Ромовые бабы: за что получила срок ветеринар из Воронежа
Солнцевской городской суд столицы вынес решение по делу о приготовлению к сбыту и контрабанде кокаина из Венесуэлы. Члены группировки получили внушительные сроки заключения. Впрочем, дело примечательно не только способом провоза запрещенного вещества, но и трагическими последствиями для судьбы одной из подсудимых — ветеринара из Воронежа Ольги Степановой. С большой долей вероятности ее могли использовать вслепую, считает защита. Подробности драматического судебного процесса в материале «Известий».
Час суда
Все фигуранты уголовного дела о поставке кокаина в Россию из Венесуэлы в феврале 2024 года были признаны виновными в контрабанде и незаконном обороте наркотиков. Как сообщил «Известиям» источник в зале суда, предполагаемые организаторы поставки Ирина Маркина и Андрей Плиско получили 13 и 14 лет лишения свободы соответственно.» Муж Маркиной Александр получил 12 лет колонии за возделывание наркосодержащих растений, о чем следствию и оперативникам стало известно в рамках разработки Маркиной и Плиско. Антонина Журавлева, признавшаяся в том, что выступала в роли курьера, отделалась сроком в 8 лет лишения свободы. А ее подруге, 60-летней Ольге Степановой, которой она положила в чемодан запечатанную бутылку рома с наркотиком, дали 11,5 года колонии. Приговор не вступил в законную силу на момент публикации.
Лишь Степанова полностью отрицала свою причастность на протяжении всего процесса. другие участники также давали показания, что она непричастна к преступлению и что ее вслепую использовала Журавлева. Журавлева и Плиско на следствии свидетельствовали, что Степанова не при чем, это же вытекает из анализа переговоров и переписок соучастников. Также правдивость показаний была с высокой степенью достоверности подтверждена исследованиями на полиграфе, проведенными полицейскими экспертами. Однако уже в судебном заседании Журавлева заявила, что Степанова якобы знала о содержимом бутылки. После такого шага гособвинение запросила для Журавлевой существенно меньший срок, нежели для ее подруги,— 10,5 года и 12 лет соответственно. Но суд обошелся с Журавлевой еще гуманнее.
Главная по кокаину
Согласно обвинительному заключению (копия есть в распоряжении редакции), в феврале 2024 года правоохранительные органы пресекли деятельность организованной группы, занимавшейся контрабандой крупной партии кокаина из Боливарианской Республики Венесуэла в Россию.
Из материалов дела явствует, что основное известное следствию лицо в преступной группировке — Ирина Маркина. Следствие утверждает, что именно она, действуя по указанию неустановленного организатора по имени Михаил (дело в отношении неустановленного лица выделено в отдельное производство), стала ключевым координатором логистической операции по доставке кокаина из Южной Америки. В частности, схема якобы анонимного для Маркиной сообщника заключалась в перевозке наркотика в ручной клади пассажиров под видом рома. Технологию растворения наркотика в алкоголе довольно давно взяли на вооружение картели. Курьеры должны были приехать в одну из стран Южной Америки под видом туристов. В последний день поездки им должны были передать бутылку с растворенным веществом.
Координатор Маркина общалась с анонимным патроном с помощью ноутбука, доставленного ей курьером. В устройстве были все необходимые программы для коммуникации и конспирации. С помощью электронной почты Михаил имел удаленный доступ к ящику, контролировал и координировал действия Маркиной по отправке людей за «посылкой». Оплату от Михаила женщина получала через закладку-тайник.
В отношении Маркиной и ее супруга также ведется расследование по фактам выращивания каннабиса в домашних условиях.
Любовный многогранник
Маркина, согласно ее же показаниям, сама не отважилась становиться курьером, сославшись на наличие малолетнего ребенка, и вовлекла в эту деятельность своего близкого знакомого Андрея Плиско, бывшего фитнес-тренера. Если верить показаниям Маркиной, спортсмен согласился войти в дело за долю в виде наркотика. Заверил, что людей для поставок найдет самостоятельно. Так в дело была вовлечена Журавлева, которую, несмотря на солидную разницу в возрасте, с тренером также объединяли романтические отношения. Плиско уже привлекался к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков — в 2023 году он получил условный срок, у него были проблемы с употреблением наркотиков.
Физкультурник, по версии обвинения, нашел «курьера» — 60-летнюю Антонину Журавлеву, с которой близко дружил долгие годы. Ей была обещана значительная сумма за «работу». Журавлева, как утверждает следствие, сознательно согласилась на перевозку и для конспирации пригласила в туристическую поездку в Венесуэлу свою давнюю подругу — Ольгу Степанову (женщины вместе учились в школе). «Известия» ранее описывали драматическую историю с привлечением ветеринара Степановой к уголовной ответственности.
Первая поставка планировалась из Доминиканы, однако наркодилерам тогда помешала передать груз погода — вещество не смогли доставить в срок к вылеты тургруппы.
Выдержки из обвинительного заключения:
О моменте задержания: «03 февраля 2024 года в 19 часов 05 минут Журавлева А.С. и Степанова О.А. прибыли рейсом ... в аэропорт Внуково ... проследовала на «зеленый» коридор ... где в 19 часов 20 минут были остановлены». При досмотре в чемодане Степановой была обнаружена бутылка рома, в жидкости которой эксперты выявили 449.8 г кокаина в пересчете на чистое вещество (крупный размер).
Об оперативном эксперименте: «После задержания Журавлева пошла на сотрудничество. Под контролем оперативников она передала Плиско муляж наркотика, после чего он был задержан. Плиско затем указал на Маркину как на организатора».
Слабое место обвинения
Обвинительное заключение содержит ряд моментов, которые ставят под вопрос осведомленность Ольги Степановой о совершаемой наркопоставке. Осужденный Андрей Плиско изначально подчеркивал в показаниях, что женщина не имеет отношения к их делам. Выдержки из его показаний: «Степанова здесь ни при чем. Она ничего не знала, ей Журавлева не рассказывала (...) Степанова ничего не знает». К чести Плиско, который получил максимальный срок, он остался верен своим показаниям. Антонина Журавлева в своих показаниях утверждала, что Степанова была в неведении, и даже «просила у нее прощения, говорила, что написала ... что Степанова ничего не знала».

В показаниях Степанова последовательно настаивала на том, что считала поездку обычным отдыхом, а бутылку, переданную курьером, воспринимала как заказанный Плиско через интернет ром. Она детально описала, как бутылка с наркотиком оказалась в ее чемодане. Это для нее была случайность — из-за перевеса багажа.
Также в версии следствия есть масса нестыковок: трудно представить, что опытные контрабандисты, опасающиеся утечек, стали бы посвящать в суть преступления постороннего человека, не имеющего никакой криминальной истории и устойчивой мотивации (у Степановой стабильный доход, официальная работа). Версия о ее использовании вслепую выглядит куда более правдоподобной.
— История Ольги Степановой — сигнал о том, как легко можно стать пешкой в опасной преступной игре, доверившись знакомым людям, — полагает юрист Екатерина Краснова. — Или просто жертвой недруга — подбросил в чужой чемодан порошок — и, считай, нет человека. Получается, что следствием снимает с себя задачу доказывания умысла человека при обнаружении в его багаже чего-либо запрещенного. Показания Журавлевой, кровно заинтересованной в лояльности гособвинителя, едва ли можно назвать железным неопровержимым доказательством.
— Защита считает приговор незаконным и несправедливым, будет обжаловать, — пояснила «Известиям» адвокат Степановой Елена Герасимова.