Леденящий кровь релакс: как обеспечивают безопасность во время айс-флоатинга
После трагедии в Мурманской области, когда туристку из Белоруссии унесло течением во время айс-флоатинга, власти региона задумались над повышением безопасности этого сравнительно нового вида развлечений. В компаниях, которые организуют такие заплывы, рассказывают, что после ЧП к ним начали проходить с проверками из МЧС России. Но каких-либо правил, регулирующих айс-флоатинг, на данный момент просто нет. При этом публикации в СМИ вызвали дополнительный интерес россиян к этому развлечению на воде. О том, как сейчас обеспечивается безопасность во время айс-флоатинга, какой контроль необходим и в чем особенности этого вида отдыха — в материале «Известий»
Можно поспать, но может унести течением
Только за несколько январских дней в СМИ вышли публикации и про айс-флоатинг в Москве, и про шуточный айс-флоатинг с утками в Подмосковье, и новость о том, что он «добрался до Сочи».
География развлечения довольно широка: Приморье, Байкал, Карелия, Алтай, Ленинградская, Кировская, Архангельская области, Москва. Но наиболее популярен он в Мурманской области. По словам экспертов, такую услугу заказывает практически каждый пятый турист. Причем большим спросом айс-флоатинг пользуется у иностранцев.
Айс-флоатинг — это плавание в ледяной воде с специальных гидрокостюмах. По словам организаторов, это скорее релакс, а не экстрим: люди приходят за чувством невесомости и перезагрузкой. Костюм защищает от температур до –30 °C. Ограничения: состояние здоровья и рост менее 140 см. Снаряжение из-за его ярко-оранжевого цвета ласково называют костюмом креветки. Второе название самого развлечения — «тюленинг».
— Представьте себе, что вы на улице с отрицательной температурой, заходите в ледяную воду, но при этом защищены от холода и влаги. Сначала немного страшно и удивительно, а потом вы просто парите, даже поспать можно, лежа на воде. Я могу описать эти эмоции, но испытать их за вас я не смогу, — рассказывает организатор столичного айс-флоатинга.
Тюленинг без правил
Но действительно активные обсуждения в СМИ айс-флоатинг вызвал после двух ЧП в Мурманской области, одно из которых закончилось трагедией. 1 января во время группового айс-флоатинга туристку из Белоруссии унесло течением реки Тулома. Ее так и не нашли. Было возбуждено уголовное дело по ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть человека»). Ранее, в конце декабря, течением унесло туристов из Китая и Индии, которые занимались айс-флоатингом в Кольском заливе. Им повезло — группу спасли местные жители, обкатывавшие новую лодку.
«Я хорошо понимаю, что люди ждут быстрых решений, но ситуация такова, что сегодня в России просто нет единых правил для организации айс-флоатинга», — комментировала ситуацию министр туризма и предпринимательств Мурманской области Марта Говор. В середине января прошла рабочая встреча, в которой приняли участие представители правительства, ГУ МЧС России по Мурманской области, отдела МВД России на транспорте, региональной Ассоциации туристических предприятий «Гольфстрим», Федерации серфинга Мурманской области, представители компаний, оказывающих услуги айс-флоатинга.
По словам министра, будет проводиться совместная работа над тем, «как это можно отрегулировать, как правильно облечь в форму, понятную и для туриста, и для предпринимателя». В первую очередь, отметила чиновник, это должно быть безопасно.
За жесткое регулирование этой услуги выступил и Российский союз туриндустрии. «Услуга есть, а регламента ее оказания нет. В отсутствие регламента и контроля она, как видим, оказывается далеко не безопасной», — говорил вице-президент РСТ, глава юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.
Как на пляжах
Генеральный директор туроператора «Визит Мурманск» Олег Теребенин, который открывал самый северный пляж в Мурманской области, рассказал, как по его мнению должна быть обеспечена безопасность туристов во время айс-флоатинга.
