Лесной фронт НАТО: зачем Литва строит полигон в Сувалкском коридоре
В Литве разгорается конфликт из-за планов строительства военного полигона НАТО недалеко от Белоруссии и Калининграда. Жители небольшого городка Капчяместис протестуют против вырубки лесов и возможного переселения. Эксперты убеждены: новый полигон — часть более широкой картины по милитаризации Прибалтики. Чем это может обернуться — в материале «Известий»
Лес в обмен на полигон
Капчяместис — небольшой населенный пункт в Лаздийском районе с населением около 500 человек. Его расположение имеет важное стратегическое значение. Он находится в зоне Сувалкского коридора — на стыке границ Литвы, Белоруссии и Польши. Так, ближайший к нему белорусский город — Гродно, по прямой их разделяет всего около 40 км.
На этой территории литовские власти планируют строительство военного полигона бригадного уровня, предназначенного для подготовки сил НАТО. «Здесь мы в дальнейшем будем осуществлять совместные действия с польскими партнерами, поскольку таков наш приоритет», — объявил президент Литвы Гитанас Науседа на встрече с жителями Капчяместиса.
Завершение строительства объекта запланировано к 2030 году. На его создание власти намерены направить около €100 млн — эти средства пойдут на возведение военной инфраструктуры и объектов для стрельбищ. Полигон будет рассчитан на одновременную подготовку до 4 тыс. военнослужащих. Крупные маневры будут проходить до пяти раз в год, а менее масштабные — на постоянной основе.
По мнению Науседы, выбранное властями место является безальтернативным. «Где будет наша национальная армия, литовская армия? У нас в Литве действительно нет полигона, подходящего для учений воинского подразделения более крупного размера», — пояснил он.
Но для жителей городка перспектива звучит иначе. Строительство означает вырубку лесов, шум стрельб, а для некоторых семей и необходимость покинуть дома. В социальных сетях уже распространяется петиция против милитаризации Капчяместиса, ее подписало почти 11 тыс. человек.
«Всё здесь сохранялось четырьмя поколениями: нашими прадедами, дедами, родителями и нами самими. Всё создано нашими руками, трудом и любовью всех жителей Капчяместиса. Мы не просим пособий. Мы просим только об одном — помогите и не уничтожайте наши дома», — написал в соцсетях местный житель Валдaс Юрконис.
Тем не менее диалог с президентом результатов не принес. Власти дали понять, что от своих планов отступать не намерены. В правительстве уже обсуждают возможность компенсации жителям так называемого морального ущерба. Советник президента Дейвидас Матулёнис подтвердил: решение о создании полигона принято окончательно.
Лязг оружия
Сувалкский коридор — это также кратчайший сухопутный маршрут между Белоруссией и Калининградской областью. В настоящее время снабжение российского эксклава осуществляется морским и воздушным путем, а также частично по железной дороге через Литву. Однако в кризисной ситуации этот участок рассматривается как резервный сухопутный маршрут.
— В военном планировании этот участок давно считается одним из наиболее уязвимых и одновременно ключевых. Именно поэтому любые шаги по его милитаризации воспринимаются крайне болезненно. Тем более что у западных соседей существуют планы, связанные с блокадой Калининграда, а в ряде сценариев и с нанесением по нему удара, — говорит «Известиям» политический обозреватель Андрей Стариков.
Подобные попытки действительно уже предпринимались. Летом 2022-го Литва фактически попробовала реализовать частичную сухопутную блокаду Калининградской области, ограничив транзит ряда грузов. В Кремле тогда напомнили Вильнюсу о положениях российской военной доктрины. Возмутились и в Брюсселе — Литва не имела права единолично принимать такие решения. В итоге республика отступила, и тему закрыли.
— Эта «проба пера» показала, что в Литве готовы идти на риск, прощупывая границы допустимого. И строительство нового полигона — лишь часть более широкой картины. Эстония расширяет стрельбища, Латвия модернизирует полигон в Адажи, Литва готовит инфраструктуру для размещения немецкой бригады, фактически формируя полноценные военные городки. Это сопровождается жалобами натовских военнослужащих на условия и требованиями всё новых вложений, — добавил эксперт.
Не способствуют эти действия и стабилизации отношений стран Балтии с Белоруссией, подчеркивает в беседе с «Известиями» белорусский политолог Алексей Дзермант. По его словам, Вильнюс давно взял курс на милитаризацию и перевод отношений в конфронтационное русло.
— Литва как член НАТО фактически выступает восточным флангом альянса и добивается активного участия союзников в укреплении границы. Именно поэтому новый полигон позиционируется как ключевой объект на белорусском направлении. Туда стягиваются подразделения различных стран НАТО, включая немецкое танковое соединение. С белорусской точки зрения всё это воспринимается крайне негативно, — заключил он.
Зеркальный ответ
Любые планы по дополнительной милитаризации коридора усиливают ощущение осады Калининграда и не могут остаться без реакции Москвы, говорит «Известиям» Андрей Стариков.
— Усиление Североатлантического альянса в регионе получат симметричный ответ: дополнительные силы на западных рубежах России, усиление Калининградской области, проведение учений, а также маневры объединенной группировки РФ и Белоруссии. Пока полигон не построен, будут и дипломатические шаги, такие как ноты протеста и вызов представителей. Однако основной акцент будет сделан на реальной военной готовности, а не на декларациях, — считает он.
Вместе с тем, по словам Алексея Дзерманта, шанс на нормализацию отношений всё еще остается. Изменить ситуацию способно руководство США.
— Белоруссия пытается повлиять на страны Балтии через американцев. Но неясно, насколько они сами в этом заинтересованы. Им выгодны такие государства, как Литва, поскольку они держат границу в напряжении. Это может позволить Вашингтону торговаться или давить на Белоруссию или Россию, — предположил он.
При этом, добавляет Стариков, для Прибалтики милитаризация имеет еще и экономическое значение. Военное строительство и оборонные заказы становятся способом поддерживать занятость населения и снижать социальное напряжение. А также стало поводом усилить репрессии против несогласных с теми или иными решениями властей.
Но, по его словам, это может стать печальным опытом: подобные действия не способствуют ни миру, ни стабильности. Тем более что при отсутствии работающих каналов связи даже случайные инциденты (в воздухе, на море или на учениях) могут запустить опасную цепочку событий. И, как показывает история, подобные эксцессы вполне реальны.