«Наиболее вероятно расширение авиасообщения с Вьетнамом»
Решение о безвизе для групп между Россией и Индией может быть принято в первой половине 2026 года, заявила в интервью «Известиям» исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе. Они могут состоять из 5–50 человек — по аналогии с Китаем. При этом в 2026-м россияне по-прежнему выбирают Египет, Китай, ОАЭ, Таиланд и Турцию. Популярным маршрутом может стать и Оман. На фоне рекордного роста турпотока во Вьетнам именно туда наиболее вероятно расширение авиасообщения. В этом году прямые рейсы ожидаются в Малайзию, в перспективе они могут появиться и в такие довольно популярные у туристов страны, как Мексика, Кения и Танзания. О неожиданных направлениях для путешествий и новых трендах отечественного туризма — в эксклюзивном интервью Майи Ломидзе «Известиям».
«Ядро предпочтений российских туристов остается неизменным»
— Есть ли уже понимание, какие страны россияне выбирают для путешествий в 2026 году? Есть ли среди них неожиданные направления? Какие страны в перспективе могли бы превратиться в новые туристические маршруты?
— Ядро предпочтений российских туристов остается неизменным. Это пятерка лидеров: Египет, Китай, ОАЭ, Таиланд и Турция. Главным прорывом 2025 года стал Вьетнам, показавший рост турпотока на 200%. Значительно укрепил позиции и Египет, показавший, по данным туроператоров, рост на 30–50%. Еще одним перспективным открытием стала Саудовская Аравия с ростом около 20%. Среди потенциально популярных маршрутов можно выделить Оман.
— Какие традиционные туристические направления, наоборот, переживают спад? С чем это может быть связано, помимо ограничений в авиасообщении и высоких цен на билеты?
— Основной спад был зафиксирован в Иран — около 42% и в Венесуэлу — в районе 35%. В обоих случаях это было вызвано геополитической напряженностью. На других популярных направлениях заметного спада не зафиксировано. Незначительное уменьшение доли Турции в общем объеме связано не с падением спроса на нее, а с активным ростом популярности других стран.
«Прогнозируется открытие прямых авиарейсов в Малайзию»
— Юго-Восточная Азия остается очень популярным направлением для пляжного отдыха. Ожидать ли расширения авиасообщения с Индонезией, Вьетнамом или Филиппинами?
— На фоне бума во Вьетнаме наиболее вероятно расширение регулярного и чартерного авиасообщения именно с этой страной. Также прогнозируется открытие прямых авиарейсов в Малайзию, что должно увеличить турпоток туда. Развитие маршрутов в другие страны региона будет зависеть от общего уровня спроса и геополитической обстановки.
— Насколько вероятен запуск прямых рейсов в страны Латинской Америки и Африки? Могут ли эти направления стать востребованными? Какие страны особенно интересуют российского туриста?
— Среди стран этого региона наши туристы проявляют наибольший интерес к Мексике, Кении, Танзании. Однако открытие прямых рейсов пока в стадии обсуждения, даже приблизительные сроки пока сложно назвать. В любом случае эти направления не очень массовые в силу высокой себестоимости, и всплеска массового туризма в другие страны этих регионов в ближайшей перспективе не прогнозируется.
— Какие страны в 2026 году могут перейти на безвизовый режим с РФ, продлить его или увеличить срок безвизового пребывания? Когда АТОР ожидает конкретные шаги по запуску группового безвиза между Россией и Индией?
— В 2025 году к безвизовому списку добавились Китай, Иордания и Оман, а с 2026 года присоединится Саудовская Аравия. Переговоры о введении группового безвиза с Индией ведутся, решение может быть принято в первой половине 2026 года. Ожидается, что механизм будет аналогичен китайскому, то есть утверждение списков тургрупп — вероятно, от 5 до 50 человек — через аккредитованных операторов.
«Турпоток из России во все страны ЕС сократился на порядки»
— Остается ли устойчивым спрос россиян на путешествия в европейские страны на фоне ограничений авиасообщения и выдачи виз? Выражали ли европейские авиакомпании интерес к возобновлению рейсов в РФ и использованию российского воздушного пространства?
— Спрос на поездки в ЕС остается довольно небольшим по целому ряду причин, в том числе технических, из-за отсутствия авиасообщения и сложностей с получением виз. Турпоток из России во все страны ЕС сократился на порядки, однако устойчивый, хотя и небольшой, спрос со стороны российских туристов, сохраняется на поездки в Грецию, Италию, Францию, Испанию. 19-й пакет санкций, включающий уголовную ответственность для европейских юрлиц, решивших предлагать любые туруслуги в Россию, делает вопрос о полетах европейских авиакомпаний бессмысленным.
— В каких странах туристам стало опаснее находиться в связи с неспокойной международной обстановкой или ростом внутренней преступности?
— Новых официальных предостережений для туристов на 2026 год не поступало. В 2025-м произошел отток туристов из Ирана и Венесуэлы в связи с обострением геополитической обстановки. На основных курортных направлениях угроз для безопасности российских граждан не зафиксировано.
«Возвращение туристического кешбэка могло бы стать эффективным точечным стимулом»
— Фиксируется ли рост внутреннего туризма?
— Значительного роста внутреннего туризма в 2025 году не отмечено. Основными сдерживающими факторами стали общее повышение цен и временное закрытие пляжей в Анапе. При этом резкого сокращения турпотока также не произошло — рынок демонстрирует стабильный уровень спроса.
— Насколько развитие туристической инфраструктуры в РФ сейчас соответствует текущему спросу?
— Что касается инфраструктуры, то государство уделяет много внимания и средств для ее создания. Однако очевидно, что развитие регионов происходит крайне неравномерно и остается ключевым фактором для роста всего рынка. Регионы могли бы использовать в качестве инструмента быстрого рывка и развития национальные туристические маршруты, которые способны значительно увеличить турпоток. Но и это пока происходит на местах, скорее точечно, чем системно.
— Необходимы ли дополнительные стимулы для привлечения путешественников, например, возвращение туристического кешбэка?
— Возвращение программы туристического кешбэка могло бы стать эффективным точечным стимулом для повышения спроса, однако важно понимать, что его эффект имеет временные и бюджетные ограничения. Если уж говорить о возвращении, то только для туристов с ограниченными возможностями здоровья. Это, кстати, один из трендов — увеличение количества бронирований со стороны такой категории путешественников. Многие туроператоры начали формировать специальные программы или интегрировать элементы инклюзивности в свои классические туры.