Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин отметил хорошие результаты осенней сессии парламента России
Политика
Путин обсудил с Балицким развитие Запорожской области
Общество
Метель и усиление ветра до 15 м/с ожидаются в Подмосковье в ночь на пятницу
Армия
Силы ПВО за три часа уничтожили 31 дрон над регионами России и Черным морем
Наука и техника
«Роскосмос» сообщил о планах создать лунную электростанцию к 2036 году
Мир
Зеленский оценил шансы отмены мобилизации на Украине в случае мирного соглашения
Происшествия
Один человек погиб и два пострадали при атаке ВСУ на Херсонскую область
Наука и техника
Число дней с магнитными бурями в 2025 году стало максимальным за 10 лет
Политика
Матвиенко поблагодарила Путина за поддержку работы СФ
Мир
Азаров не исключил связи Умерова с Миндичем
Общество
Патрушев назвал Трансарктический коридор ключевым элементом развития Арктики
Мир
МИД Киргизии опроверг введение нормы о въезде россиян по загранпаспортам
Общество
Стратегию развития частного образования разработают в России
Мир
В Китае начали открывать комнаты по уходу за ребенком для отцов
Мир
Зеленский признал перехват Россией украинских ракет «Фламинго»
Происшествия
Беспилотники ВСУ попытались атаковать предприятие в Оренбургской области
Общество
В Курганской области пресекли захват заложника и побег заключенного из колонии

Природа в ведении

Директор ВНИИ «Экология» Александр Закондырин — о проблемах российской заповедной системы и ее научном потенциале
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В ближайшие годы российские особо охраняемые природные территории (ООПТ) могут существенно нарастить эффективность работы и стать настоящими научными кластерами. В национальных парках могут быть запущены исследовательские полигоны для разработки новых методов борьбы с инвазивными видами, на заповедных землях проведут масштабные работы по мониторингу численности и реинтродукции краснокнижных видов. Но для этого необходимо решение ряда проблем в управлении российской системой ООПТ.

Чтобы сделать работу нацпарков прозрачнее, с участием ученых нужно формировать планы по рекреационному развитию регионов, которые будут учитывать рост интенсивности экотуризма. До 2030 года по поручению президента России Владимира Путина во всех нацпарках страны должна быть создана современная инфраструктура для экологического туризма. За 11 месяцев 2025 года федеральные особо охраняемые природные территории посетили 21,6 млн человек, что на 4 млн больше, чем за весь прошлый год, рассказал в интервью «Известиям» 23 декабря вице-премьер Дмитрий Патрушев.

Всё чаще будет подниматься вопрос о необходимости разработки новых подходов борьбы с инвазивными видами. На фоне глобального потепления и активной торговли в Россию постоянно проникают новые, чужеродные виды растений и насекомых. Инвазивы агрессивно вытесняют местные ценные аборигенные виды, которые не готовы к такой конкуренции, что приводит к обеднению природного разнообразия и наносит многомиллиардный экономический ущерб стране. У российских ООПТ, богатых научными кадрами, есть большие возможности стать центрами разработки методов борьбы с вредителями.

Территории для новых научных объектов можно расширить за счет возвращения нацпаркам «выбывших» земель: еще в 1990-е годы многие земельные участки из состава ООПТ попали в частные руки по причине оформления ряда природных территорий по «серым» схемам. В ближайшее время контрольные органы могут запустить основательную ревизию таких участков.

Один из первых нацпарков, где проводится масштабный аудит территорий — Сочинский национальный парк. С конца 1990-х из его состава по разным причинам выбыло более 11 тыс. земельных участков общей площадью почти 8 тыс. га, из которых примерно 5,5 тыс. участков уже застроено.

Защита редких видов животных — другой приоритет, который находится на особом личном контроле у президента нашей страны. Подходы к этому вопросу также требуют совершенствования. Зачастую реализации программ сохранения редких видов препятствует отсутствие достоверных данных о динамике численности, а применяемые методы учета остаются недостаточно единообразными. Дорожные карты по сохранению видов в отдельных субъектах часто содержат общие формулировки: разработка методик, создание «индивидуальных паспортов» животных, сбор данных о перемещениях, которые зачастую не привязаны к конкретной оценке динамики численности на местах.

Остается проблемой и географическая ограниченность мониторинга. Для многих приоритетных видов учет ведется лишь в части ареала. Реальное состояние популяции, например, переднеазиатского леопарда на Кавказе остается не вполне изученным из-за недостатка данных по части ареала, который охватывает соседние государства. Учет мигрирующих птиц (например, стерха) проводят в основном в местах гнездования в Якутии и местах зимовок в Китае, а данные о зимовке западносибирской популяции практически отсутствуют.

Недостаточно охранять животных и птиц только на территориях ООПТ. В ходе проекта нужно проводить анализ миграций, мест гнездования, мест зимовок и так далее каждого отдельного вида, и на основе этого придумывать полноценные всеобъемлющие мероприятия по их охране.

Комплекс мер по научной трансформации российской сети ООПТ может быть реализован в рамках национального проекта «Экологическое благополучие». Одна из программ нацпроекта — федеральный проект «Сохранение биоразнообразия и развитие экотуризма» — предусматривает выделение из бюджета порядка 50 млрд рублей до 2030 года.

Реализации научного сопровождения программ восстановления редких видов животных мешает и ряд управленческих проблем. Зоны ответственности за проведение мониторинга по всему ареалу вида четко не закреплены за конкретными исполнителями. Как правило, не определены ответственные за сбор и систематизацию информации о состоянии популяций редких видов, поступающей из разных источников (ООПТ, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, полевые экспедиции и т.д.). Для решения этого вопроса можно задуматься о комплексной реформе заповедной системы нашей страны.

Например, сейчас внесен на рассмотрение Госдумы проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ». В действующем законе полностью отсутствует регулирование по видоизменению границ действующих ООПТ, даже если на это есть объективные экономические или социальные причины, несмотря на то что до 1995 года возможность изменения границ была законодательно закреплена.

Для международного сообщества это обычная практика. В США, Германии, Австралии и Китае площади национальных парков корректируют в сторону уменьшения, если это имеет экономическую или политическую необходимость — например, для добычи полезных ископаемых. Пока российское законодательство намного более консервативно в вопросах защиты окружающей среды и сохранения биоразнообразия.

Согласно рассматриваемому законопроекту, в России будет предусмотрен специальный порядок вынесения решений об изменении границ и размещении объектов на заповедных территориях. Окончательное решение будут выносить образуемые совещательные органы — комиссии по обеспечению охраны ООПТ федерального или регионального значения. В них войдут представители региональных и местных властей, экспертного и научного сообщества для обеспечения прозрачности процедуры и соответствия жестким требованиям природоохранного законодательства.

Управление огромной разветвленной системой природных территорий России, которая включает более 12 тыс. ООПТ площадью около 245 млн га и занимает порядка 13% территории страны, требует новых подходов. Одним из вариантов решения могло бы стать создание специализированного федерального агентства для выполнения функций по администрированию многочисленных хозяйственных вопросов российских нацпарков. А Минприроды России как курирующее ведомство продолжило бы заниматься формированием нормативной базы и законотворчеством в сфере заповедного дела.

Российская система ООПТ имеет огромный потенциал развития. Она должна стать опорой для нашего государства как в научных разработках, так и в экономическом росте, но для этого необходимо наладить рациональный и прозрачный подход в ее управлении.

Автор директор Единого научного центра Минприроды России ФГБУ «ВНИИ «Экология»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир