Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Посол США в Польше разорвал контакты со спикером сейма Чажастым
Мир
В Финляндии заявили об опасном пути отношений с Россией
Мир
Убийцы сына экс-главы Ливии Каддафи выстрелили в него 18 раз
Мир
МИД ОАЭ заявил о прогрессе на переговорах по Украине в Абу-Даби
Мир
Замглавы МИД РФ Любинский рассказал о перспективах диалога с ЕС
Мир
США будут обсуждать с РФ перспективы заключения соглашения на смену ДСНВ
Мир
Глава МИД Финляндии заявила о намерении дальше поддерживать Украину
Мир
Россия и Бразилия активизируют бизнес‑сотрудничество в ключевых секторах
Общество
Сервис платежей FreeKassa закрылся после расследования «Известий»
Мир
Критиковавший Россию глава парламента Армении отказался от своих слов
Мир
Сокращения рабочих мест в США в январе достигли максимума за 17 лет
Мир
Россия и Бразилия призвали к реформе Совбеза ООН
Общество
В Госдуме предложили обязать застройщиков учитывать инфляцию при расчете компенсаций
Спорт
ХК «Авангард» вышел в плей-офф КХЛ
Экономика
Из теневой занятости вывели почти миллион россиян
Мир
Мишустин пригласил к участию в ПМЭФ в 2026 году представителей Бразилии
Экономика
В новостройках собрались улучшать качество сотовой связи
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Двадцать градусов мороза в Донбассе — это редкость. Холод влияет на ход боевых действий — в небе становится заметно меньше дронов. Но бои продолжаются, и значительную часть задач по уничтожению противника берет на себя артиллерия. Для того чтобы орудия не умолкали, в ход идет специальная оружейная смазка, бойцы надевают толстые рукавицы и бушлаты. Корреспонденты «Известий» побывали на позициях артиллеристов группировки войск Центр на красноармейском направлении и увидели, как они дают огоньку противнику в холодную погоду.

Дорога «по серому»

В предрассветной темноте прогревают двигатели два модернизированных под боевые условия микроавтобуса УАЗ. У машин по последней «моде» срезана задняя части крыши, нет дверей — микроавтобусы превращены умельцами в грузовики с местами для стрелков. На улице –20 градусов и влажно. Со степным ветром по ощущениям все –30, а в дороге к ним добавится набегающий поток воздуха.

артиллерия
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

Скоро выезд на передовые позиции. У машин с погруженным БК собираются артиллеристы. Они выглядят немного неуклюжими из-за толстых зимних костюмов, массивных перчаток и рукавиц.

Бойцы только вышли из теплого помещения и подбадривают друг друга классическими шутками про то, что «сибиряки не мерзнут, а тепло одеваются». И вспоминают, какие рекордные значения показывали термометры в разных областях России, где им довелось пожить.

От холода резинки очков на шлеме почти сразу становятся твердыми и их тяжело опустить на глаза. А впереди больше часа дороги в тот важный период времени, за которым закрепилось название «по серому». Это момент наступления предрассветных сумерек, когда человеческий глаз уже не нуждается во включенных фарах для езды и видит лучше, чем камеры на ударных БПЛА.

репортаж
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

Это самый выгодный момент для выезда на передовую, если есть возможность выбирать.

Спасли металлические сети

На огневой позиции первым делом из машин выгружают снаряды и прячут их в специальные защитные погреба. К моменту нашего приезда уже рассвело и стоит абсолютно ясная морозная погода. Беспилотники не летают, говорят, от морозов, поэтому вокруг непривычно тихо.

Зато в небе четко видно большое количество инверсионных следов реактивных самолетов «взрослой», как ее теперь называют, авиации. Судя по росчеркам в небе, количество корректируемых авиабомб, которые ушли на позиции врага, сопоставимо с пиковыми моментами битвы за Авдеевку.

репортаж
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

И не только наши войска ведут охоту. Противник в ответ опасно огрызается.

Старший наводчик Данил Аптыков показывает нам защитные экраны из транспортерной ленты и металлические сети, которые прикрывают 130-мм пушку М-46 сверху. На них видны повреждения, но само орудие цело.

— Враг пытался повредить нашу пушку, но защита свою роль сыграла. Орудие осталось боеготовым, вы увидите это через пару минут, — объясняет Данил.

Без метеозависимости

— Мы относимся к неметеозависимой артиллерии, поэтому работаем в любую погоду как под корректировку с воздуха, так и просто по имеющимся координатам. Техника с холодом справляется. Мы тоже привычные к такой погоде. Шевелимся, работы хватает, вот и не мерзнем, — говорит командир орудия сержант Иван Серов, который встречает нас под маскировочной сетью окопанной пушки М-46.

репортаж
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

Его орудие — одно из тех, которые выполняют и задачи по контрбатарейной борьбе. Иван рассказывает, что артиллерия противника испытывает снарядный голод и ведет огонь редко. Но она все-таки находится на позициях и ее поиск с воздуха идет постоянно. При обнаружении в ход идут М-46 — одни из самых дальнобойных среди стоящих на вооружении орудий в нашей армии.

Иван — из Алтайского края, в армии служит с 2019 года. Ушел на службу сразу после окончания учебы. На СВО с первых дней, прошел все те направления, где действовала группировка «Центр». Имеет пять государственных наград.

— Медаль «За отвагу» получил, когда, оставшись вдвоем с товарищем при орудии, под обстрелом мы вели ответный огонь, поддерживая пехоту. Он с самого начала со мной служит — это наш наводчик орудия. Мы с ним новых людей обучаем, свой опыт передаем. Коллектив у нас дружный, в беде не бросаем, — вспоминает Иван один из эпизодов, за которые был награжден.

Данил Аптыков, о котором только что рассказывал командир орудия, выглядит очень молодо. Это сразу бросается в глаза, когда он сдвигает вниз маску.

Он родом из Челябинской области, ему 25 лет, но он уже опытный артиллерист — служит с 19 лет, подписав контракт после срочной службы.

— Работаем и ночью, и днем, — говорит Данил. — Для стрельбы в темноте есть разные подсветки. Также во время СВО для ночной стрельбы начали делать разные приспособления — все используем. В холодную погоду работаем как обычно, только одеваемся теплее и технику обслуживаем от обледенения и прогреваем.

репортаж
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

Орудие открывает огонь. Мы видим, как несколько снарядов уходят по направлению к очередной плановой цели — по укреплениям врага.

После стрельбы ствол орудия опускается и один из бойцов сразу подбегает к затвору с аэрозольной смазкой и тщательно обрабатывает его, чтобы предотвратить замерзание механизма.

На металле остается легкий блеск и небольшие капельки влаги, такие же как были перед открытием огня. Пора на время оставить огневую, чтобы не попасть под ответный удар. Смазка позволит возобновить стрельбу без дополнительной подготовки.

Читайте также
Прямой эфир