Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Захарова назвала атаку ВСУ на Белгород адским терроризмом против мирных граждан
Армия
Средства ПВО уничтожили 13 украинских БПЛА над территорией России за три часа
Мир
Трамп назвал Орбана настоящим другом и победителем
Мир
Захарова ответила на слова Мерца об отсутствии «основанного на правилах» порядка
Мир
Посол РФ назвал безумием призывы ФРГ готовиться к конфликту с Россией
Общество
Правительство одобрило продажу здания Рижского вокзала
Мир
Медведев назвал Мерца «бесом» после его слов об усилении армии ФРГ
Мир
Рубио отменил встречу с лидерами Евросоюза по Украине
Спорт
Костюм Гуменника на Олимпиаде попал в список лучших по версии Vogue
Мир
Алиев рассказал о сроках подписания мирного договора с Арменией
Происшествия
Два мирных жителя погибли и три пострадали при ракетном ударе ВСУ по Белгороду
Общество
Актер Михаил Ефремов впервые после освобождения из тюрьмы вышел на сцену
Общество
Доктор физико-математических наук Дмитрий Чаликов умер в возрасте 86 лет
Мир
WSJ сообщила о грубой фразе командира НАТО про учения с ВСУ в Эстонии
Мир
В Балтийском море отключен кабель между Польшей и Швецией
Политика
Мерц допустил контакты с Россией по конфликту на Украине
Мир
NYT узнала об усилении давления США на Украину в территориальном вопросе

План Такаити

Эксперт ИКСА РАН Олег Казаков — о том, почему в Японии назначили новые выборы и есть ли шанс на улучшение отношений Москвы и Токио
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Активность премьер-министра Японии Санаэ Такаити по внутренним и внешним направлениям оценивается обществом весьма позитивно: уровень поддержки правительства колеблется около 70%, для критически настроенных к своей политической элите граждан он выглядит крайне высоким. Этот уровень, как можно предположить, затрагивает как самого премьер-министра, так и Либерально-демократическую партию, хотя в японском обществе еще немало претензий и критических замечаний в адрес ЛДП.

Тем не менее слабые позиции Либерально-демократической партии в парламенте Японии — а она не имеет большинства ни в одной из палат, — очевидно, не могут удовлетворить амбиции нынешнего лидера ЛДП Такаити. Как опытный политик она ставит перед собой задачу капитализировать свой высокий рейтинг путем увеличения количества мест членов ЛДП в парламенте, с тем чтобы более эффективно и, возможно, без оглядки на оппозицию решать сложные задачи, стоящие перед страной.

На пресс-конференции 19 января Такаити официально объявила о намерении досрочно распустить нижнюю палату парламента, которая считается ключевой в принятии законодательных решений, и назначить новые выборы уже 8 февраля, хотя срок полномочий депутатов нижней палаты истекает более чем через два года. Такие сжатые сроки до выборов приведут к росту партийной активности как в рядах правящей коалиции, так и среди несколько окрепшей в последнее время оппозиции, которая критикует Такаити за это решение.

Прогнозировать результаты выборов в Японии сложно, поскольку настроение электората зависит от многих причин, включая эмоциональную реакцию на текущие события. Но, как правило, японцы отдают предпочтение ситуации внутри страны, а не за ее пределами. И если до начала выборов экономика как минимум не будет ухудшаться, а в сфере дипломатии Такаити продемонстрирует очередные позитивные договоренности с партнерами и оппонентами, то шанс на победу у ЛДП выглядит высоким. Однако всегда есть риски, которые учесть практически невозможно, включая стихийные бедствия, военные конфликты или тарифные причуды США.

Характерно, что премьер-министр поставила во главу угла выборной кампании отношение японцев лично к себе, заявив на пресс-конференции: «Если Либерально-демократическая партия и Партия обновления Японии получат большинство мест, то премьером станет Такаити». В настоящее время такое решение выглядит сильным политическим ходом решительной женщины, которая апеллирует «к воле народа» и в случае успеха получит сильный мандат доверия и определенный карт-бланш от избирателей на проведение своей внутренней и внешней политики. И она им непременно воспользуется.

Для современной Японии выстраивание позитивных отношений с США, армия которых де-факто обеспечивает безопасность страны, стало жизненной необходимостью. Но понимание критической зависимости от Вашингтона заставляет Токио активно и целенаправленно выстраивать широкомасштабное партнерство с другими странами, включая Республику Корея, страны АСЕАН, Европейский союз и даже государства Центральной Азии. При этом напряженные отношения с Китаем, одной из причин которых стало неосторожное высказывание Такаити о возможном развитии конфликта на Тайване, также требуют корректировки в сторону сближения позиций двух стран, учитывая тесные торгово-экономические отношения между ними. А они стремительно ухудшаются и вредят экономике Японии. Убедительная победа на выборах Такаити может в том числе смягчить и позицию Китая в отношении нового кабинета.

Что касается России, то тут Япония официально пока не озвучила какую-либо конструктивную позицию, основанную на взаимных интересах стран-соседей. Однако декабрьский визит в Москву сторонника развития отношений с РФ Мунэо Судзуки, который действовал в рамках своих депутатских полномочий, можно оценить как позитивный сигнал. По возвращении Судзуки доложил Такаити об итогах своего визита. Как можно предположить, в настоящее время Токио не планирует еще больше обострять отношения с Москвой. И если США в рамках концепции «Америка прежде всего» сегодня заняты «присоединением» Гренландии и другими интересными для президента Дональда Трампа проектами, то для Токио открывается непубличное «окно возможностей» для улучшения отношений с Россией в интересах самой Японии.

В 2026-м исполняется 70 лет Совместной декларации СССР и Японии, которая была подписана и ратифицирована сторонами в 1956 году, прекратив состояние войны между странами, а также 20 лет проведения в Японии ежегодных фестивалей российской культуры, берущих свое начало в 2006-м. При конструктивном подходе к восстановлению двусторонних отношений этот год может стать началом для сближения позиций сторон с опорой на взаимовыгодные торгово-экономические и гуманитарные проекты. Возможно, 2026 год и не снимет выросший за время санкционных войн конфликтный потенциал в двусторонних отношениях, но он может послужить первым шагом к их восстановлению.

Автор — старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир