- Статьи
- Общество
- Доводят красоту: как косметологические процедуры оборачиваются для москвичек потерей здоровья
Доводят красоту: как косметологические процедуры оборачиваются для москвичек потерей здоровья
Две жительницы Москвы получили серьезные осложнения после обращения в один из столичных центров косметологии. У одной из них после хирургического вмешательства возникли гнойники, шея утратила свою подвижность, у второй упало зрение. Женщины направили жалобы в прокуратуру, Росздравнадзор, Роспотребнадзор и департамент здравоохранения Москвы, а также обратились в полицию. О том, как действовать в случае неудачной процедуры, — в материале «Известий».
Что произошло в центре косметологии
Минимум две жительницы Москвы, состояние здоровья которых существенно ухудшилось после косметологических процедур, пожаловались на клинику «Мир аппаратной косметологии» («МАК») и пластического хирурга этой организации Дарью Науменкову. Обращения женщины направили в департамент здравоохранения Москвы, прокуратуру, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, а также обратились в полицию. Жалобы есть в распоряжении «Известий».
Как следует из документов, у посетительниц клиники после процедур возникли серьезные осложнения. Так, после липосакции нижней трети лица и шеи у одной из клиентов центра «МАК» Евгении Шомовой неправильно срослись лоскуты кожи на лице и шее. Сейчас женщина не может поворачивать голову.
— Ни о каких возможных последствиях, рисках или осложнениях меня не предупредили, — добавила клиентка. — Наоборот, Дарья обещала, что уже через две недели я буду «куколкой», и этому доказательство — ее количество подписчиков и фотографии «До/После» в соцсетях.

Но на вторые сутки после операции при смене повязки клиентка обнаружила, что в области проведения хирургического вмешательства появился гной и выраженные деформационные изменения.
— Испугавшись, я сразу обратилась к Дарье. Но она сообщила мне, что подобные дефекты — это норма и они не требуют дополнительного вмешательства, — рассказала она. — А затем врач и вовсе обвинила меня в возникновении дефектов после операции. Она сказала, что я держала голову в неправильном положении, поэтому всё криво срослось.
Затем, по словам пострадавшей, ее состояние ухудшилось еще больше: помимо того что на лице и шее образовались рубцы, кожа на шее сильно истончилась, нарушилась подвижность шеи.
— Даже простые движения головы стали затруднительными, что мешает выполнять обычные бытовые дела и работу, — подчеркнула она.

Евгения Шомова рассказала, что нашла информацию о Дарье Науменковой в соцсетях.
— Ознакомившись с работами специалиста и положительными отзывами под ними, я решила записаться к ней на консультацию и узнать информацию о липосакции нижней трети лица и шеи, — отметила она. — Изначально я планировала только проконсультироваться у врача. Но меня уговорили начать процедуры сразу. Кроме того, врач заявила, что помимо липосакции мне нужно удалить комки Биша (скопления жировой ткани в области щек ниже скуловой дуги. — Ред.).
Процедуры обошлись Шомовой в 170 тыс. рублей.
— Средства на них я заняла у своей бабушки, — добавила она.
Лицензия на уродство
Вторая пострадавшая рассказала на условиях анонимности, что заплатила за ботокс и липосакцию нижней трети лица и шеи. Но, по её словам, Дарья Науменкова вколола ей еще филлер в нос, рассказала женщина. Эта процедура и вызвала у клиентки осложнение, утверждает она.
— У меня возник сильнейший отек глаз и лица, а затем он спал и я обнаружила, что мое зрение значительно упало, — добавила она.

