Одна из главных памятных дат Великой Отечественной войны — 27 января, день полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от его блокады немецко-фашистскими войсками.
11 января 1944 года на заседании Военного совета Ленинградского фронта командующий Леонид Говоров доложил о полной готовности войск к предстоящей операции по освобождению города и назвал дату ее начала. Это 14 января для 2-й ударной армии при поддержке артиллерии Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) и 15 января для 42-й армии. И уже 14 января 30-й гвардейский стрелковый корпус генерала Николая Симоняка успешно прорвал оборону противника под Пулково и освободил Красное Село.
21 января была уничтожена Петергофско-стрельнинская группировка противника, освобождены поселок и крупный железнодорожный узел Мга в Ленинградской области.
И в тот же день командующий фронтом Леонид Говоров и член Военного совета Ленинградского фронта Андрей Жданов обратились к Иосифу Сталину с просьбой: «В связи с полным освобождением Ленинграда от вражеской блокады и от артиллерийских обстрелов противника просим разрешить…. произвести в Ленинграде 27 января салют в 20:00 часов 24 артиллерийскими залпами».
В соответствии с приказом начальника гарнизона города генерал-лейтенанта Григория Степанова, для салюта было выделено 324 артиллерийских орудия, которые были сосредоточены на Марсовом поле вдоль здания Ленэнерго (75 орудий), на берегу Невы под стенами Петропавловской крепости, на Стрелке Васильевского острова (74), на площади Революции (сейчас Троицкая площадь — 75 орудий) и на Петровской набережной (100 орудий — корабли КБФ).
Вечером 27 января в 19:45 по ленинградскому радио был передан текст приказа войскам Ленинградского фронта с сообщением о полном освобождении города от вражеской блокады.
Предварительным сигналом для начала салюта был вертикальный луч прожектора с крейсера «Киров» за две минуты до открытия огня, исполнительный сигнал передавался по радио.
Салют начался в 20:00, прозвучали 24 залпа артиллерийских орудий с интервалом в 30 секунд, они сопровождались фейерверком и подсветкой зенитными прожекторами. Ленинградский радиокомитет вел звукозапись салюта. Этот салют пронесся над страной как весть о величайшей победе — вся страна ликовала вместе с ленинградцами.
Десятки тысяч ленинградцев вышли на улицы города. Было разрешено хождение по городу до часа ночи.
Салют 27 января 1944 года стал символом победы над врагом и избавления от ужасов блокады. В дневнике блокадника Николая Горшкова 27 января записано: «Конец блокаде, конец бесчеловечным артобстрелам. Смерть немецким захватчикам». Под впечатлением от этого салюта Анна Ахматова написала стихотворение «27 января 1944 г.»:
«И в ночи январской, беззвездной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе».
К концу блокады численность населения Ленинграда составляла около 550 тыс. человек, то есть шестую часть от довоенного уровня. Более миллиона ленинградцев погибли, почти 1,7 млн горожан были эвакуированы. В городе остались в основном только те, кто мог непосредственно участвовать в его обороне. На восток эвакуировали около 70% станков и оборудования с рабочими и инженерно-техническими работниками, сохранив таким образом военно-промышленный потенциал.
29 января 1944 года в Ленинграде были отменены ограничения пешеходного, трамвайного и автомобильного движения по городу, а также предупредительные меры в отношении работы отдельных предприятий, установленные в связи с вражескими обстрелами. Однако сохранились правила противовоздушной обороны, включая светомаскировку, оставались в силе и требования по поддержанию бомбоубежищ и газоубежищ.
8 февраля 1944 года в Ленинград из Москвы поездом прибыла группа корреспондентов из союзных стран — 22 человека. Их сопровождали сотрудники Наркомата иностранных дел. Журналистам из Англии и США показали места боев, немецкие укрепления под Ленинградом, а также продемонстрировали разрушения города и его пригородов.
Корреспондентов познакомили с достопримечательностями города, показали план восстановления и реконструкции, организовали приемы у редактора газеты «Ленинградская правда» и с председателем Ленгорсовета Петром Попковым. За четыре дня пребывания корреспонденты отправили в редакции своих газет 257 сообщений.
Корреспондент журнала Time Ричард Лоутербахе писал: «Вчера и сегодня я видел Петергоф, Гатчину, Красное Село, Пушкин. Никто из тех, кто видел это ужасное дело рук Гитлера, не будет чувствовать жалости к Берлину или Гамбургу. Всюду, отступая, немцы оставляют грязные следы нацистской культуры, руины, разрушение, запустение. Я видел целые деревни, уничтоженные нацистами, немыслимые железобетонные сооружения, которые немцы никогда не думали покинуть, тысячи трофейных орудий, танков, мортир, самоходных пушек, которые били в сердце Ленинграда. Если Сталинград был сокрушительным ударом по гитлеровской хвастливой армии, то освобождение Ленинграда в прошлом месяце явилось величайшим «блицем» по нацистской линии укреплений. Теперь ни один фриц не будет чувствовать себя безопасно в любой траншее или дзоте….»
На основании постановления Военного совета Ленфронта от 26 января 1944 года началась разборка баррикад, возведенных для защиты города. К 20 февраля 1944 года Объединенная студия кинохроники провела их съемку, а к середине марта большую часть баррикад разобрали, сохранив на память о героической обороне города только пять из них — недалеко от недавней линии фронта в Кировском, Ленинском, Московском и Володарском районах.
С 1 марта 1944 года в городе была введена свободная продажа по повышенным ценам водки, водочных изделий, виноградных вин и пива в предприятиях общественного питания, а также буфетах при кино, театрах, домах культуры и вокзалах.
29 марта 1944 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 г.», которое включало также 27 детальных приложений. В постановлении ГКО была поставлена задача возрождение Ленинграда как центра военной промышленности и крупнейшего столичного города в том виде, в котором он был до войны. Учитывая уроки блокады, было принято решение о создании вокруг Ленинграда огородно-овощной зоны с целью обеспечения потребностей города.
Постановление ГКО запрещало стихийную реэвакуацию, возвращение в Ленинград. «Запретить наркоматам и ведомствам вносить предложения в ГКО по восстановлению и развитию отдельных предприятий Ленинграда и о реэвакуации учебных заведений, проектных и других организаций без предварительного согласования их с Госпланом и Ленинградским городским комитетом ВКП(б)», — говорилось в пункте 78 постановления.
Битва за Ленинград завершилась в августе 1944 года, когда безопасность города с северного (финского) направления была полностью обеспечена.
Автор — доктор исторических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора