Ягодки — опять: Wildberries намерена выйти в дальнее зарубежье
Wildberries проявляет интерес к рынкам стран Юго-Восточной Азии — в частности, Шри-Ланки, Таиланда и Индии, — а также к Эфиопии, узнали «Известия». В последней стране готовится пилотный запуск, а с индийскими компаниями ведутся переговоры о сотрудничестве, подтвердили в РВБ. Интерес к этим рынкам объясняется их динамичным ростом. Однако эксперты отмечают, что онлайн-ритейлер может столкнуться с определенными трудностями при выходе на новые территории. В том, сможет ли стать Wildberries «российским Amazon» и почему компания выбрала именно азиатские и африканские рынки, разбирались «Известия».
На какие рынки хочет выйти Wildberries
Объединенная компания Wildberries & Russ (РВБ) рассматривает возможность выхода на новые международные рынки, рассказали «Известиям» два источника, близкие к ней, а также инвестбанкир, который знает об этом от ее топ-менеджеров. Маркетплейс проявляет интерес к странам Юго-Восточной Азии, в частности Шри-Ланке, Таиланду и Индии, а также Африки (Эфиопия), уточнил источник, близкий к компании. По его словам, с африканской страной «уже есть определенные договоренности». Другой собеседник редакции утверждает, что онлайн-ритейлер «смотрит широко» и на другие мировые рынки.
Команда готовится к пилотному запуску в Эфиопии, по результатам которого будет принято решение о дальнейшем развитии, подтвердил «Известиям» представитель РВБ. В то же время компания не исключает возможность развития взаимной торговли со странами Азии, в частности с Индией, уточнил он. По его словам, уже ведутся переговоры с индийскими партнерами, а на сайте маркетплейса запущен раздел «Сделано в Индии». При этом о планах выхода на другие регионы и страны говорить пока преждевременно, подчеркнул представитель онлайн-ритейлера.
РВБ создана в 2024 году как совместное предприятие Wildberries (65%) и группы Russ (35%), объединяющая маркетплейс, рекламные технологии и логистику в единую цифровую экосистему. Организация управляет торговыми, логистическими и рекламными сервисами, а также развивает направления факторинга и IT-платформ для продавцов. В 2024-м ее оборот в сегменте e-commerce превысил 4 трлн рублей, что более чем в 1,5 раза выше показателя годом ранее. Чистая прибыль за тот же период выросла в 3,5 раза, до 104 млрд рублей, сообщала в марте 2025 года РВБ. Основатель платформы — Татьяна Ким, которая по итогам прошлого года заняла первое место в рейтинге богатейших женщин России Forbes с состоянием $7,1 млрд.
До марта 2022 года онлайн-ритейлер был представлен в 18 странах, среди которых США, Великобритания, Германия, Франция и прочие. Впоследствии онлайн-ритейлер прекратил работу в недружественных государствах. Сейчас компания работает в России, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане, а также в Китае и ОАЭ (из этих двух стран осуществляется импорт товаров).
Чем интересны глобальные рынки
Стремление Wildberries выйти на мировой рынок связано с возможностью формирования глобальных торговых цепочек, создания сбалансированного оборота между странами и усиления экспортного потенциала российских производителей, отметил представитель компании. По его словам, страны Африки могут стать для маркетплейса еще одним перспективным рынком сбыта товаров, охватывающим около 1,5 млрд человек. Там существует «огромный потенциал»: высокий спрос на широкий спектр товаров при ограниченном предложении в сегменте онлайн-торговли, пояснил он. Организация намерена стать для африканского рынка «ключевым технологическим партнером», привнося цифровую экспертизу в инфраструктуре, логистике, рекламе и клиентском сервисе, добавил представитель компании. Международное развитие, по его словам, позволит стимулировать рост экспортного потенциала российских продавцов.
Подстегнуть международную экспансию компании может замедление темпов увеличения отечественного рынка e-commerce, полагает доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Прикладова. В январе – ноябре 2025-го объем российского рынка составил 10 трлн рублей, что на 30% больше показателя аналогичного периода годом ранее, рассказал «Известиям» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. В 2024-м рост за тот же период составил 40%. При этом замедление темпов увеличения обусловлено бурным развитием e-commerce в предыдущие годы, считает он. Теперь, по его словам, его сменил этап органического роста, характерного для зрелого рынка.
Интерес к азиатским и африканским странам обусловлен дружественным отношением этих государств к России, отметила Анастасия Прикладова. По ее мнению, это может положительно сказаться на лояльности населения к маркетплейсу. Основные критерии, которыми компания руководствуется при оценке конкретного рынка, — уровень конкуренции, численность населения, развитие инфраструктуры и цифровизации, перечислила эксперт. При этом ни одна из этих стран не обладает абсолютным преимуществом, добавила она.
Например, глобальные игроки практически не присутствуют в Эфиопии и Шри-Ланке, однако там уровень цифровизации остается низким, отметила эксперт. Напротив, Индия и Таиланд обладают высоким потенциалом роста благодаря развитой инфраструктуре и численности населения, но при этом конкуренция в этих странах выше: Amazon работает в Индии, Alibaba — в Таиланде, обратила внимание она.
По итогам 2025 года объем рынка e-commerce в Африке превысил $40 млрд, а к 2029-му он вырастет до $56 млрд (увеличение на 40% за четыре года), следует из данных аналитической компании Statista. В странах Юго-Восточной Азии этот показатель составляет $180–200 млрд, к 2030-му он может удвоиться до $400 млрд, прогнозирует консалтинговая фирма IMARC.
Wildberries в обозримой перспективе вряд ли сможет стать «российским Amazon» на глобальном рынке, полагает управляющий партнер «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. Доходы американского маркетплейса примерно в 50 раз выше, чем у российского конкурента, отметила Анастасия Прикладова. При этом высокодоходные рынки Северной Америки и Европы фактически закрыты для отечественной компании, уточнила она.
Сдерживать глобальную экспансию российского маркетплейса может отсутствие обширной по миру сети поставщиков и логистических маршрутов, а также ограничения в возможностях оплаты из-за санкций против российских банков, добавила Екатерина Косарева. Дополнительным осложнением может быть и политическая нестабильность в развивающихся странах, а также только создаваемая в этих странах работа по защите данных.