Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В академии СБУ заявили о планах отправить курсантов на фронт
Мир
Axios узнал об онлайн-конференции Трампа, Зеленского и лидеров ЕС 27 декабря
Общество
В Петербурге силовики пресекли деятельность проукраинской секты
Спорт
СКА выиграл у минского «Динамо» со счетом 4:1 в матче КХЛ
Общество
Отец Блиновской рассказал о состоянии дочери в колонии
Общество
Путин обсудил с Совбезом РФ дополнительные меры развития ИИ в интересах обороны
Авто
МВД разработало поправки в правила сдачи экзамена на права
Мир
Рябков заявил о сохранении риска ядерного конфликта
Здоровье
Нарколог Холдин развеял миф о средствах от похмелья
Мир
В США владелец компании выписал сотрудникам премию по 35 млн рублей
Общество
Росреестр заявил о намерении регулировать риелторскую деятельность в 2026 году
Мир
Миндич заявил об отсутствии контактов с Зеленским
Мир
Нетаньяху объявил о признании Республики Сомалиленд независимым государством
Мир
В Венгрии прокомментировали призыв Вебера направить немецких военных на Украину
Общество
Жителей Крыма предупредили о начале информационной атаки со стороны Украины
Мир
Рябков указал на желание России видеть Украину дружественной страной
Общество
Народную артистку РФ Веру Алентову похоронят 29 декабря на Новодевичьем кладбище

Лечебное воспитание: почему забуксовал интерес россиян к санаториям

Спрос переформатируется с популярных направлений на варианты «около дома»
0
EN
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Спрос на санатории по итогам года в России перераспределился, отмечают туроператоры. По ряду популярных направлений, например Кавминводам и Сочи, интерес либо падает, либо не растет. Тренд подтверждает и снижение глубины бронирования — уже не всегда необходимо успеть за 90–100 дней до въезда. При этом все популярнее становятся санатории вокруг городов-миллионников — в том же регионе, где и проживают отдыхающие, либо в соседнем. Отмечается и еще одна тенденция — возраст отдыхающих в санатории сейчас стремительно сокращается: аналитики полагают, что повлияла как пандемия, так и популяризация ЗОЖ — профилактика болезней зачастую важнее лечения.

Как изменился спрос на санатории

Интерес к отдыху в российских санаториях снизился по ряду направлений, сообщили «Известиям» в пресс-службе национального туроператора «Алеан» (входит в Российский союз туриндустрии). По его данным, на 10% снизилось число бронирований туров с целью лечения и оздоровления в Кавказских Минеральных Водах, а спрос на санатории Сочи по году снизился на 15%.

По данным Росстата, в 2024 году число отдыхавших в санаторно-курортных организациях составило почти 7 млн, тогда как в 2023 году их было меньше — около 6,5 млн. Также «Известиям» предоставили данные по 2025 году — сейчас у Росстата они доступны за 10 месяцев.

И здесь цифры говорят пока о снижении — в этот период в санаториях отдохнули более 5,8 млн человек, а за десять месяцев 2024 года — 5,9 млн. Снизилось и число ночевок в таких организациях — 57,2 млн за десять месяцев 2025 года против 58,7 млн в 2024-м.

По данным «Алеана», на курорты Кавказских Минеральных Вод приходится 58% от общего объема бронирований оздоровительных туров по России, на Урал и Сибирь — 12%, на Краснодарский край — 11%, на Подмосковье и среднюю полосу России — 8%, на Крым — 5%.

Снижение числа поездок в Кавминводы там объяснили общим снижением покупательной способности, а также переориентацией туристов на выездные направления — из-за укрепления рубля. Кроме того, на ситуацию повлияла приостановка прямых рейсов между Баку и Минеральными Водами.

— Из Азербайджана многие раньше приезжали за лечением на курорты Кавминвод, — заявили в компании.

По данным Росстата, число ночевок в санаториях Краснодарского края за 10 месяцев 2025 года снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с 12,8 млн до 11,5 млн. Снижение интереса в «Алеане» объяснили следствием общего сокращения спроса по направлению, ситуацией в Анапе, напряженным информационным фоном, а также повышением цен и смещением спроса в сторону Турции, Египта и Таиланда.

А в пресс-службе туроператора «Мультитур» (входят в РСТ) отметили, что фиксируют большой интерес и к санаториям Белоруссии — за год он вырос на 35%. Впрочем, по данным этой компании, динамика бронирований российских санаториев в этом году все же положительная — по ее информации, вырос спрос на Кавминводы, Крым и Подмосковье.

О неугасающем интересе заявил и президент ассоциации «Альянс туристических агентств» Алексан Мкртчян. Он отметил, что фиксируется резкое увеличение числа бронирований по санаториям Крыма — на 26%. О стабильном интересе говорит, по его словам, и то, что популярные санатории все еще возможно забронировать только за 90–100 дней до заезда. Он напомнил, что летом интерес к Анапе ожидаемо снизился, а вот на зиму и межсезонье — вырос.

В «Мультитуре» также напомнили, что в сезон необходимо бронировать места в санаториях за пять-шесть месяцев до заезда.