Женщина рассказала, что обратилась к пластическому хирургу в центре «МАК» по рекомендации коллеги.
— Я повелась на позитивные отзывы о деятельности специалиста и записалась сразу на несколько процедур — ботокс и липосакцию нижней трети лица и шеи, — уточнила она. — Но перед проведением процедур специалист не взяла у меня никаких анализов. Меня это на мгновение насторожило, но было уже поздно, врач начала свои манипуляции.
Обе пострадавшие утверждают, что Дарья Науменкова проводила косметологические и хирургические операции в Москве без медицинского образования. Информация о его наличии также отсутствует в ее соцсетях, убедились «Известия» — у врача есть страницы, где она выкладывает фотографии до и после проведенных ею процедур, но там нет данных о ее дипломах.
«Известия» связались и с Дарьей Науменковой — попросили прокомментировать притензии ее клиенток.
«Я Дарья Науменкова, корреспондент «Шторм TV», волонтер, помогаю фронту. Сейчас выполняю гуманитарную миссию в ДНР. У меня имеются благодарственные грамоты и медали от министерства обороны», — говорится в сообщении от врача.
Она признала, что получила претензии от клиентки. Впрочем, по ее словам, «не только претензию, но и угрозы».
«Так же я написала заявление в полицию о вымогательстве, — сообщила Дарья Науменкова. — Она (пострадавшая. — Ред.) сделала у меня процедуру, а через несколько дней начала вымогать 1 млн рублей, угрожая порчей репутации и травлей в соцсетях. Отвечать на действия данного человека я не планирую, всю информацию передала в правоохранительные органы».
Впрочем, и Евгения Шомова сообщила «Известиям», что врач ей угрожала.
По данным сервиса проверки и анализа российских юридических лиц и предпринимателей Rusprofile, организация «МАК» основана в августе 2016 года в Москве. Компания работает в сфере медицинской деятельности, специализируясь на аппаратной косметологии. Лицензии на все необходимые виды деятельности у клиники есть.
Одна из клиенток клиники рассказала «Известиям», что есть и другие пострадавшие, но те якобы обращаться с жалобами в правоохранительные органы не готовы.
Также обе клиентки, по их словам, не получили и, соответственно, не подписывали договор, а также чеков. Женщины рассказали, что частично заплатили наличными, а еще часть перевели на карту врача.
Однако, признаются обе женщины, эта ситуация их не слишком насторожила — до момента появления осложнений после операций. Когда они сообщили об этом врачу и потребовали компенсацию и средства на лечение, та перестала выходить на связь.
Пострадавшие направили претензии в адрес центра косметологии, ответ на них они не получили. «Известия» также обратились в центр с просьбой подтвердить получение претензий. Ответа не поступило.
В чем опасность косметологических процедур
Лицо — это зона со сложной системой кровеносных сосудов, рассказал «Известиям» пластический хирург Сергей Карпович. Он отметил, что опасен не филлер, а непрофессиональный косметолог с плохим знанием анатомии и физиологии.
— Если бы препарат попал в просвет артерии или сильно сдавил сосуд, у пациентки мог и вовсе начаться некроз (отмирание тканей) или наступила бы полная слепота, — сказал он.
Сейчас обе пациентки проходят дорогостоящее лечение в других клиниках за свой счет.
В отношении Дарьи Науменковой вряд ли будет возбуждено уголовное дело, считает адвокат в области медицинского права Ирина Гриценко.
— Отслоение кожи, ограничение подвижности шеи или выраженные косметические дефекты далеко не всегда признаются даже легким вредом здоровью. Это означает отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и либо минимальную, либо вовсе отсутствующую моральную компенсацию, — объяснила она.
Но если будет доказано, что Дарья Науменкова действительно осуществляла свою деятельность без медицинского образования и необходимых лицензий и будет установлена причинно-следственная связь между операциями и причинением вреда здоровью пациенток, ей может грозить до пяти лет лишения свободы, возразила медицинский адвокат Людмила Матвиенко.
— Но для этого потребуется доказать, что здоровью потерпевших причинен вред средней степени, — уточнила она.
Если же будет установлено, что специалист осуществляла свою деятельность законно, то ей может грозить лишение свободы на срок до года и запрет на занятие определенных должностей на период до трех лет, добавила эксперт.
Суд действительно далеко не всегда встает на сторону пострадавших. Например, в Башкирии в 2025 году Следственный комитет прекратил дело против косметолога из Уфы Лии Мифтаховой, которую одна из ее клиенток в 2024 году обвинила в некачественном оказании услуг.
Как обезопасить себя от лжеспециалистов
Пресечь деятельность специалистов без профильного образования и лицензии на ведение той или иной медицинской деятельности можно только при повышении правовой грамотности пациентов, считает адвокат в области медицинского права Ирина Гриценко.
— Сегодня ключевая проблема — не отсутствие законодательства, а поведение самих потребителей. Я до сих пор сталкиваюсь с ситуациями, когда молодые женщины идут за инъекциями в подвальные помещения, приглашают «специалистов» на дом или доверяются людям исключительно из-за красивых сторис в социальных сетях, — отметила эксперт.
По закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», введение инъекций, препаратов и проведение других манипуляций косметическими аппаратами подлежит лицензированию, напомнила Ирина Гриценко.
Федеральные законы № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», по словам адвоката, выстроены логично и детально.
— Эти законы обеспечивают достаточное правовое регулирование в сфере оказания медицинских услуг. Но проблема в том, что люди пытаются сэкономить и сознательно идут в серую зону, — сказала она.
Контроль за сферой косметологии должен осуществлять Росздравнадзор, отметила Ирина Гриценко.
— Но как практикующий адвокат могу сказать, что за всю свою профессиональную деятельность я видела лишь один случай масштабной проверки, завершившийся приостановлением деятельности клиники на 90 суток, — подчеркнула она.
Популярность и широкое распространение услуг лжекосметологов объясняется правовой неграмотностью пациентов, согласилась медицинский адвокат Людмила Матвиенко. А также, по ее словам, люди клюют на псевдоспециалистов из-за относительной дешевизны их услуг и их агрессивного маркетинга в соцсетях.