Поле наигранное: в 2025 году вырос спрос на российские проекты
В 2025 году заметно вырос спрос на видеоигры, созданные российскими или русскоговорящими разработчиками. Так, пиковая ежемесячная аудитория платформы VK Play, специализирующейся на отечественных проектах, выросла с 12 до 19 млн пользователей. В мире тенденция также заметна: в 2025 году вышло множество наших игр с тиражами свыше 500 тыс. копий на платформе Steam. Среди лидеров продаж — No, I'm Not a Human, «Земский собор», «Русы против ящеров». Сохранится ли тренд в 2026 году — в материале «Известий».
Российские игры стали трендом
В РФ и мире стали активнее играть в проекты, созданные отечественными студиями или русскоговорящими разработчиками. Как сообщили «Известиям» в VK Play, пиковая ежемесячная аудитория пользователей, включавших игры на платформе, увеличилась с 12,5 млн в 2024-м до 19 млн в 2025-м, при этом рекорд был зафиксирован в октябре.
— В этом году у всех на слуху была «Смута» и ее продолжение «Земский собор». Они действительно вызвали интерес игроков, как мы видим по внутренним метрикам. Но, помимо этого, на VK Play выходит множество игр российских разработчиков, которые нашли отклик у требовательных геймеров и обеспечили такой рост аудитории. Российским студиям всегда хорошо удавались стратегические и тактические игры, поэтому релизы Broken Arrow и «Переднего края» вызвали интерес не только у аудитории VK Play, но и у мировой общественности. «Песнь копья» и Twilight Wars стали менее известными, но тоже качественными играми в этом направлении, — отметил директор по стратегии VK Play Александр Жиганов.
По мнению спикера, 2025 год был особенно богат на релизы, которые оставили след не только у россиян, но и за пределами страны. Среди них: «Сатурн», который подойдет любителям научной фантастики, «Лихо Одноглазое» с погружением в пугающий мир народных верований и сравнимую с признанным хитом Atomic Heart Hail to the Rainbow от автора-одиночки Сергея Носкова.
— Что касается потенциала за пределами России и СНГ, я верю именно в такие проекты, как «Киберслав», «Былина» или «Царевна». В отличие от игр, сильно завязанных на конкретной исторической повестке, здесь нет идеологии или сложного локального контекста, который был бы непонятен внешней аудитории. Есть самобытный мир, интересный лор, герои и визуальный стиль. Именно такие вещи хорошо воспринимаются за рубежом как что-то новое и необычное, как это в свое время произошло с Atomic Heart, — рассказал CMO сервиса «Плюс Гейминг» Владимир Толмачев.
Такие игры понятны и близки аудитории в России и СНГ, но при этом могут быть интересны и международному рынку за счет оригинального игрового процесса и свежего взгляда. Это полноценные, качественные игры с аккуратным славянским уклоном, который не выглядит странно или навязчиво, а наоборот, делает мир более ярким и запоминающимся, отметил спикер.
Какие еще игры покупали в 2025 году
В пресс-службе RuStore рассказали, что лидерами игрового сегмента на платформе остаются российские проекты.
В игровых жанрах лидируют симуляторы с долей 13%, экшен — 11%, головоломки — 10%, казуальные игры — 8%, RPG — 7% и шутеры — 6%. Топ игр по скачиваниям возглавили Tanks Blitz, «Мир домовят» и Black Russia — все эти игры созданы российскими студиями.
По словам руководителя магазина Дмитрия Панкрушева, площадка активно расширяет возможности не только для российских, но и иностранных компаний. Так, к ноябрю китайские разработчики заработали в 3,5 раза больше, чем в 2024-м.
В пресс-службе Wildberries & Russ отметили, что в уходящем году самую высокую динамику показали игры для ПК, продажи выросли на 212 и 282% соответственно, но при этом в абсолютных цифрах продажи невелики. Так, продажи российского хита Atomic Heart в натуральном выражении в 2025-м выросли на 13%.
— Оборот видеоигр на Wildberries в 2025 году вырос на треть по сумме продаж и на 50% в натуральном выражении. Чаще всего покупают диски для PlayStation 5, рост составил 46% по сумме и 54% в натуральном выражении. Хитом продаж неизменно остаются футбольные симуляторы FC25 и FC26 от EA Sports для платформы PlayStation 5, — отметили в компании.
По словам руководителя направления «Развитие игр и игрового сообщества» «М.Видео» Сергея Мезина, 2025 год в очередной раз подтвердил жанровые предпочтения россиян на рынке носителей для консолей — в топах продаж традиционно GTA V, спортивные симуляторы и приключенческие игры с глубокой проработкой сюжета.
— Несмотря на умеренные оценки критиков, хорошие результаты в наших каналах продаж показала Mafia: The Old Country, среди релизов 2025 года у нее второе место после EA Sports FC 26. На третьем месте по выручке среди новинок года расположилась Death Stranding 2: On the Beach, далее идут Ghost of Yotei, Clair Obscure: Expedition 33 и Kingdom Come: Deliverance II, — добавил специалист.
По данным игровой платформы МТС Fog Play, в 2025 году наибольший интерес российских пользователей был сосредоточен на жанрах экшена и приключений — на них приходится порядка 55% от всех сессий. По суммарному времени, проведенному в играх, лидером стал Cyberpunk 2077 — на него пришлось около 4,6% от общего игрового времени на платформе, сообщил «Известиям» директор по облачному геймингу МТС Илья Целиков.
Эксперт игровой индустрии Дмитрий Круглов подчеркнул, что в мире оформился тренд на популярность российских игр. Однако вместо «Земского собора» международная аудитория предпочла стратегию Broken Arrow, хоррор No, I'm Not a Human, боевики «Русы против ящеров 2» и Escape from Tarkov. Практически все они показали рост продаж (свыше 500 тыс. копий), в то время как в 2024 году только Warhammer 40 000: Space Marine 2 продемонстрировала сопоставимую динамику.
— Напомню, что в 2026 году ожидается выход проектов «Командиры бездорожья» от Foxhound и «Корея. Серия Ил-2» от 1C Game Studios. Это амбициозные игры российских команд, конкурентоспособные в своих жанрах и сопоставимые с зарубежными аналогами. Гарантий повторения показателей 2025 года, в том числе в Steam, нет, но график релизов выглядит обнадеживающе. Следить точно будет за чем, — отметил IT-обозреватель Сергей Поморцев.
По его словам, интерес зарубежных геймеров связан не с «русскостью» проектов, которая часто незаметна, а с тем, что ключевые игры года стали успешными в своих нишах и нашли аудиторию. Главные факторы — самобытность и оригинальность, а с этим у отечественной игровой индустрии проблем нет, резюмировал он.