— В первую очередь, я считаю, нужно заключать договор водопользования. Он предусматривает производственный контроль, проведение исследований проб воды, мониторинг состояния берега и водоохранной зоны. Также необходимо арендовать участок земли для рекреационных целей, — пояснил он. — Ситуация должна быть как на пляжах, то есть должна соответствовать всем нормативам.
Эксперт подчеркивает, что перед началом сезона необходимо провести освидетельствование ГИМС МЧС России, обследовать и очистить дно от мусора, опасных и посторонних предметов. Также, по словам эксперта, нужно отследить всю обстановку в акватории, течения.
Во время сезона должна измеряться температура воды и воздуха. Как и на пляжах, необходимы видеоконтроль, вышка спасателей, стенд с информацией, в том числе о том, какие действия необходимо предпринять в случае ЧП. Спасатели, инструкторы должны проходить ежегодную переквалификацию, уметь оказывать первую медицинскую помощь.
Спасательные круги и концы Александрова
По словам Олега Теребенина, необходимо создать дорожную карту, выработать регламент, проконсультироваться со специалистами в Минприроды, МЧС, Роспотребнадзоре, контролирующими органами о том, какие требования должны быть выдвинуты для этой услуги.
— Запрещать нельзя. Возможно, стоит не в первый год вводить новые правила. Но, вероятно, нужно, чтобы персонал компаний прошел необходимое обучение, проверял костюмы, обеспечил наличие спасательных кругов и концов Александрова, — пояснил он.
Как сообщал ранее Следственный комитет РФ, к гибели туристки из Беларуси могло привести непригодное снаряжение. Когда у фигуранта уголовного дела изъяли специализированные гидротермокостюмы, выяснилось, что они не соответствуют требованиям безопасности, имеют истекший срок годности, а надлежащее ежегодное освидетельствование отсутствует.
У каждой точки — свой стандарт
Компании, которые занимаются айс-флоатингом рассказывают, что после ЧП к ним приходили с проверкой специалисты ГИМС МЧС России, изучали акваторию, документы.
— К нам уже приходили, всё смотрели, и мы, грубо говоря, согласованы. Проверяли документы (мы их высылали по электронной почте), акваторию, — рассказала «Известиям» замруководителя компании «Айс-флоатинг в Москве» Юлия Скрозникова. — Я общаюсь с коллегами из Мурманской области, они рассказывают, что у них также представители МЧС посещали точки, проверяли.
По ее словам, основным в ходе проверок было изучение течения, поскольку факт пропажи человека был связан именно с ним.
— Но нужно понимать, что это новый вид деятельности, по нему пока нет никакой «нормативки» и к чему он относится, тоже непонятно. Поэтому каждая точка выбирает свой стандарт работы, — добавила Юлия Скрозникова.
Например, в Москве всё происходит в огороженной акватории, своеобразном бассейне в открытой воде. «Мы заботимся о том, чтобы в акватории не было осколков льдин, которые могут повредить костюм. Если она чистая, то всё в порядке», — рассказала собеседница издания.
Дно не осматривается. Глубина здесь — примерно 3,5 м, до него купающиеся просто не достают. На 15 человек присутствует два инструктора. Один находится в воде, второй — на берегу.
— У нас все инструкторы имеют квалификацию инструктора-проводника по водному туризму. Также нам подходят инструкторы с корочками матроса-спасателя. Обязательно и у тех и у других должны быть пройдены курсы оказания первой медицинской помощи. Это базовый стандарт, — рассказывает Юлия Скрозникова. Все сеансы обязательно проводятся в светлое время суток.
В Мурманской области всё организовано немного иначе, но базовые принципы те же.
