«Как только МОК вернет нас, FIBA отреагирует максимально быстро»
Международная федерация баскетбола (FIBA) тесно связана с МОК и в вопросе допуска наших спортсменов к своим соревнованиям будет ориентироваться именно на его решения. Такое мнение в интервью «Известиям» высказал президент Российской федерации баскетбола (РФБ) Андрей Кириленко. При этом он считает, что в плане снятия спортивных санкций «всё идет к положительному решению». Наш самый известный баскетболист также рассказал, будет ли смотреть трансляции зимней Олимпиады-2026, поддерживает ли продажу пива на стадионах, в какой стадии находится проект создания Центра сборных команд и правильно ли развивается карьера Егора Демина.
«Каждый для себя решает, наблюдать за Олимпиадой или нет»
— 11 декабря 2025 года Международный олимпийский комитет (МОК) снял все ограничения на участие молодых спортсменов из России и Белоруссии в международных соревнованиях. Какие ожидания у вас вызывает это решение?
— Пока я еще не видел ни одного командного вида спорта, в котором наши или белорусы выступали бы. Буду рад ошибиться. На самом деле видно, что есть определенная динамика. Из общения со своими коллегами из разных видов спорта я чувствую, что всё идет к положительному решению. Появляются отдельные кейсы с индивидуальными спортсменами, которые участвуют в Олимпиаде в том числе. Мы все ждем, когда произойдут окончательные подвижки.
Но здесь возникнет еще одна проблема, которая довольно глубже, чем просто допуск на соревнования. Давайте представим, что нас вернули. Прошлый чемпионат Европы прошел в четырех странах: Кипр, Финляндия, Польша, Латвия. В Риге была финальная часть. Нас бы просто не впустили в страну — были бы проблемы с визовой частью и логистикой. Это сейчас больше волнует, чем просто допуск к участию в турнирах.
Хотя, конечно же, это приоритет. Я всегда говорил, что без полноценного участия в соревнованиях ты не можешь расти в спорте. Ты должен играть с иностранными соперниками. Нам нужно быть в этом движении. Да, мы организовываем товарищеские матчи и турниры, но этого не хватает.
— То есть после решения МОК никаких новых разговоров с FIBA не было?
— В середине февраля состоится заседание МОК, на котором будет принято предварительное решение (о допуске российских спортсменов к международным стартам. — Ред). Заседание Центрального бюро FIBA пройдет в конце апреля, где уже будет принята резолюция. Мы не знаем, какое именно это будет решение, потому что FIBA очень серьезно завязана на МОК и полностью встроена в его иерархию. Как только будут любые послабления и разрешения вернуть нас обратно, уверен, что FIBA отреагирует максимально быстро.
— Ранее Евролига сообщала, что рассматривала возможность исключения израильских клубов. Решили все-таки оставить. У вас не было никакого диссонанса в голове после такого решения?
— Мир несправедлив. Не надо в нем искать справедливость. Я против исключения израильских команд. Они ни коим образом не относятся к политике, ребята просто играют в баскетбол. Это не политическая история. Я бы тоже хотел, чтобы наши команды, как и израильские, играли в Белграде. Но мы там не играем. Ничего страшного. Значит, мы будем соревноваться там в другой раз.
— 21 января было объявлено, что стриминговый сервис Okko приобрел эксклюзивные права на показ зимних Игр в Италии. Как вы считаете, стоит ли показывать Олимпиаду в России? И будете ли вы ее смотреть?
— Каждый для себя решает, наблюдать за Олимпиадой или нет. Мне за ней следить хочется. Мне интересно смотреть Олимпийские игры, где участвуют лучшие спортсмены. Да, наших спортсменов там минимум, но я всё равно буду следить и болеть за тех, кто есть, если даже они будут без флага и гимна. Что поделаешь? К сожалению, сейчас такие условия. Я хочу смотреть лучших спортсменов мира. Но настаивать не буду.
«Хотел бы, чтобы Демин достиг уровня Джордана или Брайанта»
— На днях я общался с Виталием Фридзоном о Егоре Демине. Он заявил, что Егор «способен стать стабильным игроком НБА, достичь величины Андрея Кириленко». Как вы это прокомментируете?
— Почему вы делаете акцент на мне? Может, он достигнет уровня Коби Брайанта. Это будет выше. Я бы хотел, чтобы он достиг уровня Майкла Джордана или Коби Брайанта.
— Вы все-таки в истории российского баскетбола главная величина…
— Хорошо. Мне бы хотелось, чтобы он был лучше и побил все возможные рекорды. Ведь это касается не только баскетбольной части его карьеры в Америке, а это также затрагивает интересы национальной команды. Если в нашей сборной будет крутой игрок великолепного уровня, то для всей команды это будет огромный плюс. В том числе и для меня, потому что мне бы хотелось, чтобы в нашей сборной были сильные баскетболисты.
— Как оцените его первый сезон?
— Великолепно! Его иначе не оценишь. Пока всё идет своим чередом. Всё правильно. Все решения, которые он принял до момента драфта — с участием в университетском баскетболе, с отъездом в 15 лет в систему испанского клуба, — это всё сработало. И я считаю, что это очень круто.
— Многие отмечают, что пока в своем спортивном развитии он действует рационально, без ошибок.
— Егор сам по себе очень толковый парень. Я хорошо знаком с ним и наблюдаю с девяти лет. Когда я только пришел работать в федерацию, в первом моем первенстве России как раз играл Егор. Сразу было заметно, что есть хороший потенциал. Он выступал 6–7 лет в наших соревнованиях, а затем, в 2021 году, как раз принял решение переехать в испанский клуб. Там провел 1,5 года и уехал в американский университет.
Вне российского баскетбола он был три года, и очень приятно видеть, как у тебя на глазах парень, который долгое время был под моим руководством, заходит в первую десятку драфта. Ты начинаешь чувствовать воодушевление. Быстро растут чужие дети! Причем с Володей (с отцом Егора. — Ред.) мы играли друг против друга во время моей карьеры. Очень приятно видеть прогресс его сына!
— Как вы относитесь к возвращению продажи пива на стадионы?
— Вижу огромные плюсы с точки зрения финансирования. Я не пью пиво в принципе, поэтому мне сложно сказать, насколько человеку на трибуне может быть хорошо от него. Мне сложно оценить сам напиток, но с точки зрения мировых практик пиво на стадионах — это нормальная история. Сейчас Лигу чемпионов по футболу смотришь — там везде пиво. Опять же, я не большой любитель и пропагандист алкогольных напитков, но с точки зрения финансирования для клубов это потенциальный источник дохода.
— На какой стадии проект создания Центра сборных команд?
— Это флагманский проект РФБ, он находится во Внуково и достроен на 85%. Думаю, к маю он уже будет закончен и начнется внутренняя отделка. К концу 2026 года я уверен, что мы туда въедем. Пока всё идет по плану. Подобные центры заложены у нас в Сыктывкаре, Калининграде, Челябинске и Ижевске. К сожалению, не получилось осуществить подобный проект в Архангельске.
Центр в Ижевске уже привязан к месту и имеет проект. Сейчас идет стадия включения в бюджет. Это всё равно займет определенное время. Думаю, весь этот проект будет длительным — на следующие десять лет.