- Статьи
- Общество
- Семейные обузы: экс-кандидата в мэры Москвы подозревают в убийстве беременной невестки
Семейные обузы: экс-кандидата в мэры Москвы подозревают в убийстве беременной невестки
Александр и Наталья Донцовы — сын и мать, которых Интерпол разыскивает по подозрению в убийстве беременной женщины в Германии, — живут и работают в Москве, выяснили «Известия». По версии немецких следователей, в 2024 году Наталья Донцова в ходе ссоры зарезала свою невестку, гражданку Казахстана Айгуль Сайлыбаеву, и спешно покинула страну. А ее сын, муж жертвы, якобы избавился от тела и других улик. Позже и Александр покинул Германию с малолетней дочерью. Корреспонденты «Известий» посетили московскую квартиру, где сейчас проживают Донцовы, и поговорили с Александром, который отверг все обвинения. Между тем, проверку по этим фактам начал и Следственный комитет РФ. Наталья Донцова известна тем, что в 2018 году была одним из кандидатов на выборах мэра Москвы. Подробности дела — в нашем материале.
Тело в чемодане
Родители экс-судьи из Казахстана Айгуль Сайлыбаевой, чье тело нашли в 2024 году в Германии, в последний раз разговаривали с ней 3 июня 2024 года. Потом женщина перестала выходить на связь.
— Я позвонил ее мужу, тот не отвечает. Я отправил ему СМС: «Где Айгуль? Ты почему не отвечаешь?». Он написал: «Я на занятиях, у нас всё нормально», — рассказал «Известиям» отец убитой Буркут Сайлыбаев.
Айгуль Сайлыбаева переехала в Германию в 2019 году — вместе с мужем Александром Донцовым и маленькой дочерью Жаклин. Как следует из материалов дела, она неоднократно жаловалась в сообщениях подругам на конфликты с мужем и свекровью Натальей Донцовой. Она считала, что мать мужа «видела в ней соперницу и вмешивалась в их отношения».
«После того, как утром 4 июня 2024 года [Айгуль Сайлыбаева] отвела дочь в детский сад, между потерпевшей и обвиняемой произошла ссора. В порыве ярости обвиняемая решила убить потерпевшую», — сказано в ордере на арест Натальи Донцовой (есть у «Известий»). Документ был выдан 8 июля 2024 года участковым судом немецкого города Дармштадт.
На момент гибели Айгуль Сайлыбаева была на шестом месяце беременности. В материалах дела указано, что свекровь дважды ударила ее тяжелым предметом по голове, а затем нанесла «несколько целенаправленных ударов ножом в шею» — женщина скончалась на месте. Донцова в тот же день рассказала сыну о случившемся и вылетела в Россию. На кадрах из аэропорта видно, что у подозреваемой перевязана рука.
— Наталья с 4 на 5 июня сразу покинула Германию, в пять утра уже улетела в Москву через Стамбул. Александр Донцов, по материалам дела, вызвал ей такси в аэропорт, — рассказала «Известиям» мать убитой Шолпан Баткалова.
Супруг Айгуль Сайлыбаевой — Александр Донцов — не стал обращаться в полицию, заявление о пропаже подал ее брат через консульство. Позже он прилетел в Германию и начал самостоятельные поиски сестры вместе с волонтерами. По словам очевидцев, Александр Донцов в поисках участия не принимал.
Труп женщины обнаружили в озере на окраине города Бенсхайм — в пакете в чемодане.
«Чтобы скрыть следы преступления, совершенного матерью, Александр Донцов 16 июня привез труп к озеру Эрлахе. Тело обнаружили несколько часов спустя. Предварительные результаты аутопсии (посмертного вскрытия. — Ред.) свидетельствуют о том, что потерпевшая скончалась от тупой травмы головы и ранений в области шеи», — говорится в документах следствия.
Кроме того, погибшую облили кислотой или химическим составом — у женщины «не было лица, шеи и волос», утверждает мать убитой. Во время обыска в доме, где Айгуль Сайлыбаева жила с мужем, полицейские обнаружили следы крови. Экспертиза показала, что они принадлежали погибшей и подозреваемой.
