В «зоопарк» попали: какие «новые» зенитные комплексы получает Украина
Украина всё сильнее испытывает дефицит комплексов ПВО и боекомплекта к ним. Официальный Киев постоянно просит установки и ракеты на Западе. Попытки дать ВСУ хоть какие-то новые зенитные системы предпринимаются самыми разными производителями. В итоге на Украине собрали самую настоящую коллекцию техники ПВО, в которую входит множество экземпляров зачастую неизвестных производителей. В том, какие комплексы получает ВСУ, могут ли существующие поставки обеспечить задел на будущее или перед нами обыкновенное латание дыр в исполнении западного ВПК, разбирались «Известия».
Вместо утилизации
Набор техники ПВО, которую эксплуатируют украинские вооруженные силы, военные специалисты давно называют «зоопарком». Коллекция действительно впечатляет. Так, на днях в украинских медиа впервые был показан репортаж о боевой работе нового американского зенитного ракетного комплекса (ЗРК) Tempest с ракетами AGM-114L Hellfire LongBow. Его получило и применяет одно из подразделений воздушного командования «Центр» ВСУ.
Впервые ЗРК Tempest был показан производителем, американской оборонной компанией V2X, на выставке вооружений и военной техники Ассоциации армии США (AUSA) в октябре 2025 года. Тогда сложилось впечатление, что очередной стартап пробует просто по-новому пересобрать ранее созданные системы вооружения.
ЗРК Tempest не содержит каких-то прорывных высокотехнологичных решений — на шасси-багги пусковые установки противотанковых ракет AGM-114L Hellfire Longbow и комплекс с радаром для обнаружения целей и наведения. Боеприпасы такого типа оснащаются радиолокационной головкой самонаведения миллиметрового диапазона и способны поражать цель на расстоянии до 8 км.
Радар на установке обнаруживает малоразмерную низкоскоростную цель, наземную или воздушную, берет ее на сопровождение и поражает. Дистанционный взрыватель ракеты и осколочно-фугасная боевая часть теоретически позволяют поразить дрон при небольшом промахе.
С учетом стоимости ракет Hellfire Longbow около $100–150 тыс., применение таких систем по недорогим беспилотникам выглядит не очень эффективным.
Но логика в разработке комплекса прослеживается: американцы таким образом пытаются пристроить устаревшие боеприпасы. К середине 2000-х годов произведено более 12 тыс. экземпляров этих ракет, и их применение становится вполне оправданным способом утилизации.
Особенно с учетом того, что в самих США уже несколько их заменяют на новые и более эффективные. Получается относительно несложный проект ЗРК для утилизации старых ракет, да еще и за дополнительное финансирование.
Такие ракеты могут сбивать медленные дроны «малого неба» и даже относительно низкоскоростные дроны-камикадзе типа «Герань». Но вести борьбу с современными крылатыми ракетами или самолетами они не способны.
Советское наследие
Применение другого «нового» ЗРК Raven в январских западных медиа выглядело яркой премьерой. 13 таких зенитных комплексов были переданы Великобританией ВСУ в течение 2025 года и должны были усилить противовоздушную оборону от дронов и крылатых ракет. Они были разработаны специально для ВСУ и используют британские же ракеты «воздух-воздух» AIM-132 ASRAAM малой дальности с инфракрасной головкой самонаведения.
Заявляется, что комплекс размещается на довольно простом автомобильном шасси повышенной проходимости и предназначен для поражения дронов типа «Герань», крылатых ракет, самолетов и вертолетов на дальности до 15 км.
Ракеты AIM-132 ASRAAM производятся сейчас для ВВС Великобритании, но вполне вероятно, что ВСУ получает боеприпасы старых модификаций — для ЗРК такого типа этого было бы достаточно. Согласно СМИ, ВСУ в течение 2025 года уже получили около 350 ракет такого типа.
Но это не всё. Сообщается, что ЗРК Gravehawk, созданный на базе комплекса Raven, может применять по воздушным целям не только британские ASRAAM, но и украинские Р-73. На самом деле это советская ракета воздушного боя, известная на Западе как AA-11 Archer, и которая входит в состав вооружения самолетов Су-27 и МиГ-29.
В свое время Украина создавала систему управления этой ракеты, и в стране оставался большой их запас. Также, вероятно, уже после 2022 года велись поставки остатков этих боеприпасов со складов стран Восточной Европы.
В любом случае запас ракет Р-73 ограничен, и их применение можно считать скорее временной мерой. Но сегодня ВСУ хватаются за любые соломинки для защиты от российских ударов. Развития этот ЗРК не получит.
Бесперспективная ветвь
А за океаном проходят войсковые испытания новых зенитных комплексов для эффективной борьбы с дронами. Пентагон проверил ЗРК EAGLS (Electronic Advanced Ground Launcher System) с ракетами APKWS, размещенных на мобильных шасси в ходе учений Sky Shield в Кувейте. 11 февраля 2025 года в публичном отчете о проведенных стрельбах сообщается, что система EAGLS фактически готова к серийному производству и развертыванию в вооруженных силах США.
Комплексы EAGLS с радарами RPS-40 могут обнаруживать и сопровождать цели на дальности до 10 км. По ним применяются ракеты APKWS с лазерным наведением, то есть летательный аппарат подсвечивается лазером до момента поражения.
Для высокоманевренных и скоростных целей такая система будет малоэффективной, но для дронов и дронов-камикадзе вполне может подойти. Основное преимущество перед другими комплексами — низкая стоимость боекомплекта. Ракета APKWS — это неуправляемый реактивный снаряд калибра 70-мм от авиационных блоков НУР, на который установлена разработанная с нуля боевая часть с органами управления. Общая стоимость такой ракеты оценивается в $30–35 тыс., что в несколько раз дешевле даже самых недорогих боеприпасов «воздух-воздух».
Сегодня именно применение ракет APKWS признается армией США единственной реальной панацеей от дронов. Но положа руку на сердце, надо признать, что это не универсальное средство, и оно лишь несколько снижает стоимость противовоздушной обороны. И не более.
Комплексы EAGLS Пентагон пока никак не планирует передавать Украине или каким-то другим странам.
Вероятно, их поставки на экспорт не планируются до насыщения подобными системами собственных вооруженных сил. Так что ВСУ пока будет довольствоваться тем «зоопарком» средств, который уже сложился. Про него можно сказать точно одно: он пригоден для решения сиюминутных проблем. Про то, что многие так называемые «новые» ЗРК станут ненужными после того, как все старые ракеты будут израсходованы, никто не думает.
В дальнейшем, возможно, появятся и новые стартапы, которые поедут обкатывать свои решения на Украине в боевых условиях. Но этот процесс продлится ровно до того момента, пока у спонсоров не кончатся средства.