— Мы ждем, когда до нас дойдет очередь и нас посетят с проверкой. Мы считаем, что регулирование необходимо, потому что это тот вид туристической услуги, который подразумевает под собой соприкосновение со стихией. Речь идет о жизни и здоровье людей, контроль соответствующих органов, МЧС очень-очень важен и даже обязателен, — пояснила «Известиям» руководитель по маркетингу и продвижению туристической компании «А.Море», организующей айс-флоатинг в Териберке, Ольга Кажинская.
Она подтвердила, что сейчас компания самостоятельно принимает решение о том, какие требования безопасности предъявлять к своим инструкторам и гостям.
— Мы сталкиваемся с огромным количеством нюансов. К сожалению, очень многие представители компаний, которые занимаются айс-флоатингом, ни за качеством костюмов, ни за какими-то моментами, связанными с поведением на воде, не следят. У них нет спасательного оборудования, которое необходимо при чрезвычайной ситуации, — отметила она.
Станция находится в закрытой от ветра бухте в Баренцевом море, соответственно, течение там минимальное. Территория для айс-флоатинга не огорожена, один инструктор приходится максимум на четыре-пять человек, если людей больше, вызывается еще один.
— Когда идет подготовка к погружению, мы предупреждаем, что это открытая вода, могут возникнуть какие-либо неблагоприятные ситуации. Вместе с гостями в таком же костюме один или два инструктора находятся на протяжении всего времени плавания и при необходимости направляют, — рассказала Ольга Кажинская.
По ее словам, чем больше людей, тем тяжелее за ними следить. Кроме того, гидрокостюмы плотно прилегают к голове, из-за чего ухудшается слышимость.
При этом специальных костюмов для айс-флоатинга не существует. Сейчас используются те, которые разрабатывались для спасения на воде.
— Наш руководитель ездил на завод-изготовитель, для того чтобы познакомиться с технологией, усовершенствовать ее, сделать дополнительную проклейку, чтобы гостям было безопасно, комфортно и они не намокли, если повредят какой-то шов, — пояснила Ольга Кажинская.
Релакс или экстрим?
Организаторы из разных регионов подчеркивают, что с экстримом айс-флоатинг связан мало.
Например, в Москве, отмечает Юлия Скрозникова, основные клиенты — женщины 25–45 лет.
— Мужчины тоже есть, но, как правило, они приходят поддержать своих жен, подруг, а инициаторами становятся редко, — пояснила она. — Это больше интересно девушкам и рассматривается как wellness-активность, способ единения с природой. Например, в качестве аналога йоги, спа.
В компаниях рассказывают, что летом инструкторы проводят походы по Ладожскому озеру, по Баренцеву и Белому морям, по бурным рекам Карелии, Алтая. То есть работают в более суровых условиях. Так что, можно сказать, айс-флоатинг — зимний релакс и для инструкторов.
На Байкале айс-флоатинг описывают как «удивительное сочетание покоя и восторга» и подчеркивают, что в нем нет экстрима.
Сам по себе «флоатинг» — метод, направленный именно на расслабление. Он используется в спа, санаториях. Человек погружается в капсулу или бассейн со специальным солевым раствором, который позволяет почувствовать себя буквально в невесомости. Правда, при таких процедурах температура воды, как правило, соответствует температуре тела.
Однако айс-флоатинг всё же далек от просто флоатинга: ледяная вода, открытая вода, стихия. По словам организаторов, да и других экспертов, не стоит преувеличивать опасность, но и правила нужны.
Это не единственная услуга с повышенными рисками, для которой не предусмотрено никакой стандартизации или минимальных требований к безопасности, рассказал «Известиям» Георгий Мохов. По его мнению, это связано с тем, что нормативные документы не успевают за развивающимся рынком.
— Рубить сплеча в этом вопросе нельзя, но и оставить всё как есть я считаю неверным, поскольку произошло уже множество случаев с травмами и даже гибелью людей при оказании различных экстремальных услуг. Айс-флоатинг не единственный доступный экстрим, но он вышел на первые полосы в результате ряда происшествий, — заключил эксперт.