Посол вон оттуда: Трамп отозвал десятки назначенных Байденом глав дипмиссий
Администрация Трампа отзывает назначенных при Байдене послов из 29 стран мира. Как заявляет Белый дом, их заменят сотрудники, «разделяющие приоритеты внешней политики действующего президента «Америка прежде всего». Почти половина отозванных дипломатов из стран Африки, отношения с которыми американский лидер пытается кардинально изменить. Подробности — в материале «Известий».
Добро пожаловать на выход
Главам дипломатических миссий в 29 государствах сообщили, что им надо в ближайшее время покинуть страну пребывания — срок действия их полномочий истекает в январе 2026-го. В Госдепартаменте отказались давать какую-либо дополнительную информацию.
Известно только, что дипломаты могут впоследствии вернуться, но только для выполнения других задач. В Госдепе подчеркнули, что такие изменения — «обычный процесс в любой администрации». При этом ни Барак Обама, ни Джозеф Байден столь радикально не меняли состав дипломатического корпуса.
Президент Американской ассоциации дипломатической службы Джон Динкельман пояснил изданию Politico, что послам необходимо покинуть свои посты до 15 января. По мнению дипломата, это может навредить репутации США на международной арене.
В Африке отослали послов из 13 стран: Бурунди, Камеруна, Кабо-Верде, Габона, Кот-д’Ивуара, Мадагаскара, Маврикия, Нигера, Нигерии, Руанды, Сенегала, Сомали и Уганды. Также поменяются послы в Фиджи, Лаосе, Папуа — Новой Гвинее, на Филиппинах и Маршалловых Островах, во Вьетнаме, Армении, Македонии, Словакии, Черногории, Алжире, Египте, Непале и на Шри-Ланке, в Гватемале и Суринаме.
При этом у США до сих пор нет глав дипмиссии в довольно важных для них странах: ФРГ, Саудовской Аравии, Катаре, Южной Корее, Австралии и на Украине.
При этом американские СМИ не исключают, что в некоторых африканских странах пост посла вообще может быть ликвидирован. В The New York Times сообщалось о том, что Госдеп может коснуться реорганизация, в ходе которой могут распустить бюро по делам Африки. Впрочем, впоследствии госсекретарь Марко Рубио опроверг эту информацию.
Сам американский лидер летом заявил, что в отношениях с африканскими государствами приоритетными станут торговые интересы, а не продвижение демократии и гуманитарные вопросы.
Кнут без пряника
Вернувшись в Белый дом, Трамп стал менять американский внешнеполитический курс в отношении Африки: от односторонней помощи к выгодному для США экономическому сотрудничеству.
Усилия же предыдущих администраций были направлены на развитие демократических институтов в странах Африки, содействие их экономическому росту и гуманитарную поддержку.
Впоследствии в Вашингтоне признавали, что результат не соответствовал ожиданиям, поскольку «в некоторых государствах континента случились перевороты и были изменены Конституции, что увеличило срок пребывания действующих лидеров у власти».
В первые 100 дней нахождения у власти Трамп отменил программы помощи странам Африки и ввел почти для всех из них повышенные тарифы.
Например, Лесото, которая, по словам Трампа, облагает американские товары 99-процентными тарифами и про которую, по мнению американского лидера, «никто не слышал», получило 50-процентные пошлины, Мадагаскар — 47%, Маврикий — 40%, ЮАР — 30%, Ботсвана — 37%, Ливия — 31%, Алжир — 30%.
В начале апреля президент сменил гнев на милость и приостановил действие режима повышенных тарифов, установив их на уровне 10%.
Страны, расположенные южнее Сахары, были одними из крупнейших получателей помощи Агентства по международному развитию (USAID). Из среднего годового бюджета агентства в $40 млрд на программы для африканских стран выделялось около $8 млрд. Из них почти половина средств уходила на гуманитарную помощь, 38% — на здравоохранение, а 8% — на экономическое развитие.