«Известия» нашли подозреваемых в Москве
Спустя несколько месяцев после гибели жены Александр Донцов увез маленькую дочь в Россию, оформив ей гражданство в ускоренном порядке. Немецкие следователи объявили Донцовых в розыск через Интерпол, а в Казахстане и мать, и сын Донцовы — фигуранты уголовного дела об истязании.
«Донцова Н.Н. подозревается в том, что в период с 18 ноября 2020 года по 19 января 2024 года по предварительному сговору со своим сыном Донцовым А.А. причиняла психические и физические страдания своей снохе — Сайлыбаевой А.Б., которая находилась от них в материальной и иной зависимости. 4 июня 2024 года в Германии было совершено убийство Сайлыбаевой А.Б.», — указано в постановлении от декабря 2025 года (есть в распоряжении редакции).
Как выяснили «Известия», сейчас Александр и Наталья Донцовы живут и работают в Москве. Когда корреспонденты издания пришли к ним в квартиру, мужчина полностью отрицал причастность к преступлению.
— Очень много лгали, очень много дезинформации показывали, не поддавайтесь, люди, на эти бандитские методы, — сказал он.
Следственный комитет РФ начал проверку 1 февраля 2026 года — после сюжета РЕН ТВ о том, что причастные к убийству Айгуль Сайлыбаевой могут находиться в Москве.
«Родители погибшей обратились к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину. Председатель СК поручил руководителю ГСУ СК России по городу Москве Беляеву Д. В. доложить о ходе процессуальной проверки», — сообщили в Telegram-канале ведомства.
По данным источника «Известий», на следующий день мать и сына вызвали в Следственный комитет, но Наталья Донцова отказалась от дачи показаний, сославшись на 51 статью Конституции РФ «О праве не свидетельствовать против себя».
Что может грозить фигурантам
Если следствие докажет, что Наталья и Александр Донцовы причастны к совершению убийства по предварительному сговору, им может грозить наказание вплоть до пожизненного срока, считает партнер московской коллегии адвокатов «Вектор Прайм» Альберт Халеян.
— Когда один фигурант лишает жизни человека, а второй этому содействует (например, помогает в сокрытии следов), это квалифицируется как убийство группой лиц по предварительному сговору, — пояснил он. — Это убийство при отягчающих обстоятельствах. Минимальный порог по этой статье — восемь лет. Но при такой совокупности отягчающих обстоятельств — особая жестокость, групповой сговор, беременность потерпевшей — высока вероятность назначения пожизненного.
При этом, исходя из судебной практики, наказание для пособников обычно мягче, отметила адвокат по уголовным делам, управляющий партнер коллегии адвокатов «Бизнес Лигал Групп» Вероника Полякова.
Расследование преступлений, совершенных на территории одной страны, когда подозреваемые находятся в другой, — одна из самых сложных задач для правоохранительных органов, сказал Альберт Халеян.
— Эффективность зависит от международного сотрудничества, которое в текущих геополитических условиях серьезно затруднено, — отметил адвокат. — Расследование ведет государство, на территории которого совершено преступление, то есть, Германия. Немецкие следователи собирают доказательства, устанавливают круг подозреваемых и выдвигают версии. Как только становится ясно, что подозреваемые скрылись в другой стране, в этом случае — в России, дело приобретает международный характер.
Германия может запросить выдачу граждан, подозреваемых в убийстве, чтобы судить их, полагает адвокат, партнер юридического бюро Legal Advisor Олег Ким. Однако если подозреваемые — граждане РФ или находятся в России, Следственный комитет вправе возбудить свое дело, добавила Вероника Полякова.
— В итоге возможно параллельное расследование. Конкретные сроки всегда индивидуальны и в подобных делах могут быть продолжительными, — отметила она.
По запросу немецкой стороны, добавила адвокат, российские следователи могут допросить свидетелей, провести обыски или истребовать документы, а РФ — запросить у Германии результаты судмедэкспертизы и записи камер наблюдения.