«Председатель земного шара»: зачем Трампу «Совет мира» и может ли он потеснить ООН
Президент США Дональд Трамп объявил о создании новой международной организации под названием «Совет мира». Изначально предполагалось, что она займется урегулированием конфликта в секторе Газа, но в Белом доме решили мыслить шире. В уставе органа указано, что ее цель — содействие установлению прочного мира в районах, затронутых конфликтами или находящихся под угрозой их возникновения. Приглашение к участию в работе структуры получила и Россия. Многие наблюдатели расценивают американскую инициативу как попытку создать альтернативу ООН. «Известия» разбирались в инициативе американского президента.
Замысел Трампа
Впервые о планах Дональда Трампа создать «Совет мира» по Газе стало известно еще в сентябре прошлого года. Однако на протяжении нескольких месяцев инициатива оставалась без конкретики: ни формат, ни состав, ни полномочия будущей структуры публично не разглашались.
О том, что организация всё же учреждена, в США объявили 16 января — всего за несколько дней до предполагаемой встречи ее участников на полях экономического форума в Давосе. «Я могу с уверенностью сказать, что это самый великий и престижный совет, который когда-либо собирался в любое время и в любом месте», — заверил Трамп.
По данным СМИ, предложения об участии в совете были разосланы примерно 60 странам. В числе адресатов — лидеры Франции, Германии и Австралии, руководство Евросоюза, а также Канада, Пакистан, Парагвай и Турция. Приглашение получил и президент России Владимир Путин.
«Да, действительно, президент также получил по дипломатическим каналам приглашение войти в этот состав «Совета мира»», — подтвердил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков и добавил, что в руководстве страны пока изучают предложение.
Из постсоветских стран участие в новой структуре примет Казахстан. «Президент Касым-Жомарт Токаев одним из первых среди мировых лидеров получил официальное приглашение войти в состав «Совета мира», а Казахстану стать одним из государств-учредителей», — заявил журналистам пресс-секретарь главы государства Руслан Желдибай.
Целью организации станет урегулирование конфликта в секторе Газа: помочь сформировать временное правительство, а также привлечь финансирование и силы безопасности в регион. Однако, согласно уставу новой структуры, ее задачи заметно расширились.
«Содействовать стабильности, восстанавливать надежное и законное управление и обеспечивать прочный мир в районах, затронутых или находящихся под угрозой конфликта», — перечислено в документе.
Возглавит организацию сам Трамп, причем пожизненно. То есть независимо от того, будет он президент США или нет. По данным СМИ, отправить его с этой должности в отставку можно только в случае, если Исполнительный совет, в который в том числе вошли госсекретарь Марко Рубио, спецпосланник Стив Уиткофф, его зять Джаред Кушнер и бывший британский премьер Тони Блэр, единогласно признают республиканца недееспособным.
Участники совета получают членство на три года. Постоянное присутствие в организации не бесплатно: желающие должны внести не менее $1 млрд. При этом приглашать новых членов — личная прерогатива Трампа. Также он может исключить новых членов или продлевать их членство по своему желанию.
В этой конструкции ключевая роль изначально отводится США, отмечает в разговоре с «Известиями» доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина. По ее словам, совет задуман как инструмент прямого воздействия на лидеров государств — участников структуры. Это позволяет Вашингтону продавливать нужные ему решения, минуя сложные многосторонние процедуры, а сами страны фактически оказываются в положении младших партнеров американского президента.
Дьявол в деталях
Западные дипломаты предполагают, что Трамп создает организацию, которая будет заниматься не только Газой, но, возможно, станет альтернативой ООН. Подтверждения этим подозрениям уже есть: американские чиновники озвучивают идею расширить ее роль и на другие кризисы, например на украинский. Соответствующие инициативы США могут быть озвучены уже в Давосе.
Сможет ли новая структура в действительности заменить ООН — вопрос открытый. В первую очередь сомнения вызывает целеполагание совета и сам принцип формирования его состава. Опрошенные «Известиями» аналитики сходятся во мнении, что при отборе участников Трамп руководствуется прежде всего личными оценками, симпатиями и антипатиями, а также собственными представлениями о допустимом в международной политике.
— Как бизнесмен он воспринимает государства и их лидеров скорее как потенциальных партнеров, которые могут быть полезны США. Именно поэтому в числе приглашенных не только главы стран, но и руководители международных финансовых институтов. Это в первую очередь те фигуры, с которыми Трамп считает возможным и удобным работать напрямую, с кем у него сложился личный контакт, — говорит «Известиям» политолог Чингиз Лепсибаев.
Дополнительным фильтром становится финансовый фактор. Чтобы посидеть за одним столом с американским президентом, требуется взнос в размере $1 млрд — сумма, доступная далеко не всем. Например, в Центральной Азии о полученном приглашении сообщил только Казахстан. Для более бедных государств участие в таком формате попросту оказывается не по карману.
При этом участие в совете может нести и определенные выгоды. Для России это, в частности, признание ее роли на Ближнем Востоке. Москва уже выступала посредником между Израилем и Ираном и теоретически может быть задействована в восстановлении Газы.
— У России традиционно хорошие отношения с арабскими странами и палестинцами. Участие России в восстановлении Газы гипотетически вполне возможно. Более того, совет вряд ли замкнется на одной Газе, уже сейчас обсуждается, что гипотетически формат «Совета мира» можно использовать, в частности, для разруливания ситуации на Украине, — говорит «Известиям» политолог Константин Калачев.
По его словам, если повестка организации выйдет за рамки отдельных конфликтов и охватит другие темы глобального масштаба, то тогда она действительно сможет претендовать на роль структуры, работающей на укрепление международного порядка.
— Тем более что ООН давно не демонстрирует эффективности и может только выражать «глубокую озабоченность» теми или иными проблемами. Другое дело, что Трамп собирается играть в совете ведущую роль, а это похоже на роль «Председателя земного шара». И здесь возникает вопрос: чем на это ответит Китай? Но любой поиск и конструирование работающих механизмов — это хорошо, потому что «природа не терпит пустоты». Может, и ООН взбодрится, — заключил эксперт.
При этом эксперты сходятся во мнении, что Трамп формирует новую коалицию стран с относительно крупными экономиками, позволяющую США решать международные вопросы в обход традиционных дипломатических механизмов. Формат выглядит экспериментальным и во многом беспрецедентным. И на фоне стремительных изменений мировой политики прогнозы о его будущем остаются крайне осторожными.
— Это персонализированный формат, в котором отсутствует сложная бюрократия, циркуляры и многоуровневые процедуры: решения принимаются напрямую и ситуативно — «как решили, так и будет», — говорит «Известиям» политолог Илья Гращенков. — Поэтому фактически «Совет мира» — это анти-ООН. Проект воспринимается как демонстративный жест и в определенной степени как троллинг существующей системы международных организаций.