«Но в декабре перед новогодними праздниками, а также уже после праздников, например в феврале, места есть почти в любом санатории», — рассказали в компании.

А член правления РСТ, гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин отметил, что в этом году по сравнению с прошлым глубина бронирования все же снизилась и уже нечасто составляет 90–100 дней.

— Спрос и предложение сбалансировались, такой напряженки, как в прошлом году, с местами нет, — сказал он.

Эксперт предположил, что по итогам года прирост показателей в санаторном отдыхе будет, но скромный — в 3–5%.

— В этом году спрос не ажиотажный, — сказал эксперт. — А санатории — это один из самых дорогих видов внутреннего туризма. Во-первых, здесь стоимость за сутки выше на 1,5–2 тыс. рублей по сравнению с отелем — за счет включения медицинских услуг. Это процентов на 20–30 дороже. А во-вторых, пляжный отдых — это в среднем 8–9,5 дней, а в санатории люди едут на 11–12 дней. Соответственно, цена такой поездки приближается к ста тысячам рублей. И это возможная причина замедления роста интереса.

Аналитики консалтинговой компании Nikoliers предположили, что по итогам года рост будет, но меньше, чем полагает отрасль, — на 2% к прошлому году и на 6% по сравнению к докризисному 2019-му.

Где отдыхать и лечиться

При этом есть санаторные направления, интерес к которым стремительно растет. Так, по данным «Алеан», число бронирований санаториев в средней полосе России выросло на 25%: востребованы здравницы Костромской, Ивановской, Саратовской, Ярославской областей.

«Несмотря на то что цены на туры выросли в пределах 20% к прошлом году, этот продукт остается очень востребованным, — заявили в компании. — Многие туристы переориентируются на отдых в своем и соседнем регионе на фоне подорожания транспортных расходов, и, выбирая ближайший подходящий вариант размещения, между санаторием и отелем они отдают предпочтение санаторию, потому что здравница предлагает более широкий спектр услуг».

На 9% вырос спрос на санатории Урала и Сибири: Алтайский край, Башкирия и Свердловская область. Но и стоимость туров здесь выросла на 15–20%.

Сергей Ромашкин также напомнил, что регионы массового туризма (Московская и Ленинградская области, Башкирия и Татарстан) имеют вокруг городов-миллионников богатую санаторную инфраструктуру.

— Поездка в свой близкий санаторий, допустим, в Подмосковье, конечно, обойдется дешевле, хотя бы за счет дороги, ведь не надо лететь в Минеральные Воды, — сказал он. — Поэтому мы видим некоторую переориентацию спроса на ближайший санаторий, хотя и не всегда это возможно с учетом профиля лечения.

Кто ездит в санатории

Уже с пандемии на фоне роста интереса к вопросам здоровья и превентивной медицине клиентура санаториев начала молодеть: ядром аудитории все еще остается серебряный возраст, но значительно выросло число гостей в возрасте от 35 лет, заявили в «Алеане».

«Как правило, это семейные туристы, которые проводят свой отпуск с детьми. Таким образом, выросло число запросов именно на детские лечебные программы и анимацию, инфраструктуру для детей, и объекты трансформируются под эти запросы», — сказали там.

В компании отметили, что семейные туристы очень важны для здравниц: отдыхающие с детьми становятся постоянными, возвратными клиентами, и подросшие поколения возвращаются в санатории уже самостоятельно.

«Также примечательно, что зумеры, которых привлекает ЗОЖ, открыли для себя санатории, и хотя доля такой аудитории пока что скромная, здравницам важно работать на перспективу», — заявили участники рынка.

Традиционно санатории воспринимаются как учреждения для людей зрелого возраста, но в последние годы восприятие меняется — аудитория стабильно молодеет, подтверждают данные исследования консалтинговой компании Nikoliers и сети Azimut Hotels.

«Если в 2019 году средний возраст гостей санаториев сети составлял 56 лет, то в 2025 году показатель снизился до 45 лет, — отмечается в нем. — Наиболее активная группа отдыхающих в санаториях — категория 36–45 лет, на них приходится 34% от всех гостей».

А вслед за омоложением аудитории санаториев изменилось и поведение потребителей. Среди заметных трендов — сокращение сроков пребывания в санаториях. Десять лет назад он составлял не менее 14 дней, сейчас все более популярны программы на 5–7 дней.

«Потребители все чаще выбирают короткие оздоровительные туры или поездки на выходные, совершая такие визиты несколько раз в год», — говорится в исследовании.

Алексан Мкртчян также подтвердил: идет «резкое омоложение» людей, которые отдыхают в санаториях.

— И раньше, лет 25 назад, мы отправляли в санатории гостей 55+, и это было 80% гостей. А сейчас мы отправляем в основном 45+, — сказал он.

В «Мультитуре» отметили, что среди бронирующих в этой компании 55% отдыхающих в санаториях это все же люди в возрасте 55+, 30% — 35–55 лет. При этом процент одиночек, приезжающих на лечение, пока все еще выше.

Читайте также
Прямой эфир