бонус для местных — погода.
— Я родился в городке на побережье океана, там очень жарко, влажно и душно, поэтому в студенческие годы я переехал в Бразилиа. Здесь климат мягче, поэтому я считаю столицу одним из лучших мест для комфортной жизни, — рассказал менеджер в ресторане, где мы остановились поужинать.
— А русских вы любите?
— Владимир Путин! — выпалил он мне, добродушно рассмеявшись.
Любопытно, но другая собеседница — сотрудница музея — тоже первым делом назвала имя российского президента, когда я спросил ее, что бразильцы думают о нашей стране. «Еще у вас холодно и много снега», — добавила она, поежившись.
Россия и Бразилия — перспективы сотрудничества
Состав российской делегации удивил масштабами. Компанию премьеру составили министры транспорта, экономики, культуры, здравоохранения, науки и высшего образования. Не нужно быть тонким экспертом, чтобы понять: сегодня страны ищут больше сфер для сближения. Если обратиться к истории, то впервые государства, находящиеся так далеко друг от друга, начали сближаться в конце XX века. Так совпало, что в 1990-х оба они встали на путь демократии, отчаянно борясь с гиперинфляцией. Примерно в то же время Россия и Бразилия обменялись дружественными контактами, однако эти связи, конечно, нельзя было назвать крепкими.
В XXI веке сближение продолжалось так, что в итоге «страна карнавалов» стала ключевым партнером России в Латинской Америке.
— Бразилия — единственная страна региона, которая входит в БРИКС. Это заметно расширяет повестку отношений, позволяя странам обсуждать не только вопросы двусторонних связей, но и глобальные проблемы. Кроме того, это ключевой торговый партнер, на долю которого приходится больше половины всего нашего экспорта в Латинскую Америку, — пояснил латиноамериканский эксперт Тимур Альмуков.
На последний День Победы президент Лула даже приехал в Москву посмотреть парад — такое приглашение тоже говорит о многом. Нынешний визит Михаила Мишустина знаменует новую главу в истории российско-бразильских отношений. Комиссия высокого уровня по сотрудничеству с участием российского премьера и вице-президента Бразилии Жералду Алкмина собралась впервые с 2015 года.
Кажется, что энергетика мероприятия передалась всем членам делегации, которые пришли к журналистам на пресс-подход. Вот глава Минэка Максим Решетников говорит о том, как растет взаимный товарооборот двух стран. Впрочем, журналистов интересует другое: когда наконец между государствами запустят прямое авиасообщение?
— Рост туризма всегда связан с возможностями прямых рейсов. К сожалению, сегодня возможности ограничены. Тема в повестке точно есть, но пока мы скромны в наших ожиданиях, — признается Решетников.
Впрочем, такой ответ не полностью удовлетворяет журналистов, поэтому, когда появляется министр транспорта Андрей Никитин, одна из телевизионных групп чуть не сбивает ограждения, разделяющие их и спикеров.
«Какие авиакомпании первыми полетят в Бразилию и когда вы договоритесь о прямых рейсах?» — не унимаются корреспонденты. На это Никитин спокойно парирует: говорить о таких подробностях еще рано, но российская сторона будет активно работать в этом направлении.
Так получилось, что пресловутую тему прямых рейсов затронули и в разговоре с министром культуры Ольгой Любимовой. Та призналась, что пока между странами не налажено авиасообщение, они не могут обмениваться шедеврами национального искусства и проводить выставки. Впрочем, государства готовятся подписать соглашение о совместном кинопроизводстве. «Все мы прекрасно помним бразильские сериалы», — с улыбкой говорит Любимова.
Наконец, прибывает российский премьер. Проходя по красной дорожке мимо бразильских гвардейцев, он заходит во дворец, машет журналистам и удаляется на заседание комиссии высокого сотрудничества. В открытой части он говорит о стратегическом партнерстве России и Бразилии.
— Вместе мы выступаем за построение поистине полицентричного миропорядка, основанного на принципах уважения суверенитета, права каждого народа самостоятельно определять свою судьбу, — заявил премьер.
Уже после заседания вместе с бразильской стороной он подписал совместное заявление, которое определит основные направления российско-бразильского сотрудничества на ближайшие годы. А выступая на Российско-бразильском бизнес-форуме, премьер заявил: Москве и Бразилиа в условиях меняющейся международной конъюнктуры важно диверсифицировать торговлю и в первую очередь за счет увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью.
Также необходимо запускать совместные долгосрочные проекты, продолжил Мишустин.
— Это придаст нашим внешнеэкономическим связям дополнительную устойчивость. Значительная роль здесь отводится бизнес-решениям, — уточнил он.
Направлений для развития взаимодействия немало. Россия и Бразилия обладают всеми возможностями, чтобы добиваться конкретных результатов в химической промышленности, энергетике, нефтегазовой отрасли, атомной энергии, исследованиях космоса и во многих других сферах, продолжил премьер.
Михаил Мишустин пригласил представителей бизнеса из Бразилии принять участие в предстоящем ПМЭФ и в других отраслевых мероприятиях. Завершив эту часть, он отправился на встречу с президентом Лулой.