Строительные заботы: Россия готова помочь с восстановлением Сирии
РФ поддерживает территориальную целостность САР, а российский стройкомплекс готов помочь с восстановлением страны. Об этом Владимир Путин заявил 28 января на встрече с сирийским лидером Ахмедом аш-Шараа, который находится с визитом в Москве. Интеграцию Заевфратья на северо-востоке страны российский лидер назвал важнейшим шагом в этом направлении. Сирийский президент отметил роль России в стабилизации ситуации не только в республике, но и на всём Ближнем Востоке. Политики констатировали немалые успехи в двусторонних отношениях: товарооборот вырос более чем на 4%. На повестке дня остается вопрос о российских военных базах.
Зачем глава Сирии снова приехал в Россию
Президент Сирии Ахмед аш-Шараа 28 января прилетел с официальным визитом Москву — это второй его приезд в российскую столицу с тех пор, как он возглавил руководство республикой в декабре 2024-го. Причем, по меркам встреч мировых лидеров, визит состоялся совсем недавно, чуть больше трех месяцев назад. И Владимир Путин, и Ахмед аш-Шараа отметили большую проделанную работу: глава Сирии даже подсчитал, что всего за год было 13 взаимных визитов межведомственных делегаций обеих стран.
— С нашей предыдущей встречи время не прошло даром, многое сделано с точки зрения восстановления наших межгосударственных отношений. Удалось сдвинуть с мертвой точки и уровень взаимодействия в экономической сфере. Четыре с лишним процента рост. Это, может быть, не так амбициозно, как бы нам хотелось, но всё-таки движение заметное, и нужно обязательно сохранить эту замечательную тенденцию, — подтвердил президент России.
Теперь стороны активно займутся сотрудничеством в спорте, медицине, строительстве, добавил Владимир Путин. В целом в новых реалиях отношения между двумя странами развиваются, заметил он и особенно выделил роль президента республики. Оба лидера также подтвердили глубокие и тесные исторические отношения. К примеру, еще в 1944 году — пока шла Вторая мировая война — Советский Союз и Сирия подписали соглашение об установлении дипломатических отношений. И за все годы на межгосударственном уровне не было никаких мрачных страниц, уточнил Владимир Путин.
— Сегодня я по дороге из аэропорта видел очень много снега, и вспомнил, что исторически было много военных операций, пытались достигнуть Москвы, но стойкость народа и погода даже помогали отразить эти нападки. И мы желаем вам, конечно, всего наилучшего, — сказал аш-Шараа.
Владимир Путин также коснулся восстановления территориальной целостности Сирии. Напомним, что 18 января аш-Шараа одобрил новое соглашение, предусматривающее прекращение огня между правительственными силами и курдскими формированиями, действующими в Заевфратье. Согласно ему, в частности, провинции Дейр-эз-Зор и Ракка переходят под полный контроль новых властей республики.
— Хочу вас поздравить с тем, что этот процесс набирает обороты. Мы всегда выступали за восстановление территориальной целостности Сирии, вы знаете об этом, и мы поддерживаем в этом направлении все ваши усилия. Надеюсь, что интеграция Заевфратья — это, безусловно, важнейший шаг в этом направлении, и он будет способствовать восстановлению территориальной целостности Сирии в целом, — сказал президент РФ.
Сирийский лидер подтвердил, что его страна за прошлый год прошла очень большой путь. Республика преодолела этап санкций, и объединение территории Сирии — это сейчас один из главных вызовов. Ахмед аш-Шараа отметил значимость роли РФ в стабилизации ситуации не только в республике, но и на всём Ближнем Востоке в целом. Российский строительный сектор готов помочь в восстановлении Сирии, подчеркнул Владимир Путин.
Российско-сирийские отношения при новой власти в республике
Нынешний визит президента Сирии в Россию проходит на фоне попыток Дамаска переформатировать отношения с Москвой и выстроить более прагматичную модель взаимодействия. Власти Арабской Республики дают понять, что не рассматривают сотрудничество с РФ в логике блоковой политики и не заинтересованы в конфронтации. О таком подходе ранее заявлял министр иностранных дел переходного правительства Асаад аш-Шибани.
После октябрьского визита Ахмеда аш-Шараа в Москву между странами фактически были определены рамки нового формата взаимодействия, тогда президент России расставил ключевые акценты по широкому спектру вопросов, включая гуманитарную повестку, перспективы военно-технического сотрудничества, политические контакты и региональную ситуацию, пояснил «Известиям» научный сотрудник Центра исследования общих проблем современного Востока ИВ РАН Владимир Ахмедов.
Одним из ключевых элементов диалога остается военное присутствие России в Сирии. Москве принадлежат пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ в Тартусе и авиабаза Хмеймим в Латакии, которые имеют особый статус и ранее использовались в том числе для гуманитарных поставок. В Кремле подтверждали, что вопрос функционирования российских объектов обсуждается на высшем уровне и остается в повестке двусторонних контактов наряду с общей ситуацией в регионе.
На этом фоне в последние месяцы активизировалась и практическая военная координация. По информации источника «Известий», сотрудничество по линии оборонных ведомств сохраняется. В середине ноября в Дамаск прибыла крупная российская делегация, а переговоры между руководством министерств обороны двух стран были посвящены укреплению взаимодействия и механизмам координации. Сирийская сторона также проявляет интерес к возобновлению патрулирования в ряде районов российской военной полицией, рассчитывая тем самым снизить напряженность на южных рубежах страны.
— На переговорах ранее сирийцы просили усилить охрану южных и центральных районов, вернуть туда российские комплексы С-300 и С-400, которые были демонтированы в 2016 году, потому что небо страны остается открытым без эффективной ПВО, — добавил Владимир Ахмедов.
В СМИ пишут, что Дамаск продолжает поднимать вопрос судьбы экс-президента Башара Асада, который находится в России. Согласно агентству Reuters, сирийские власти якобы запрашивали у России выдачи бывшего лидера страны. При этом сирийское руководство старается не обострять диалог с Москвой по этой теме. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в ответ на вопрос журналистов о возможности экстрадиции Асада заявил, что в Кремле не комментируют эту тему.
Еще одной важной задачей стороны называют ревизию двусторонних соглашений. За предыдущие годы было подписано значительное количество контрактов и меморандумов, многие из которых заключались в иных политических и экономических условиях. Москва и Дамаск договорились провести инвентаризацию всей договорно-правовой базы и перевести этот процесс в регулярный формат, увязывая его с интересами сирийского государства и перспективами долгосрочного сотрудничества.