Два года назад максимальные объемы помощи из США получили Мозамбик, Малави, Либерия, Сомали и ЦАР.
Экономическое сотрудничество Соединенных Штатов и африканских стран основано на Законе об обеспечении роста и расширении возможностей в Африке (African Growth and Opportunity Act — AGOA), принятом в 2000 году. Согласно договоренности, 32 государства получали беспошлинный доступ на американский рынок более чем для 1,8 тыс. категорий товаров.
Неправильная Африка
На этом фоне особенно выделяется курс на обострение отношений США с ЮАР. Трамп обвиняет власти страны в нарушении прав африканеров (белого населения страны), его также не устраивают активизация ее диалога с Тегераном и отношение республики к Израилю — в 2023 году Претория подала иск против Израиля в Международный суд ООН за действия в секторе Газа.
В марте американские власти объявили посла ЮАР в США Ибрагима Расула персоной нон грата, назвав его «расистом, который ненавидит Америку и ее президента».
Желая наладить отношения с Дональдом Трампом, в мае в Вашингтон прилетал президент ЮАР Сирил Рамафоса. Однако после этой встречи взаимодействие США с Южно-Африканской Республикой только ухудшилось: Трамп отказался ехать на ноябрьский саммит G20 в Йоханнесбурге.
После этого американский лидер заявил, что «ЮАР продемонстрировала всему миру, что не является страной, достойной членства где-либо», и потому она не получит приглашения на саммит G20, который пройдет в Майами в следующем году, а также может не ждать выплат и субсидий со стороны Вашингтона.
Издание Politico со ссылкой на близкие к Трампу источники сообщило, что если власти африканских стран стремятся иметь прочные отношения с США, им необходимо заплатить за это. Например, договориться о приеме лиц, депортируемых из Соединенных Штатов, или предоставить доступ к полезным ископаемым.
Такой вариант, в частности, предложила Демократическая Республика Конго. В обмен на американскую военную поддержку страны она предложила Вашингтону доступ к месторождениям кобальта, лития, меди и тантала.
Что думают эксперты
Заместитель директора ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, руководитель Центра североамериканских исследований Виктория Журавлева в беседе с «Известиями» отметила, что в США послов меняет каждый новый президент в соответствии со своей повесткой.
— Это нормальная практика, главы дипмиссий меняются в ключевых странах и регионах для новой администрации. Африка действительно приоритетное направление для США уже не первый год. Рост интереса можно проследить, начиная с администрации Барака Обамы. Но при этом, конечно, каждая администрация продвигает свои приоритеты: у демократов это были ценности, у Трампа — ресурсы, — пояснила американист.
Научный сотрудник Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН Сергей Карамаев в беседе с «Известиями» отметил, что у США нет отдельной африканской стратегии.
— Нет ни какого-то формализованного документа, который бы назывался «африканская стратегия» или «стратегия развития отношений», нет и концепта, плана работы с ключевыми государствами Африки. В стране есть эксперты по континенту, но их голос в принятии решений не слышен, — пояснил африканист.
По словам политолога, у Трампа подход к политике как у бизнесмена.
— Американский лидер хочет доминировать, пытается работать в русле торга и условий. Это первое, что африканским странам не очень нравится. Второе — это то, что политика Трампа и политика США в отношении африканских стран недолгосрочные. Вашингтон не мыслит в парадигме проектов на 15, 20, 30 и более лет, — считает эксперт.
Специалист подчеркнул, что США интересуют в Африке полезные ископаемые и конкуренция с Китаем, хотя назвать конкурентами их сложно.
— Импульсивность в международных отношениях пользы не приносит. К тому же неизвестно, кто придет на смену Трампу. К тому времени, когда у американцев будет новый президент, мир еще раз и еще сильнее изменится. И не факт, что Африка будет в первом десятке приоритетных направлений для США, — резюмировал аналитик.